• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Наталья Рубан, нач. Главного контрольно-ревизионного упр-ния Укр

Реклама на dsnews.ua

ОБЪЕКТИВКА

КТО:
Наталья Рубан родилась 24 июня 1959 г. в с. Чумаки Петропавловского района Днепропетровской обл.

ОБРАЗОВАНИЕ:
В 1986 г. окончила Днепропетровский сельскохозяйственный институт, экономический факультет, специальность "бухгалтерский учет".

РАБОТА:
С 1986 по 1990 гг. — экономист на Павлоградском домостроительном комбинате, гл. экономист колхоза "Украина" Петропавловского района Днепропетровской обл.

Реклама на dsnews.ua

С 1990 по 1996 гг. — контролер-ревизор КРУ Министерства финансов Украины в г. Первомайске.

С 1996 по 2000 гг. — замначальника КРУ в Днепропетровской обл., а затем — замначальника управления, начальник управления ГлавКРУ.

С 11.2000 по 11.2001 гг. — зампредседателя Комиссии по проверке использования международной технической помощи.

С 03.2000 по 09.2005 гг. — замначальника председателя ГлавКРУ.

С 27.09.2005 г. — председатель Главного контрольно-ревизионного управления Украины.

СЕМЬЯ:
Замужем, воспитывает двоих детей.

УВЛЕЧЕНИЯ:
Театр.

В минувшем году Главное контрольно-ревизионное управление по поручениям новой власти провело ряд крупных проверок органов власти и государственных предприятий, которые закончились не только выявлением нарушений в использовании бюджетных денег, но и отставкой начальника ГлавКРУ Николая Сивульского. После этого кресло главного ревизора Украины заняла проработавшая пять лет заместителем начальника ГлавКРУ Наталья Рубан, которая рассказала в интервью "ВД" о том, чем сегодня занимается возглавляемое ею ведомство.

"Мы не можем проводить плановые проверки на одном и том же объекте чаще одного раза в год"

>>Кто, согласно закону, имеет право давать КРУ поручения провести ту или иную проверку?

— КРУ — это орган исполнительной власти. Поэтому, естественно, поручения нам могут давать Президент, Кабмин, министр финансов. Добавлю, что по действующему законодательству к нам имеют право обращаться и народные депутаты, и граждане Украины. Мы, соответственно, в рамках своей компетенции и согласно определеному порядку проводим контрольные мероприятия. В контексте недавних изменений, внесенных в Закон "О государственной контрольно-ревизионной службе", отмечу, что нам расширили права и уточнили задачи. В частности, КРУ теперь осуществляет контроль не только над использованием бюджетных средств, но и над использованием государственного имущества. Контроль проводится не только в форме ревизии, но и в виде государственного финансового аудита, не преследующего фискальные цели, а оценивающего эффективность управления.

>>Бывают ли случаи, когда вы можете отказать народным избранникам?

— Безусловно. Мы всегда отказываем, если объекты, о которых идет речь в обращении, не подконтрольны нам, и если вопрос, затронутый депутатами, не входит в нашу компетенцию. Кроме того, мы не можем проводить плановые проверки на одном и том же объекте чаще одного раза в год. Если к нам кто-либо обращается с просьбой проверить госпрограмму, ведомство или предприятие, которое мы уже проверяли в текущем году в плановом порядке, то мы, как правило, отказываем. В этом случае просителю необходимо обращаться в суд, и мы будем реагировать на этот сигнал, лишь имея на руках судебное решение.

>>Какие именно объекты входят в компетенцию КРУ?

— Это предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, которые когда-либо получали бюджетные средства. Мы имеем право и обязаны проверять законное и целевое использование бюджетных денег, сохранность имущества на этих объектах. А с 5 января текущего года — и субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, т.е. государственные предприятия и корпорации, в которых доля государства составляет более 50%. Кроме того, в нашу компетенцию входит проверка достоверности отображения в бухучете любых финансовых операций, не обязательно с бюджетными деньгами. И, наконец, мы проводим оценку эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества.

"Заказных проверок у нас в КРУ никогда не было"

>>Какие проверки проводит КРУ сейчас? В частности, у "ВД" есть информация, что вы по второму кругу начали проверять "Укрзалiзницю" и НАК "Нафтогаз України"?

