• USD 39.6
  • EUR 42.2
  • GBP 49.4
Спецпроекты

ИГРА НА ТРУБЕ

Реклама на dsnews.ua

Стоимость разработки игр для мобильных устройств в 10-20 раз ниже, чем для компьютерных и консольных игр, которые, по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы могут уступить мобильным играм первенство даже в объемах продаж.

"Игровой бизнес начинается с энтузиастов: качественную игру может выпустить команда всего из трех человек: дизайнера, программиста и художника, — говорит технический директор компании "Абсолютист" Виталий Хить. — Однако не стоит недооценивать усилия человека, который будет продвигать созданный продукт, ведь рынок игр сродни шоу-бизнесу: зачастую действия издателя ("продюсера") гораздо важнее, чем талант разработчика ("артиста"). Игры, создаваемые под раскрученными брендами, могут и не отличаться высоким качеством, но все равно хорошо продаваться. Если же бренда нет, без серьезного сотрудничества с промоутерами далеко не уедешь".

А уехать хочется, ведь сегодня игры для мобильных телефонов — это наиболее динамично развивающийся сегмент игровой индустрии. Согласно прогнозам компании Informa Telecoms & Media, рынок игр для мобильных телефонов в ближайшие пять лет увеличит свои обороты как минимум в четыре раза — с $3 млрд до $11 млрд — при условии, что количество геймеров среди пользователей мобильной связи вырастет с 7 до 15%.

Украинский рынок такими масштабами похвастать пока не может. По оценкам его участников, украинские игроманы ежегодно тратят на мобильные игры около $3 млн. При этом на продукцию украинских разработчиков мобильных игр расходуется не более $100 тыс., все остальное — игры западных компаний. И хотя в создании игр под зарубежными торговыми марками часто участвуют украинские аутсорсинговые компании, об этом никто не знает, кроме разве что самих авторов.

Заманчивый аутсорс

Украинские разработчики мобильных игр делятся на три основные группы. Первая и наиболее многочисленная — это аутсорсинговые компании, разрабатывающие игры по заказу западных компаний (например, Attack Software и Donetskiy-Mobile). Во вторую группу входят компании, ориентированные на разработку игр под собственной ТМ (киевская компания VCS — ТМ Qplaze, запорожская Net Lizard). И, наконец, третья группа — это компании-разработчики игр для ПК, обратившие внимание на сегмент игр для мобильных телефонов и КПК, — такие, например, как днепропетровская компания "Булат" и харьковская Program Ace. По словам руководителя отдела разработки мобильных игр компании "Булат" Александра Пефтиева, тенденция к созданию игр для мобильных устройств сегодня коснулась практически всех мировых, в т.ч. украинских компаний-производителей компьютерных игр, а многие издатели игр для ПК также включили в свой издательский портфель линейку мобильных игр.

Справедливости ради стоит заметить, что в последнее время наметилась тенденция постепенного перехода компаний-разработчиков из первой группы во вторую, как это сделала, например, столичная компания NewGround, однако объемы игр, разрабатываемые для западных заказчиков и отечественного рынка, все еще несопоставимы. Интересный нюанс: сайты практически всех украинских разработчиков мобильных игр выполнены на английском языке (а некоторые — даже без возможности переключения на русский, не говоря уже об украинском). Другими словами, большинство отечественных разработчиков априори ориентированы на западных заказчиков.

"Украинские разработчики делают игры достаточно хорошего качества, но реализовывать их предпочитают не в Украине, а за рубежом, — говорит директор компании "Днипро Телеком" (TM MobileMania) Виктор Андреев. — Ведь если тут мобильные игры продаются максимум по $3-4 за копию, то там цена совсем иная — от $10. К тому же, украинский рынок еще не готов массово потреблять игры для мобильных устройств, в то время как западные геймеры вполне созрели для серьезных инвестиций в этот сегмент".

Реклама на dsnews.ua

Еще один убедительный аргумент в пользу аутсорсинга — своеобразный дележ доходов от продажи мобильных игр. Львиную долю прибыли забирают мобильные операторы: в Украине так же, как и в России, эта цифра может составлять до 50% дохода. Контент-провайдеры получают около 10%, еще 30-40% забирают медианосители. Украинские же разработчики имеют совсем небольшой процент от этого пирога — зачастую они довольствуются всего 5-10%. Рентабельность разработки игр в этом случае, как правило, не превышает 20-30%.

Естественно, при таких раскладах гораздо выгоднее продавать игры и права на них западным заказчикам за определенную фиксированную сумму. Разработка простенькой игры на заказ оценивается в $10-20 тыс. Если учесть, что подобная игра разрабатывается тремя профессионалами (программистом, дизайнером и художником) за два-три месяца, т.е. себестоимость подобной игры, как правило, не превышает $5 тыс. (а часто держится на уровне $1,5-2 тыс.), становится понятно, почему большинство украинских разработчиков предпочитают аутсорс.

