• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Дубина для соседа

Реклама на dsnews.ua

Эпидемия ценового шантажа со стороны россиян перекинулась на ядерное топливо. В обмен на свою благосклонность северные соседи могут попросить доступ к источникам урановой руды.

История "травли" Украины со стороны российских поставщиков энергоносителей получила новый сюжет. На сей раз пришла очередь украинской атомной энергетики. Федеральное агентство по атомной энергии "Росатом", которое в конце прошлого месяца возглавил бывший видный российский либерал Сергей Кириенко, заявило, что намерено в 2006 г. начать переговоры о повышении цен на поставляемое в Украину ядерное топливо — топливно-выделяющие сборки (ТВС) для АЭС. Есть все основания предполагать, что данный демарш — часть стратегии России по получению доступа к источникам дешевой украинской урановой руды.

Рецепт урановых таблеток

Как утверждают в "Росатоме", российское государственное ОАО "ТВЭЛ" покупает в Украине урановый концентрат по мировым ценам, тогда как цена поставляемого в нашу страну готового топлива якобы ниже мировой. "В стоимость тепловыделяющих сборок, которые "ТВЭЛ" поставляет национальной атомной энергогенерирующей компании (НАЭК) "Энергоатом" для использования на украинских АЭС, закладывается льготная топливная составляющая. "Росатом" не намерен диктовать украинским партнерам жесткие сроки, и 2006 г. мы будем считать переходным, но с 1 января 2007-го цена должна быть выровнена", — говорится в заявлении агентства. В комментариях прессе официальные представители "Росатома" уверили, что из-за цены, заложенной в контракты с Украиной, российская корпорация "ТВЭЛ" теряет около $150 млн ежегодно.

В ответном заявлении Минтопэнерго Украины постаралось осадить российских партнеров, напомнив, что цены на природный уран, который поставляется в РФ и учитывается в стоимости ядерного топлива, зафиксированы долгосрочными гарантиями российского правительства и закреплены подписями премьеров двух стран в долгосрочном соглашении на период 2003-2010 гг. "Россия не имеет оснований требовать от Украины пересмотра цен на украинский уран, который используется российскими предприятиями для производства ядерного топлива", — говорится в заявлении Минтопэнерго.

Тайные желания

Анализ сотрудничества между Россией и Украиной во времена премьерства Виктора Януковича, а также политики "оранжевой" власти дает основания предположить, какие стратегические цели преследуют россияне, пытаясь давить на Украину в вопросе цен на ядерное топливо.

Наиболее вероятный камень преткновения — это добыча урана в Украине. Дело в том, что в 2003 г. геологами были обнародованы сенсационные параметры богатейшего в Европе месторождения урановой руды, которое разрабатывает Новоконстантиново-Докучаевский ГОК (НДГОК). Если себестоимость добычи урана на всех остальных украинских предприятиях составляет около $45/т, то на НДГОКе — лишь порядка $13/т. Россия, которая испытывает нехватку уранового сырья, естественно, заинтересовалась возможностью получить доступ к столь выгодному источнику руды.

С правительством Януковича россияне провели соответствующую "силовую" работу (о технологии давления см. в следующем разделе статьи), которая, в частности, проявилась в одном интересном событии: в разгар оранжевой революции (!), 13 декабря 2004 г., правительство утвердило Государственную программу развития добычи и первичной переработки уранового сырья на 2006-2030 гг. Эта программа предусматривала, что непосредственным развитием новых урановых месторождений (то есть НДГОКа) должно заняться украинско-российское предприятие, в котором российскую сторону будет представлять корпорация "ТВЭЛ". О каких-либо тендерах по отбору разработчика речь не шла — выбор в сторону россиян был сделан, несмотря на то, что под окнами Кабмина уже гремели победные барабаны революции.

Реклама на dsnews.ua

После смены власти в Украине государство предпринимало попытки сформулировать оптимальную стратегию построения работы своей атомной энергетики, при этом в вопросе выбора иностранных партнеров для добычи урана был сделан разворот на 180 градусов.

В коммерческом плане это вылилось в оживление работы над двумя стратегически важными для Украины ядерно-техническими соглашениями с Западом. В частности, уже 16 марта 2005 г. тогда еще премьер-министр Юлия Тимошенко подписала Меморандум о взаимопонимании между правительством Украины и французской корпорацией Areva, который касался сотрудничества в ядерной отрасли. Этот документ предполагает участие Франции в обновлении украинского реакторного парка и эксплуатации месторождений урана. Однако до подписания окончательного соглашения, которое позволило бы французам добывать уран в Украине, дело пока не дошло. Не исключено, что по причинам политического характера.