— "Укрзалiзницю" мы сейчас не проверяем, никто не давал нам такого поручения. Что касается "Нафтогаза", то недавно мы по поручению Президента проверяли эффективность использования кредитных ресурсов НАК "Нафтогаз України", но, вероятно, в этом году мы будем предприятие снова проверять, поскольку в 2005 г. в ходе комиссионной проверки по заданию правительства ревизорами были выявлены финансовые нарушения.

>>Существует мнение, что у нас проверки КРУ важных объектов проходят чаще всего после очередной смены власти, а вот плановых проверок такого рода практически нет. Насколько, по-вашему, верно такое утверждение?

— Я не могу сказать, что такая тенденция существует. Заказные проверки КРУ никогда не проводило. Как правило, около 60% проверок мы планируем, остальные же — это внеплановые проверки, которые мы проводим по поручению Президента, правительства, министра финансов, решению судей или по постановлению следователя в рамках возбужденного уголовного дела.

>>Как часто КРУ проводит крупные внеплановые проверки?

— Самой крупной внеплановой проверкой за последнее время была проверка 46 государственных монополий. Однако их проводили коллегиальные комиссии, в которых участвовали представители Минфина, Минэкономики и других ведомств. За 2005 год мы проверили 28 тыс. предприятий, учреждений и организаций, из них 80% — по плану. Всего охвачено контролем 238 млн грн. государственных ресурсов.

"Сегодня объекты, на которых хранится имущество Госрезерва, найти бывает очень трудно"

>>Какие наиболее важные, на Ваш взгляд, проверки КРУ провела совсем недавно?

— Таких проверок у нас было несколько, и все они достаточно громоздкие и сложные.

К примеру, совсем недавно мы закончили проверять использование субвенции на сумму 7,5 млрд грн., которая была предназначена на льготы по оплате жилья и транспортное обслуживание малоимущих граждан. Также прошли проверку 19 бюджетных программ, а именно: выделение для села бюджетных средств в сумме более 1 млрд грн. в качестве государственной поддержки селекции в животноводстве и растениеводстве.

Но самая сложная и громоздкая — проверка средств и инвентаризация запасов Госрезерва, которая должна закончиться уже в ближайшее время.

>>Какие основные нарушения были выявлены в ходе проверки Госрезерва? Есть ли там хищения? Каковы их размеры?

— Сразу же хочу сказать, что большинство материалов проверки Госрезерва засекречены, поскольку размеры стратегических запасов страны — это государственная тайна. Но могу сказать, что одна из самых больших проблем — это, пожалуй, пересмотр правил и сроков хранения имущества Госрезерва. У нас есть имущество, которое хранится еще с 1960-70 годов. Правила и сроки его хранения были установлены еще во времена СССР. Кроме того, это имущество хранилось на разных объектах, сегодня же многие из них перешли в частные руки, а имущество Госрезерва продолжает храниться там и по сей день. Поэтому сами объекты, а соответственно и ценности, которые хранятся на них, порой найти очень трудно. Еще одна большая проблема — это нехватка денег в бюджете для хранения имущества Госрезерва. Поэтому во многих случаях договоры на его хранение просто не заключаются.

>>Какие нарушения выявлены при проверке субвенций, предназначенных для малоимущих граждан?

— Относительно субвенций для малоимущих по оплате жилья и транспорту могу сказать, что отделы субсидий местных органов власти, которые занимаются начислением денег, недостаточно четко контролируют этот процесс. Очень часто льготами пользуются те, кто не имеет на них права, были случаи, когда средства перечислялись на уже умерших людей. В общей сложности на такие незаконные льготы было потрачено около 800 тыс. грн.

>>Какие нарушения выявлены при проверке госпрограмм по поддержке агропромышленного комплекса?

— Проверенные нами программы поддержки сельхозпроизводителей в животноводстве и растениеводстве были направлены на выделение им господдержки в размере 1 млрд 39 млн грн. Из этой суммы КРУ проверило лишь, как были израсходованы 342 млн грн. Мы выяснили, что 11 млн грн. из этой суммы были потрачены незаконно. Так, нередко компенсация за продажу по низким ценам мяса выдавалась людям, которые не занимаются выращиванием скота и птицы или же не проживали на той территории, где получили эту компенсацию.

Что касается оценки эффективности таких программ, то она тоже далеко не положительная. Если за период с 2002 г. по сентябрь 2005 г. господдержка животноводства в Украине увеличилась с 54,6 млн грн. до 338,7 млн грн., т.е. в шесть раз, то поголовье крупного рогатого скота сократилось почти на 2 млн голов — с 9,1 млн до 7,2 млн.

