• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

ПАРТИТУРА ДЛЯ КОНТРАБАСА

Реклама на dsnews.ua

Редко кто из нас, готовясь к застолью, не проводит детального маркетинга содержимого полок близлежащего супермаркета. И, чего греха таить, пребывая в поиске чего-нибудь эдакого, мы зачастую выбираем заморские напитки. Ну скажите, рождественские праздники — чем не повод с шиком распить бутылочку-другую французского шампанского или напитка градусом повыше?! Поздравляем: став обладателем такой бутылочки вы, вполне возможно, внесли посильный вклад в поддержку бизнеса нелегальных импортеров.

Продавцы воздуха

Официальная статистика гласит, что 65% импортируемых в Украину спиртных напитков продается в рознице, 30% — в барах, кафе и ресторанах (HoReCa), 5% составляют индивидуальные эксклюзивные заказы. В абсолютных цифрах выходит около $5 млн. У тех, кто непосредственно занимается ввозом горячительных напитков в Украину, эта цифра вызывает саркастическую ухмылку: по их данным, импортного алкоголя у нас в 2005-м продалось в семь раз больше — на $35 млн. Заметим, что речь идет не о подделках, а о вполне легально произведенном продукте. Около трети оседает на полках торговых сетей и супермаркетов, а львиная доля такого продукта, со слов импортеров, поглощается посетителями отечественных кафе, баров и ресторанов. "Не верите — проведите эксперимент", — посоветовал и нам в одной из компаний. Что мы и сделали.

Журналисты "ВД" обзвонили с десяток поставщиков спиртного, представившись закупщиками виртуального ресторана. Во всех компаниях, куда мы звонили, нам предложили прайс-лист. Для покупателя прайс-лист — это информация о том, с какими производителями у импортеров заключены контракты о поставках напитков, т.е. легальном ввозе. По такой схеме работают все крупные и средние импортеры. Когда же мы выражали сожаление, что нужного нам ликеро-водочного изделия нет в предложенном перечне, примерно в трети организаций нас заверили, что это не проблема. Мол, всегда можно договориться. И это в то время, когда по всем законам компания, по нашим сведениям, права на продажу данного продукта не имела. Оставалось выяснить, каким образом поставщики собирались удовлетворить нашу избирательность.

Соблазнительные схемы

Все оказалось очень просто — купить товар, которым торгуют "продавцы воздуха" можно за счет нелегального импорта. На одной бутылке нелегал может сэкономить от EUR1 до EUR7, что существенно меняет соотношение оптово-розничных цен. Если бутылка "среднего" виски или коньяка за $20, с уплатой всех официальных пошлин и платежей, будет стоить в рознице минимум $31, "серый" поставщик, уплативший только часть сборов, может смело устанавливать цену на уровне $26. То, что из двух вариантов потребитель выберет последний, сомневаться не приходится. А это значит, что легальный импортер на каждой такой бутылке теряет минимум $5, а нелегал только за один "левый" контейнер получает бонус в $75 тыс. Даже если отдать половину этих средств на "подкормку" чиновников и другие сопутствующие расходы, $40 тыс., согласитесь, тоже немалая сумма, взятая практически ниоткуда. По оценкам экспертов, именно такую прибыль с одного контейнера получают нелегальные импортеры.

Однако, "серые" схемы не ограничиваются только такими шагами. Нелегальные импортеры идут еще дальше — экономят на объемах поставок алкоголя. Если, например, стандартный 20-тонный контейнер вмещает 15 тыс. бутылок по 0,75 л, пошлины считают не со всей партии, а с 1,5 тыс. бутылок. Если рассматривать все тот же пример ($20 за бутылку), то прибыль нелегала может составить около $10 тыс. только на продаже 1,5 тыс. бутылок. А в контейнере еще остается неучтенного алкоголя в 13,5 тыс. бутылок.

Реклама на dsnews.ua

Третьей популярной схемой экономии является так называемая емкостная. Это значит, что за 0,75 литра алкоголя нелегал платит как за 0,05 л, то есть в 15 раз меньше. А это значит, что с каждого контейнера его прибыль составляет чуть больше $50 тыс.

Большая стирка

После пересечения границы следует еще одна цепочка схем — по "отбеливанию" продуктов. Так, если бутылки 0,05 л ввозятся "в белую", необходимо объяснить, откуда потом появляются 1-литровые. "Поглощают" одну емкость и "порождают" другую фирмы-посредники. Существуют и варианты со складами — один регистрируется абсолютно легально, и на него попадает товар, с которого уплачены все необходимые платежи. Параллельно компания оперирует вторым складом, на котором хранятся неучтенные на таможне напитки и по мере надобности поставляются на легальный склад. Фирмы-посредники работают с ресторанами, где сложнее отследить происхождение товара. Отдельным пунктом эксперты отмечают молдавский путь: в Приднестровье товар растаможивается практически с нулевой пошлиной и поступает в Украину уже легальным образом. Иногда в Молдову отправляют даже не сам товар, а просто документы, которые таким образом "обеляются".

