• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Вероника Мовчан о пользе торговых войн с Россией для украинской экономики

Долгосрочным ответом украинских производителей на претензии как России, так и других торговых партнеров должно стать усиление конкурентоспособности пр
Реклама на dsnews.ua

Торговые войны во всем мире являются обычной бизнес-практикой. Все страны время от времени стремятся создать преференции для внутреннего производителя, и взаимный "обмен любезностями" в виде квот, пошлин и ограничений в этом случае вполне предсказуем. По мнению директора по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероники Мовчан, которая более 10 лет занимается проблематикой внешней торговли Украины, торговые войны закаляют производителей, стимулируя повышать качество продукции и искать новые рынки сбыта. "ДС" беседовала с экспертом о том, какие уроки Киев должен извлечь из нынешнего украинско-российского торгового противостояния.

Вероника, насколько серьезным ударом для нашей внешней торговли являются торговые войны с Россией?

В.М. Конечно, они неприятны для страны и болезненны для конкретных производителей. Но назвать их катастрофой для внешней торговли нельзя. Объем экспорта молочной продукции Украины в Россию составляет около 2% от всего экспорта. Объем поставок с предприятий, которые попали "в немилость" Роспотребнадзора, — еще меньше. Да, цифры заметные, но не критичные. Например, за пять лет, с 2006 по 2010 год, в результате ограничений на поставки украинских сыров в РФ отечественные производители недополучили порядка $260 млн. В масштабах страны это немного.

Как влияет противостояние на экономику России?

В.М. Украина торгует с РФ гораздо в меньших объемах, чем это делает Евросоюз. Мы занимаем не более 5–6% в объеме всего импорта в Россию, в то время как экспортируем туда до 30% своей продукции. Поэтому от гипотетической потери такого партнера Москва сильно не пострадает. Для нее такое противостояние — вопрос больше геополитический. Поэтому очень важно понимать, что поиск оснований для претензий, вполне вероятно, проводится именно с этой целью. Та же мясомолочная война 2006 года началась вовсе не с проблем украинских производителей сыров, а с проблем с экспортом мяса. Но затем, развив эту тему (при параллельном развитии газовых переговоров), россияне нашли больные точки — прорехи в наших системах санветконтроля. Если эта война не стихла до сих пор, наверняка заявления из Москвы нельзя назвать до конца безосновательными. Чтобы украинские торговые партнеры не могли придраться ни к одной товарной группе экспорта, все стандарты должны соблюдаться. Если нашли зацепку, вероятно, и у отечественных производителей не все идеально.

Как Украине доказать, что с качеством продукции у нас все в порядке?

В.М. Складывается впечатление, что в информационных сообщениях умышленно смешиваются понятия "качество" и "безопасность" продукции. Качество — это вопрос индивидуального вкуса и покупательной способности потребителя. Безопасность — это категория, которую можно оценить однозначно. Для этого есть международные стандарты, например, стандарты, применяемые в Евросоюзе. Когда наши нормы будут гармонизированы с ними и все предприятия станут им соответствовать, предъявить нам претензии будет намного сложнее.

Реклама на dsnews.ua

Не в последнюю очередь благодаря российско-украинскому мясомолочному конфликту 2006 года Киев активизировал работу по обеспечению доступа нашего мяса и молока на рынок ЕС. Реформа системы санитарного и фитосанитарного контроля предусмотрена обязательствами Украины перед ВТО и в рамках создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Именно ЗСТ будет способствовать завершению реформы и гармонизации украинских стандартов с международными, в первую очередь со стандартами ЕС. Можно даже утверждать, что при создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом основным вопросом является гармонизация регулирования, а не только простое расширение рынков сбыта. Уже сегодня проверяющие от европейской стороны инспектируют украинские пищевые предприятия, с тем чтобы часть продукции постепенно начать пускать на свою территорию.

В течение этого года РФ станет членом ВТО, их парламенту осталось лишь ратифицировать необходимые документы. Почему Украина, имея нерешенный мясомолочный конфликт, дала согласие на членство России?