>>Как часто КРУ затрагивает в своих проверках земельные вопросы? Какие схемы и нарушения наиболее распространены в этой сфере?

— Земельные вопросы присутствуют практически во всех проверках. Это ревизии и госучреждений, и местных бюджетов, и отдельных ведомств, например, самой крупной относительно земли за последнее время была проверка Государственного управления делами (ГУД). В некоторых санаториях, принадлежащих этому ведомству, были выявлены факты пользования земельными участками без оформления каких бы то ни было документов. В частности, такие случаи были выявлены и в Крыму, и в санаторном комплексе "Пуща-Озерная". По результатам этих проверок были оприходованы имущество и земельные участки на сумму более 280 млн грн.

Кроме того, в прошлом году мы участвовали в рабочей группе СНБО по земельным вопросам в Крыму. Ее результаты находятся в Совбезе. Насколько мне известно, в Крыму в процессе проверок были оприходованы все неучтенные земельные участки.

"В 2005 г. мы установили финансовые нарушения в использовании бюджетных средств на сумму 470 млн грн."

>>Как вы считаете, где сегодня встречается больше нарушений — при проверке бюджетных программ или же госпредприятий?

— Безусловно, больше всего нарушений мы нашли во время проверки государственных монополий. Государство контролирует выполнение госпрограмм и бюджетные структуры гораздо лучше, чем работу своих предприятий. В любой бюджетной организации всегда будет больше порядка, потому что прежде чем получить свои деньги, она отправит тысячу бумаг во всевозможные инстанции, где их каждый раз будут проверять. И даже после утверждения сметы, ее документы на оплату ежедневно будет контролировать Казначейство, а затем грядет и ежегодная плановая проверка КРУ.

А у госпредприятий нет такой жесткой системы контроля ни на стадии формирования планов, ни на стадии их выполнения, ни на стадии отчетности. Если в акционерных обществах или в частных компаниях есть правление, наблюдательный совет, собрание акционеров, которые контролируют все действия руководства и финансовые потоки, то госпредприятия, конечно, отчитываются, однако за ними никогда не было системного контроля. Лишь в прошлом году Кабмин принял решение о том, чтобы госпредприятия в конце года сдавали на утверждение в Минфин финансовые планы на следующий год.

Благодаря этому можно будет узнать, насколько результаты деятельности предприятия соответствуют тому, что было запланировано. Это будет еще одной стадией контроля, который не всегда должен проходить в форме ревизии, как у нас принято считать.

>>Каков, по данным ваших проверок, уровень нецелевого использования средств в бюджетной сфере?

— За 2005 год мы установили финансовые нарушения на каждом втором проверенном объекте на сумму 1,8 млрд грн. Из них 470 млн грн. — бюджетные средства. Самая большая сумма — 253 млн грн. — была потрачена на госзакупки, проведенные с нарушениями процедуры.

>>Какие нарушения наиболее часто встречаются при госзакупках?

— Здесь нет ничего нового. К примеру, "забыли" объявить тендер на закупку товарно-материальных ценностей. Или же организация пишет служебное письмо о том, что необходимое ведомству оборудование или какие-либо другие товары в стране производит лишь один производитель, в этом случае тендер отменяется автоматически, делая указанное в обращении предприятие, несмотря на то, что оно выставляет заоблачные цены, единственным претендентом на контракт по закупке. Самое печальное, что в случае если не было тендера, мы не можем точно определить сколько же из этих 233 млн грн. было переплачено.

>>Какие проверки КРУ проводит сейчас в сфере госзакупок?

— В первом квартале нынешнего года должны появиться результаты аудита эффективности госзакупок в бюджетной сфере. Дело в том, что согласно собранной нашими специалистами информации, ежегодно треть государственного бюджета тратится на госзакупки. Например, в 2004 г. эта сумма составила 27,4 млрд грн., в 2005 г. — еще больше пошло на приобретение ведомствами и учреждениями различных материальных ценностей.

Для проверки эффективности проведения госзакупок мы взяли самых больших распорядителей бюджетных средств: Минобразования, МЧС, Минздрав, Минагрополитики, МИД, Минтопэнерго, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд социального страхования при временной утрате работоспособности, Фонд социального страхования на случай безработицы и другие. Результаты проверки использования бюджетных средств на систему пожарной безопасности в МЧС есть уже сегодня.

>>Расскажите о них.