Представители компаний говорят о существовании некоего перевалочного пункта в Турции, существование которого официально не подтверждено, к тому же обслуживать он может не только Украину, а и все постсоветское пространство. В данном случае схема следующая: завод-производитель официально продает продукцию фирме, получающей скидки на большие партии, которая, в свою очередь, уже перепродает товар другим лицам. Он поступает в Турцию, где затирается дата разлива, дающая возможность проследить, кому партия была продана изначально, иногда переклеивается этикетка и т.п.

А среди последних сообщений пресс-службы ГНАУ — информация об изъятии свыше 15 тыс. бутылок коньяков, мартини и водки разных наименований, на которых отсутствовали данные об импортере продукции и обклеенных акцизными марками двухлетней давности. Контрабандный товар оперативники налоговой обнаружили в складском помещении одного столичного акционерного общества, а владельцем напитков является частное предприятие, зарегистрированное в Донецке.

Несмотря на наличие всех объективных причин для защиты своих интересов, легальные компании пока не создали лобби в государственных органах. В отличие от отечественных алкогольных производителей, мощно защищающих свои права и в правительстве, и в парламенте, объединение поставщиков алкогольной продукции пока лишь ситуативное. Бороться с конкуренцией контрафакта они предпочитают собственными силами, обзаводясь партнерами в среде правоохранительных органов ("среднее звено", как обычно, наиболее востребовано с обеих сторон. По поводу должного реагирования на свои сигналы нарекают: "Стоит заявить, что в магазине или ресторане стоит контрафактный товар, как начнут проверять тебя самого. А нелегалы быстренько успевают заменить его "белым" и уйти от ответственности".

Тенденция к заключению с производителями эксклюзивных договоров на поставку того или иного бренда является своеобразным способом узаконить жалобы на теневиков. Компания-импортер получает вполне законные основания требовать от правоохранительных органов проверки поставок аналогичных марок алкогольной продукции другими фирмами.

Гораздо эфективнее наладить контроль за импортом со стороны государства: таможня не пропускает, магазин не берет, защитники прав потребителей и налоговики проверяют, МВД находит нарушителей, суд наказывает. "Для этого необходимо в кратчайший срок ввести в оборот новые акцизные марки акцизного сбора с указанием емкости тары, усилить контроль над процессом утилизации конфискованной продукции, отменить квотирование импорта и снизить стоимость импортной лицензии на алкоголь, пресечь коррупцию в государственных контролирующих органах", — считает Сергей Купцов, генеральный директор ООО "Баядера-Импорт".

МНЕНИЕ 

ГРИГОРИЙ СИНИЦА. Заместитель начальника ДААК ГНАУ Украины

— В странах ЕС нет разделения акцизной марки не только по литражу, но и по направлениям напитков, она — единая для всех.

У нас Постановлением Кабмина №567 ввели различия по градусности. Почему не предусмотрели указание данных о емкости? Это технически трудновыполнимо. Как известно, акцизная марка печатается в Украине и вывозится за границу. Для ее наклеивания нужно соответствующее оборудование, и мы не можем заставить иностранного производителя покупать еще и дополнительные аппараты для оклеивания разных емкостей. Тут уже вступают в силу нормы международного права, и подобный документ не удастся повести через Минюст, который проводит свою экспертизу на соответствие европейскому законодательству.

Сейчас появляется много идей по поводу того, как исправить ситуацию с марками, но многие из них абсолютно невыполнимы. Например, предлагают менять марку ежеквартально, однако это может привести к хаосу на рынке, т. к. необходимо будет фиксировать остатки.

МНЕНИЕ 

ДМИТРИЙ БЕЗПЯТЫЙ. Бренд-менеджер ТМ Sierra, Sambuca Molinari, De Kuyper

— За последний год ситуация изменилась на короткий период — во время проведения операции "Контрабанда — СТОП!". Анализируя ситуацию по истечении нескольких месяцев, можно сделать вывод, что данное мероприятие носило достаточно популистский характер и служило средством перераспределения нелегальных финансовых потоков из одного кармана в другой. Основные пути проникновения контрабанды — морской и автомобильный, через взятки работникам таможенной службы. Лазеек в законодательстве нет, о чем свидетельствует то, что нелегальный продукт реализуется в сегменте HoReCa, где ослаблен контроль со стороны фискальных органов. Главная причина наличия контрабанды — заинтересованные в ней нелегальные импортеры и коррумпированные чиновники, уже привыкшие "брать". Нужны цивилизованные экономические рычаги — снижение налогов и пошлин, повышение зарплаты работникам таможни. Но, по всей видимости, в высших эшелонах власти есть заинтересованные люди, которым не нужна борьба с контрабандой.