В.М. Дело в том, что Киеву как раз очень выгодно, чтобы россияне стали частью мировой системы торговли. Во-первых, это будет площадка для решения локальных межгосударственных проблем. Сейчас отечественный производитель сыра может пожаловаться на действия Роспотребнадзора в российский или украинский суд. Результат, скорее всего, будет нулевым. А вот на уровне ВТО должны разговаривать уже представители государств. Причем подчиняться они будут международным правилам торговли. Для Украины членство России в ВТО — реальная возможность сбалансировать наши отношения. Тем более что в случае конфликта нас наверняка поддержат страны, ранее пострадавшие от торгово-политических "выходок" Кремля: Польша, Молдова, Грузия, государства Балтики. Во-вторых, в условиях членства РФ в ВТО против украинских производителей не смогут применяться количественные ограничения торговли, если только они не введены в рамках антидемпинговых и специальных расследований. На сегодня доля подпадающих под них товаров в структуре взаимного товарооборота невелика.

Если мы подпишем, наконец, договор о ЗСТ с Евросоюзом, а Россия станет членом ВТО, как скоро сбудется "страшилка" Владимира Путина о том, что "вытесненные товарами из ЕС украинские некачественные товары хлынут на российский рынок"?

В.М. Логики в таких ожиданиях нет. Если товар неконкурентоспособен на родине, он вряд ли сможет завоевать внешний рынок. Кроме того, не факт, что когда эти гипотетические товары "хлынут" в Россию, то их там встретят с распростертыми объятиями потребители. Если же на них есть спрос, то они, вероятно, уже сегодня поставляются в РФ. А уровень безопасности нашей продукции после гармонизации стандартов лишь повысится. Для внутреннего рынка вымещение слабых компаний — это только плюс. Если россияне боятся конкуренции с европейскими товарами на украинском рынке, то зря. Потому что наш импорт из ЕС и из РФ почти не пересекаются. Возможно, они боятся конкуренции с нами на рынке Евросоюза? Однако у нас разная товарная номенклатура и объемы поставок. Говорить об использовании территории Украины для попадания европейских товаров на рынок России беспошлинно также нельзя, поскольку существуют правила их происхождения, контроль над реэкспортом и транзитом. В общем, если в РФ так боятся некачественных товаров, которые могут ущемить права их производителей и потребителей, пусть лучше боятся Китая.

Можем ли мы полностью отказаться от российского рынка по всем экспортным позициям, переориентировавшись на менее "нервных" и политически незаангажированных партнеров, например, в Средней Азии, на Ближнем Востоке?

В.М. Азия и Африка, безусловно, очень перспективные рынки с точки зрения поставки продовольствия. В частности, из-за растущего количества населения. И именно на эти рынки переориентировалась часть сырно-молочных предприятий после войны 2006 года, когда мы потеряли половину своих поставок на российский рынок. Однако нужно помнить, что не одни мы такие умные: потенциал для расширения своих возможностей видят производители и из Европы, и из Америки, и из России. Так что на новых рынках нас ждет такая же конкуренция. Просто высокие стандарты позволят более стойко ее выдержать. А вот отдельные группы промышленных товаров невозможно переориентировать. Например, спрос на транспортное оборудование для железных дорог украинского производства сконцентрирован в странах СНГ, в первую очередь в России. После гипотетического закрытия границы эти заводы действительно могут остановиться. С пищепромом этого не произойдет, еда нужна везде.

Нужно ли правительству сейчас пройтись по всем статьям украинского экспорта в Россию, чтобы найти потенциальные рисковые моменты сотрудничества, которые в будущем могут вызвать новые волны торговых войн?

В.М. Гораздо проще будет повысить для всех планку стандартов. И эффективно контролировать их выполнение. Разовые ревизии тут не помогут. Ведь претензии накапливаются годами. И лишь выплескиваются в нужный с политической точки зрения момент. Долгосрочным ответом украинских производителей на претензии как России, так и других торговых партнеров должно стать усиление конкурентоспособности продукции и повышение стандартов ее безопасности.

Алексей НАБОЖНЯК ("Деловая столица", N1-2, 23.01.2012)

ДеПо - интернет-ресурс издательства "Картель". Републикация авторских статей и интервью, размещенных на портале ДеПо, запрещена. Читайте подробные Правила  републикации.

    Реклама на dsnews.ua