— Мы установили, что это министерство допустило массу нарушений при закупках оборудования и одежды на сумму около 54 млн грн. То неправильно провели тендер, то сделали победителем не самого выгодного продавца, а вот убытков в результате государство получило, по нашим подсчетам, около 11 млн грн. И кроме того, на 14 млн грн. МЧС приобрело некондиционное и несертифицированное оборудование.

>>Какие еще нарушения были выявлены при проверке хозяйственной деятельности МЧС?

— Мы нашли нарушений на более чем 143 млн грн., из которых на незаконные и нецелевые расходы ушло около 10 млн грн.

Пользуясь лазейками в законодательстве, довольно часто органы пожарного надзора на местах не штрафовали нарушителей правил пожарной безопасности. Однако мы установили, что нередко проверяемые предприятия перечисляли пожарным подразделениям благотворительную помощь. Можно только догадываться, почему так происходит.

Хочу рассказать еще об одном интересном случае. Наша проверка установила, что в отделении МЧС Киевской области неэффективно расходуются деньги, выделенные из местного бюджета для региональных программ пожарной безопасности. Мало того, что 318 тыс. грн., предназначенных для текущих расходов, были перенаправлены на капитальные, так еще и вместо закупки пожарной техники эти деньги пошли на покупку автомобиля Toyota-Camry, который даже не был оприходован по факту закупки. Вместо этого "умные" чиновники подготовили документ, согласно которому этот автомобиль, якобы, получен в качестве материальной помощи.

"За 2005 год 9 тысяч материалов проверок передано правоохранительным органам"

>>Как вы оцениваете эффективность взаимодействия КРУ и органов власти, которые должны реагировать на результаты проводимых вашим ведомством проверок?

— Думаю, оно достаточно эффективное. Например, в прошлом году по результатам нашей проверки Государственному управлению делами удалось вернуть в госсобственность около 280 млн грн. Также в госбюджет по результатам этой проверки удалось вернуть более 3,5 млн грн., которые ранее ушли на незаконные и нецелевые расходы. При проверке в ГУД мы нашли очень много имущества, "списанного" с "Укрзалiзницi". Наши ревизоры оприходовали его и поставили на баланс. Кроме того, на баланс ГУД было поставлено много имущества, которое вообще нигде не было учтено. Я не могу сказать, что после этой проверки государству удалось вернуть все, что ему принадлежало, но думаю, что около 60% возмещение все-таки было. По остальным 40% сейчас идут судебные дела.

>>Сколько уголовных дел было возбуждено по результатам проверок КРУ?

— За 2005 год 9 тысяч материалов проверок передано правоохранительным органам.

>>Какая часть судебных дел, возбужденных по результатам проверок КРУ, решается в пользу государства?

— Мы не ведем такого учета, фиксируем лишь то, что удалось вернуть до начала судебного следствия. Результаты мы обычно передаем в прокуратуру, которая нам сообщает о том, возбуждено или не возбуждено уголовное дело. Однако, как показывает опыт, если уголовное дело возбуждено, то государству вряд ли удастся получить возмещение. В таких случаях человека просто сажают в тюрьму, а по возмещению ущерба решение принимает суд. И это довольно длительный процесс, когда он из своей зарплаты "по три копейки" выплачивает долг долгие годы.

>>Что вы думаете о причине увольнения вашего предшественника Николая Сивульского? Не секрет, что он был лоялен к действующей власти. Есть версия, будто его уволили за то, что при проверке НАК "Нафтогаз України" он "влез" в те области, в обнародовании правды о которых не заинтересованы представители нынешней власти, и за это поплатился своим креслом…

— А у вас есть своя версия его увольнения?

>>Мы Вам ее высказали.

— Я в КРУ уже давно, и при Николае Ивановиче тоже работала. Проверка НАК "Нафтогаз України" была достаточно объективной, и факты "влезаний" во что-то "запретное" мне неизвестны. А снимают с должности по довольно распространенной схеме: не за что, а потому что.

>>Какие проблемы в работе КРУ возникают из-за несовершенства украинского законодательства?

— Одной из самых болезненных проблем до последнего времени являлось то обстоятельство, что, согласно закону, мы фактически не имели права контролировать предприятия, находящиеся в госсобственности. Раньше, согласно закону, на это имел право Кабмин, но вот в какой форме он должен был это делать и кому следовало делегировать эти права за 14 лет так и не было выписано.

И лишь в декабре прошлого года наш парламент принял законопроект №7282 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты", которым закрепил за КРУ и Счетной палатой право осуществлять контроль над предприятиями госсобственности. Теперь дело за качеством такого контроля.

    Реклама на dsnews.ua