• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

ИЗБРАННОЕ ИЗ СТАРИННОГО

Реклама на dsnews.ua

"Мне всегда был близок дух собирательства. Но особенно меня привлекали старинные книги, передающие не только отпечаток своего времени, но также энергетику бывших владельцев. Еще будучи студентом, я решил собрать собственную коллекцию таких книг. И первым изданием в ней стал 12-томник Достоевского 1895 года выпуска, который я купил на стипендиальные 40 рублей", — рассказывает Сергей Корниенко. Однако свою трудовую деятельность связать с антиквариатом он не решился, посвятив себя более стабильному бизнесу — нефтяному. И в итоге добился на этом поприще немалых успехов, став председателем правления нефтяной компании. Но о своем увлечении Сергей не забывал, продолжал формировать собственную библиотеку и давал консультации по "книжному вопросу" знакомым. Но в какой-то момент он понял, что будет комфортно себя чувствовать, лишь превратив свое хобби в бизнес. "Социальный заказ для семьи в виде квартиры, машины и дачи был выполнен, и я мог, наконец, расслабиться и получать удовольствие от своей деятельности", — говорит Сергей Корниенко. Расставшись с коллегами по нефти, в 2001 г. он создал проект "Галерея старинных книг", который предполагает не только поиск редких изданий (до 1930 г. выпуска) под заказ, но и создание частных или корпоративных библиотек, разработку их интерьера, а также обновление книжного переплета.

Философия антиквариата

Сегодня количество созданных "Галереей" библиотек исчисляется десятками. Среди них и собрание старопечатных книг, и тематические библиотеки. Особой гордостью "Галереи" служит книга, найденная в прошлом году по индивидуальному заказу для библиотеки, ориентированной на охоту, — "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси" Н.И. Кутепова. В свое время было выпущено всего 400 экземпляров этой книги, и все они были подписные. Иными словами, каждый экземпляр имел своего адресата: от царя — до послов и глав других государств. Нынешнего владельца раритета в "Галерее" не называют, отмечая лишь то, что книга осталась в Украине, и это главное.

Книги, найденные Сергеем Корниенко, можно встретить и в домашних библиотеках известных политических деятелей, например, Леонида Кравчука, Виктора Медведчука, Григория Суркиса. "У нас разные клиенты: кто-то ищет книгу для себя, а кто-то — в подарок. Ведь когда люди только недавно знают друг друга, то сначала стараются дарить вещи, которые бы подчеркивали их материальный статус, но спустя некоторое время подарки, как правило, начинают носить уже духовный смысл. И старинная книга в этом плане — отличный пример, — отмечает Сергей. — Помню, я в свое время презентовал Николаю Азарову — еще в его бытность главным налоговиком страны — трехтомник "История инквизиции", он ему тогда очень понравился".

Кроме того, есть среди клиентов Корниеко иностранцы, но за организацию вывоза книг за границу в "Галерее" не берутся. Помимо волокиты с заключением договора, придется получить специальное разрешение, которое выдается только после проверки книги в учетных материалах утраченных и украденных предметов, которые ведутся органами внутренних дел.

Ввоз книг в Украину также имеет свои сложности, прежде всего финансовые, т. к. при ввозе антикварной книги необходимо уплатить 30%-ный налог. Конечно, если есть чек из магазина или с аукциона, то все намного проще, но когда книга покупается с рук, то доказать ее истинную стоимость на таможне проблематично. Поэтому многие букинисты стараются перевозить книги нелегально.

Инвестиции в старину
Реклама на dsnews.ua

Причины, подталкивающие к коллекционированию антикварных книг, различны. Самые очевидные — удовлетворение личных амбиций и увеличение доходов. При верном подходе к делу антикварная литература может приносить до 40% прибыли в год (а в отдельных случаях она может исчисляться сотнями процентов). Например, еще три года назад знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, состоящий из 86 томов, стоил около $3 тыс. Сегодня этот многотомник в хорошем переплете обойдется в $7-10 тыс. "Помимо сохранности книги, на ценообразование также влияет ее происхождение, историческая ценность, связь с известными именами", — говорит Сергей Корниеко.