Издатели поневоле

Показательно, что на Западе ситуация противоположная: отчисления операторам составляют 5-10%, а разработчики забирают себе около 20%. Еще 10-15% идет издателям — компаниям, которые занимаются реализацией игр нескольких разработчиков. При этом издатели тщательно отслеживают тенденции рынка, мониторят потребительский спрос и при необходимости направляют разработчиков, подсказывая, какому жанру игр отдавать предпочтение.

В Украине подобных компаний пока нет. Есть, правда, представительства иностранных издательств, в т.ч. российских, продвигающих таким образом на украинский рынок свою продукцию, однако с нашими разработчиками мобильных игр сторонние компании не работают. "Роль издателей в украинских пенатах взяли на себя контент-провайдеры. От предлагаемых разработчиками игр они, как правило, не отказываются — вопрос только в стоимости, — говорит директор компании-провайдера "Мистер Мобайл" (ТМ Dinamit) Евгений Коробка. — Бывают разработчики, которые предлагают только одну игру собственного производства, но требуют при этом широкую рекламу и высокие роялти. Естественно, от подобных предложений мы отказываемся. С остальными же разработчиками ведем переговоры относительно процентов с продаж: эта сумма может колебаться от 2 грн. до $1. Труднее всего договариваться с зарубежными издателями, которые требуют, как правило, 25% от чистой прибыли. У раскрученных разработчиков, работающих под собственными брендами, мы можем купить игру и за фиксированную стоимость".

"Мы готовы работать практически с любым отечественным производителем, — подтверждает Виктор Андреев. — Ведь они предлагают уже локализованные игры, интересные украинскому потребителю. Зарубежные же издатели часто предлагают непонятные для многих украинцев игры, например, американский футбол или бейсбол. Подобную продукцию мы или не покупаем, или адаптируем под отечественного потребителя. Желательно также, чтобы игра была интерактивной, а для этого нужен плотный контакт с разработчиком".

Доля игр в общем объеме продаж контент-провайдеров может отличаться. Если одни провайдеры избрали для себя игры приоритетным направлением, как, например, компания "Мистер Мобайл" (ТМ Dinamit), где игры составляют около 60% всего контента, то у таких компаний, как, "Днипро Телеком" (ТМ MobileMania), доля мобильных игр составляет всего 4%. "В сфере продаж многое, как известно, зависит от рекламы, — говорит Виктор Андреев. — Рекламировать же игры невыгодно, ведь чтобы заинтересовать клиента, нужно дать подробное описание игры, для наглядности представить несколько скриншотов, указать, для каких моделей телефонов предназначена игра… Естественно, на это уходит слишком много рекламной площади или эфира, а значит, и денег".

Продавать игры отечественные разработчики могут и без помощи контент-провайдеров: через свой сайт, к примеру. Однако объемы таких продаж, как правило, незначительны. Кроме того, на Западе игры для мобильных устройств распространяются через производителей телефонов и PDA, а также на CD-дисках в виде коллекций игр, однако для украинских разработчиков эти пути пока еще практически неизведаны.
Отсутствие отечественных издателей серьезно тормозит реализацию украинской продукции на Запад, ведь если издатель распространяет игры по всему миру, то контент-провайдеры ограничены двумя-тремя мобильными операторами и действуют в пределах одной страны. Пытаясь ознакомить мир со своими играми, разработчики выкручиваются как могут: пытаются завязывать отношения с западными издателями, контент-провайдерами и операторами напрямую либо через посредников. Пожалуй, наиболее правильный путь — создать собственную компанию-издателя, базирующуюся где-нибудь в России, лучше — в Москве, откуда подбираться к западным рынкам будет гораздо проще и удобнее. Так сделала, например, компания VCS, образовав совместно с московскими инвесторами компанию-издателя Russian Mobile Entertainment Company. "Выйти на мировые рынки очень сложно, найти там незанятую нишу трудно даже опытным разработчикам, не говоря уже о новичках, — считает Борис Щеулов, вице-президент компании VCS. — Чтобы установить нужные деловые отношения, необходимо посещать мероприятия, конференции, участвовать в выставках, а на все это уходит много средств. Если же работать с издателем дистанционно, слишком высока вероятность обмана. Кстати, наличие издателя в Москве позволяет нам предотвратить утечку из компании квалифицированных кадров. Нередки случаи, когда менеджеры, научившись продавать игры, уводят хороших дизайнеров и программистов и создают собственную компанию. У нас же менеджеры и творцы разделены географически".

Не игрой единой

Новичкам на рынке трудно. Минимальный порог вхождения в бизнес невысок: на покупку необходимой техники понадобится от $10 тыс., однако в процессе создания и реализации игр компания-новичок может столкнуться с массой подводных камней.

Для того чтобы сотворить игру, рожденную буйным воображением штатных сценаристов, много инвестиций не нужно. Другое дело, когда игра создается по кино или комикс-лицензии — в этом случае придется выложить от $40 тыс. за лицензию. Впрочем, права на использование популярных персонажей и сюжетов можно получить и бесплатно, но лишь в том случае, если разработчик является крупным игроком и лицензиат уверен в качестве будущей игры. В таком случае компания-разработчик договаривается с обладателем лицензии об определенном проценте с прибыли от реализации игры. Легче всего о бесплатной передаче прав договориться с украинскими и российскими лицензиатами, поскольку западные правообладатели предпочитают работать по принципу "утром деньги — вечером стулья".