Вполне возможно, что последний выпад "Росатома" имеет целью подтолкнуть Украину к продолжению "линии Януковича" в отношении НДГОКа. Пользуясь положением монопольного поставщика топлива, Россия может попытаться выставить свои претензии на это месторождение в качестве одного из условий урегулирования вопроса стоимости урановых таблеток для украинских реакторов.

Монопольный прессинг

Российская корпорация "ТВЭЛ" контролирует 100% украинского рынка ядерного топлива. Главная причина монополизма "ТВЭЛ" — техническая: все реакторы, установленные на украинских АЭС были произведены на территории России. Соответственно, поставку топлива на них контролируют исключительно российские поставщики.

Это обстоятельство повышает до заоблачных высот уровень ценовых рисков в украинско-российской ядерно-сырьевой торговле. Монопольный поставщик топлива в любой момент может или поднять цены, или, например, найти финансовые зацепки в платежах и изменить график подачи топлива украинским АЭС.

Последний подобный случай произошел в начале декабря 2004 г., в самый разгар политического кризиса в Украине. Тогда корпорация "ТВЭЛ" заявила о возможном прекращении поставок топлива на украинские АЭС в 2005 г. Причем это заявление озвучили не официальные лица российской компании, а "вовремя узнавший об этом" тогдашний министр энергетики Сергей Тулуб. 2 декабря 2004 г., после "выездного" совещания Кабинета Министров Украины на даче экс-президента Леонида Кучмы в Конче-Заспе, г-н Тулуб заявил, что уровень расчетов покупателей электроэнергии "Энергоатома" в ноябре-декабре составил всего 84,4% по сравнению с 93,3% в 2003 г. А посему-де "страна очутилась на грани пропасти — на пороге неплатежей российской корпорации "ТВЭЛ" и полного прекращения поставок ядерного топлива Украине в 2005 г.".

В результате 13 декабря 2004 г. правительство приняло нужные россиянам решения по поводу судьбы НДГОКа. Ядерная дубинка в декабре 2004-го сработала. Сейчас ситуация повторяется, вплоть до дат — с той лишь разницей, что вместо донецкого Сергея Тулуба заговорил интеллигентный Сергей Кириенко, в более мягких выражениях, но все с тем же посылом — пожалуйста, дайте нам доступ к дешевой руде, иначе не видать вам дешевого топлива. Таковы последствия доминирования на украинском рынке ядерного топлива одной-единственной иностранной государственной корпорации.

Авральная диверсификация

Для Украины есть несколько путей выхода из сложившейся ситуации. Первый, наиболее дорогостоящий, — вложить порядка $3 млрд в создание собственного замкнутого цикла производства ядерного топлива, что окупится не ранее чем через 10-15 лет. Второй вариант, более дешевый, — вложить порядка $5 млрд в замену устаревшего оборудования части украинских АЭС, что, по различным оценкам, окупится через восемь-десять лет. В ходе этой замены Украина может демонтировать реакторы советского типа, которые и без того надо менять, — срок их безопасной эксплуатации окончательно исчерпывается через шесть-восемь лет. При длительности строительства одного энергоблока минимум в полтора-два года (а менять к 2011-2014 гг. придется 14 реакторов) этот вариант уже практически не оставил Украине времени на раздумья. Теоретически можно начать техническую реформу атомной генерации "стахановскими темпами", заменяя в год по два энергоблока. В таком случае Украина сможет "завести" на свой рынок реакторы, произведенные по технологиям США или Франции. Тогда компании этих стран зайдут на украинский рынок топлива и разрушат монополию россиян.

Есть еще третий, наименее дорогостоящий, но откровенно "декоративный" вариант борьбы с монополизмом — вместо одного контракта "ТВЭЛ"—"Энергоатом" запустить на рынок десяток-другой частных трейдеров. Это создаст видимость либерализации торговли и приблизит Украину к антимонопольным нормам ЕС. Но подобный выход решит проблему только фигурально. Потому что при любом количестве фирм-посредников украинские реакторы, способные потреблять только российские топливные сборки, все равно будут зависеть от корпорации "ТВЭЛ" — их единственного производителя в бывшем СССР.

На протяжении всей своей независимости Россия на достаточно высоком официальном уровне поочередно толкала Украину то к первому, то ко второму, то к третьему вариантам развития сырьевой базы украинской атомной энергетики. Похоже, сейчас наступает следующий виток в противостоянии интересов российских, европейских и американских производителей ядерных реакторов и топлива к ним. И нельзя исключать, что уже в ближайшее время можно будет услышать, что Украина "тырит" у России не только природный газ, но и ядерное топливо. Впрочем, если россияне переусердствуют в давлении, после выборов в Верховную Раду вполне вероятен запуск одного из "западных" сценариев, когда атомную индустрию Украины будут развивать, например французы.

    Реклама на dsnews.ua