МНЕНИЕ 

ИЛЬЯ ГРИНБЕРГ. Генеральный директор компании "Марком"

— Легальные операторы сегодня уйму времени тратят на борьбу с контрабандой, доказательство легальности своей продукции, убеждение продавцов и потребителей, что более низкая цена конкурента обусловлена неуплаченными налогами. И несмотря на то, что в среде наших правоохранительных органов достаточно умных и профессиональных людей, разбирающихся в теневых схемах, государственной воли, чтобы эффективно бороться с таким явлением как контрабанда, пока нет.

Западные производители исходят из того, что контрабанда в Украине — уже не их проблема: у себя на территории они делают все законно, что происходит с товаром дальше — не их вина. Но сегодня их все чаще информируют о подобных нарушениях, и внутренний вопрос украинского рынка импортных напитков уже превращается в вопрос имиджа и репутации западного производителя. В ответ на такие сигналы с Украины они уже отказываются от сотрудничества с некоторыми компаниями, активно мониторят украинский рынок, отслеживают ненадежных партнеров.

МНЕНИЕ 

РУСЛАН ДРОБЯЗКО. Юрист компании Бейкер и Макензи

— Основные проблемы для правообладателей торговых марок связаны с отсутствием регистрации объекта интеллектуальной собственности в соответствующих таможенных органах Украины. Кроме того, при регистрации должны быть указаны официальные импортеры и дистрибьюторы. Именно потому, что так зачастую не происходит, таможенные органы не всегда обращают внимание на товары, объекты интеллектуальной собственности которых не зарегистрированы в соответствующих таможенных органах Украины, что предусмотрено постановлением Кабмина, в результате чего в страну поступает контрафактный товар.

Среди наиболее часто встречающихся нарушений — стирание кодов на оригинальном товаре. В том случае, если ТМ зарегистрирована в отечественных таможенных органах, правообладатель имеет возможность получить информацию о том, кто является собственником партии. К расследованию может быть подключено и МВД. Однако, если вопрос регистрации был проигнорирован правообладателем, то отследить судьбу нелегальной поставки он вряд ли сможет.

МНЕНИЕ 

АРА ГРИГОРЯН. Генеральный директор дочернего предприятия с иностранными инвестициями "Перно Рикар Украина"

— Контрабанда существует и является главной проблемой украинского рынка импортного алкоголя. C марта по август прошлого года контрабандной продукции стало гораздо меньше, но сейчас, по-моему, контрабанда достигла наибольшего размаха за всю историю своего существования.

К сожалению, различным компаниям удается завезти наши бренды в страну и, за счет неуплаты налогов или акцизного сбора, продавать продукцию Группы "Перно Рикар" на 20-25% дешевле, чем позволительно нам. При этом мы несем финансовые и имиджевые потери, а также стратегического развития бренда. Дело в том, что люди, которые занимаются контрабандой, заинтересованы только в получении быстрых денег, дальнейшая судьба того или иного бренда их не интересует. Но "наше дело правое", и мы очень надеемся, что рано или поздно в Украине начнут реально действовать европейские порядки и законы, и для решения проблем "серого" импорта и контрабанды будут приняты существенные и, главное, эффективные меры.

МНЕНИЕ 

ВАДИМ СЛИВЕНКО. Начальник отдела борьбы с преступностью на потребительском рынке и в аграрном секторе МВД Украины

— В декабре, в ходе совместных рейдов с Госпотребсоюзом, в розничных сетях Одессы и Днепропетровска было изъято более 50 тыс. бутылок с затертыми кодами. Безусловно, в появлении на рынке нелегального импортного алкоголя виноват не торговец, а тот, кто пропустил товар через границу. Исходя из этого, мы обращаем внимание на злоупотребления должностных лиц. МВД сейчас вплотную занялось анализом схем на внутреннем и внешнем рынках, в Украине все упирается в цену. Если проанализировать, какая стоимость должна быть у брендов при легальном ввозе и сравнить цены оптовых и розничных торговцев, несложно определить нарушителей. Сейчас мы всерьез работаем над раскрытием теневых схем на внутреннем рынке и вскоре уже сможет рассказать о первых результатах.

    Реклама на dsnews.ua