Впрочем, сделать игру — это полдела. Готовый продукт нужно "отпортировать", т.е. адаптировать к различным моделям телефонов. Александр Пефтиев: "Чтобы игра была востребована на рынке, нужно охватить как можно большую часть модельного ряда — это порядка 15-20 платформ, причем каждая платформа включает в себя 10 и более моделей телефонов".

Стоит заметить, что создание игр для распространенных в Европе телефонов с поддержкой Java серьезно отличается от программирования игр для популярных на американском и азиатском рынке мобилок на базе технологии CDMA. Кроме того, в новых моделях телефонов предусмотрена возможность использования 3D-движков, которые требуют совершенно иной уровень программирования и дизайна.

Кстати, кадры — традиционно больной вопрос для компаний-разработчиков. "Сегодня чрезвычайно трудно найти профессионалов дизайнеров, — делится Борис Щеулов. — Большие проблемы и с программистами, способными создавать java-игры. Приходится набирать талантливых людей и обучать их уже в процессе работы". Довольно сложно найти также грамотных менеджеров, способных продвигать на рынке созданную игру или целую линейку игр.

вот проблема пиратства, как это ни удивительно, украинских производителей волнует мало. "Отечественный пользователь имеет два больших недостатка, — рассказывает Виталий Хить. — Первый — низкая техническая база, т.е. мало кто из украинцев представляет, что такое по-настоящему "продвинутые" мобильные телефоны. Второй недостаток — наличие определенной категории граждан, которые как раз очень хорошо разбираются в технических новинках, однако совершенно не представляют, как можно за развлечения платить деньги. Часто такие люди создают сайты и форумы, где и выкладывают бесплатные копии игр. Бороться с этим, к сожалению, бесполезно. Но утешает лишь то, что среди пиратов существует негласный кодекс чести: многие размещают на сайтах игры только западного производства. Еще один момент, лишающий разработчика прибыли, — передача игр по bluetooth или инфракрасному порту с одного телефона на другой".

Отдельная проблема — разработка игр для КПК. "Думаю, самым важным сдерживающим фактором, тормозящим развитие рынка игр для PDA, является отсутствие централизованной точки продажи, — говорит Борис Щеулов. — Для мобильных телефонов такой точкой является мобильный оператор, а в сегменте игр для КПК между разработчиком и конечным пользователем — пустота. Есть, конечно, интернет-ресурсы, но при нынешнем разгуле пиратства этот канал сбыта весьма ненадежен. Правда, сегодня уже выпускаются PDA c GSM-модулем. Думаю, в будущем эта модель трансформируется в смартфон, под который будут писаться игры. А их можно будет продавать уже обычным путем, через мобильного оператора".

А пока суть да дело, такие компании, как "Абсолютист", уже сегодня создают и реализуют игры для КПК. "Делать игры для мобильных телефонов сложнее, чем для PDA, — уверен Виталий Хить. — У телефонов для этого значительно меньше ресурсов. Сложно сделать качественную игру с медленным процессором, несовершенной java-машиной и достаточно слабыми возможностями вывода графики. Кроме того, каждый производитель телефонов имеет линейки с различными экранами и различными типами java-машин, что усложняет производство игры. Однако реализовывать игры для мобильных телефонов, несомненно, удобнее. Игры же для КПК наша компания реализует в 90% случаев через интернет, остальные 10% — это непосредственно OEM-поставки, когда игры продаются вместе с PDA либо на компакт-дисках".
Но телефоны совершенствуются, а игры переходят на более качественный уровень. "Наступит время, когда мобильные терминалы смогут поддерживать игры не хуже, чем обычные ПК, — уверен Евгений Коробка. — Уже сейчас в Украине ведутся активные разработки качественных 3D-игр".

"Впрочем, в техническом плане украинский рынок мобильных игр все же сильно отстает от мирового, — дополняет Виталий Хить. — Европа и Россия уже переходят на 3G, а мы еще и GPRS толком не освоили. Мы в состоянии сделать полноценную мультиплеерную игру, но я точно знаю, что реализовать ее в Украине будет невозможно — мобильные операторы пока заинтересованы в максимальном покрытии территории, а не в качестве предоставляемых услуг. Возможно, к концу следующего года у нас появятся известные бренды российского производства, а также мультиплеерные игры, в которых игроки смогут общаться друг с другом, часами "сидеть" в большой ролевой игре и даже видеть лица противников в режиме реального времени".

ПАСПОРТ РЫНКА

Объем рынка: около $3 млн.
Количество участников: четыре-шесть компаний, работающих на украинский рынок, несколько десятков аутсорсинговых компаний, а также десяток отделов компаний, специализирующиеся на разработке игр для ПК.
Рентабельность разработки игр: до 30%.
Темпы роста рынка: увеличение объемов на 20-40% в год.

    Реклама на dsnews.ua