Антикварный бизнес специфичен и не приемлет спешки. Поэтому создание библиотеки начинается с беседы с клиентом. В процессе общения выясняется индивидуальная предрасположенность заказчика, его мироощущение, взгляды на жизнь, какая тематика ему интересна. "После этого начинается подбор и поиск книг, который, кстати, может длиться как несколько дней, так и несколько лет, — говорит Сергей. — И здесь все зависит не только от нашего опыта, но и от самого клиента: есть люди, которые как бы притягивают к себе книги, для других же найти что-то весьма сложно". География поиска книг весьма обширна: так, Сергею приходилось ездить за книгами не только в Россию, Польшу, Италию, Амстердам, но даже в Мексику.

В Украине поиск идет через рекламу в СМИ или через знакомых антикваров. Кроме того, к заказу подключаются агенты — сотрудники "Галереи", — которые знают владельцев крупных библиотек. Но основными поставщиками старинных книг остаются все же пожилые люди, распродающие собственные коллекции, или их наследники. "Если с последними все ясно: они сами к нам приходят и называют свою цену, то с пенсионерами работать куда сложнее, — говорит руководитель "Галереи". — Во-первых, они очень долго решаются на расставание с любимой книгой, которая пылилась на полке всю их жизнь или досталась им по наследству. Во-вторых, такие люди часто завышают реальную цену книги. Тем не менее, это одни из самых выгодных наших "поставщиков". У пожилых людей сохранились прекрасные библиотеки, но подход к выбору покупателя у них сложный. Им не просто нужно договориться о цене, а важно знать, что они отдают книгу в хорошие руки: ты к ним приходишь, они с тобой общаются и только потом решают, будут они тебе что-то продавать или нет. Бывает, что с ними мы попросту обмениваемся книгами". В отличие от пожилых людей, молодые владельцы антикварных книг не особенно торгуются; у них можно приобрести ценные экземпляры за смешные деньги.

Другой источник антикварных книг — всевозможные блошиные рынки. "В прошлом году нам принесли первое издание "Илиады" Гомера 1829 г. в переводе Гнедича, — говорит Сергей Корниенко. — Это издание считается наиболее удачным, им в свое время восхищались Пушкин и Гоголь. А люди принесли и говорят, что были на Сенном рынке, где и нашли книгу, а теперь интересуются, можно ли хоть что-то за нее выручить. В таких ситуациях говорить реальную стоимость книги будет не профессионально, но и обижать клиента нельзя. Ведь не зря говорят: хорошо обслуженный клиент — это потенциальный рекламный агент. Поэтому мы стараемся найти золотую середину, чтобы и клиента не обидеть, и себя".

Продукт готов к употреблению

Перед тем, как специалисты "Галереи" принимают решение о покупке книги, она проходит тщательный осмотр. Антиквар изучает издание: обращает внимание на общее состояние книги, родной или нет у нее переплет, количество потертостей, отсутствие страниц, пятна и дефекты на страницах, наличие грибка. "Все влияет на будущую стоимость книги, — объясняет Сергей Корниенко. — Но поскольку антикварных книг в хорошем состоянии сегодня очень мало, приходится брать то, что есть, и приводить в нормальное состояние".

Книги, как и люди, болеют, а иногда могут даже "поделиться" своей болезнью с коллекционером. "Перед тем как книга попадает в частную или корпоративную библиотеку, она проходит курс лечения, — говорит Сергей. — Многие книги, которые проходят через нашу компанию, больны грибком, который, надо сказать, очень непросто вылечить. Кроме того, грибок — переходящая болезнь, и ею могут заразиться и стоящие рядом на полке "здоровые" книги. Также книги часто точит шашель, и чтобы его вывести, мы подвергаем антикварные издания специальной обработке". Книга помещается в специальный раствор, но для полного излечения иногда требуется до шести месяцев.

Также не стоит забывать, что старопечатные книги, находящиеся в хранилищах, посыпают хлором, чтобы на них не развивался грибок. Специалисты, работающие в этих хранилищах перед общением с книгами одевают специальные перчатки и маски, поскольку пыль может спровоцировать легочные болезни. Потому перед дальнейшей продажей книга не только лечится, но и "обезвреживается". И уже в здоровом и безопасном виде попадает в библиотеку коллекционера.

Рыночные мытарства

В отношении старинных книг Украина отстает от европейского рынка антиквариата. "Наш рынок не структурирован, не формализирован, на нем все еще происходит слишком хаотично. Иными словами, это рынок первоначального накопления капитала, если по Марксу, — говорит Сергей Корниенко. — У нас вещь стоит столько, сколько за нее готовы заплатить. В Европе, например, можно хотя бы ориентироваться на цены аукционов, вроде "Кристи". В той же России антикварный рынок уже на ином уровне развития". К тому же, украинский антикварный рынок принято считать клановым, поскольку здесь все друг друга знают, также известно, что и где происходит, но говорить об этом во всеуслышание еще боятся. Вероятно, это связано с пережитком советского времени, когда за увлечение антикварной книгой можно было поплатится свободой, особенно за хранение книг, касающихся царской семьи. Хотя, надо сказать, многие политические деятели тех времен имели у себя дома прекрасные библиотеки, включающие и такие издания.

Относительно конкуренции на рынке антикварных книг стоит учитывать, что поскольку рынка как такового еще нет, то и конкуренция также не существенна. Есть представительство российской компании, открывшееся в прошлом году, специалисты которого смогут подобрать и оценить книгу. Также есть частники, готовые предоставить подобные услуги под конкретный заказ. Но в Украине таких специалистов не более десятка, и каждый из них трудится в своем городе и с наработанной клиентурой. Впрочем, за создание библиотеки под ключ возьмутся далеко не все.

"Кроме несформированности рынка, есть проблема с квалифицированными работниками, — говорит Сергей. — Скажем, у меня работает всего пять специалистов по поиску книг. Это немного, но больше просто трудно найти. Специалистов по антиквариату в Украине не выпускают. А вот в России, например, уже давно готовят оценщиков. Мы же пока обходимся доморощенными специалистами. Тем не менее, случайных людей в этом бизнесе нет. Все они с высшим гуманитарным образованием и увлекаются раритетными книгами".

Своих реставраторов и переплетчиков в "Галерее" нет. Такие специалисты предпочитают работать самостоятельно или в специализированных мастерских, например, при Печерской Лавре. Чтобы провести качественную реставрацию книги, нужно сначала изучить состав бумаги и по специальным технологиям изготовить подобный материал и недостающий элемент книги. Само собой, в качественно отреставрированной книге нет элементов, склеенных клеем, и уж тем более — скотчем. Единственное, добавленный кусочек может немного отличаться по цвету, хотя бывает и так, что отличить невооруженным взглядом восстановленный кусочек от оригинала практически невозможно. Стоимость реставрации, разумеется, напрямую зависит от состояния книги, но тот же переплет может стоить от $20 до $300.

В планах на ближайшее будущее у Сергея Корниенко — организация выставок старинных книг и карт Украины XVI-XVIII вв. при посольствах и банках. К примеру, сейчас "Галерея" уже ведет переговоры с голландским посольством. Кроме того, эти карты хотят продемонстрировать в Польше в честь завершения года Украины в этой стране. И, наконец, во всем мире уже давно существует такое понятие как "библиотека напрокат". В "Галерее" тоже хотят активно развивать это направление, прививая украинцам любовь к антикварной книге.

    Реклама на dsnews.ua