• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Виктор Анушкевичус: Франковский рокер

Дважды мэр Ивано-Франковска Виктор Анушкевичус занял свое нынешнее кресло уже в статусе миллионера. Не смотря на это, оппоненты обвиняют его в злоупот
Реклама на dsnews.ua

Дважды мэр Ивано-Франковска Виктор Анушкевичус занял свое нынешнее кресло уже в статусе миллионера. Не смотря на это, оппоненты обвиняют его в злоупотреблении служебным положением для развития семейного бизнеса. Его активы давно оформлены на супругу и сыновей, так что участию в избирательной кампании в парламент ничего не мешало. Но буквально в последний момент Анушкевичус снял свою кандидатуру, открыв дорогу выдвиженцу партии "Свобода", с которой находится в серьезном конфликте в горсовете последние три года.

Когда в подростковом возрасте Витю Анушкевичуса мама спросила, кто для него самый дорогой человек, полагая, что сын назовет ее, будущий мэр Ивано-Франковска, ничуть не сомневаясь, выпалил: "Ленин!". Расстроенная мать в сердцах пересказала эту историю отцу, и в тот же вечер Анушкевичусы, недавно переехавшие в Шепетовку из Воркуты, поведали сыну, как судьба в лице Коммунистической партии Советского Союза занесла их семью за Полярный круг.

Воркутинские лагеря, шахты, угольная линия, шаг за которую означал расстрел — с этого момента Виктор Анушкевичус стал убежденным антикоммунистом. С тех пор прошло 36 лет, и красное знамя для него до сих пор подобно красной тряпке для быка. Казалось бы, у городского головы Ивано-Франковска должны быть отличные отношения с националистами из партии "Свобода", составляющими большинство в горсовете. Но не тут-то было. Между ними уже несколько лет идет ожесточенная политическая война за власть в "Белом доме" (так в Ивано-Франковске называют здание горсовета).

Эта война продолжилась и со стартом избирательной гонки в парламент. В одном из округов города Анушкевичус схлестнулся с выдвиженцем "Свободы", главой Ивано-Франковского облсовета Александром Сычом. Избиратели стали свидетелями противоборства с взаимными обвинениями в коррупции, провале коммунальной реформы, превращении сессий городского и областного советов в перепалку с оппонентами.

И вдруг за две недели до выборов Анушкевичус объявил о снятии своей кандидатуры. В итоге Сыч получил прекрасный шанс почти без борьбы пройти в Раду, воспользовался им, и сегодня уже готовится примерить депутатский значок. А Анушкевичус тем временем продолжит публичное противостояние со "Свободой" в горсовете. Правда, ходят слухи, что теперь свободовцы не будут настаивать на отставке городского головы.

  Чем вызвано ваше решение в последний момент снять свою кандидатуру с выборов в Верховную Раду?

— По моей просьбе в округе были проведены несколько соцопросов, жители города должны были ответить на вопросы "Поддерживаете ли вы Виктора Анушкевичуса как кандидата в депутаты Верховной Рады" и "Не считаете ли вы нужным, чтобы он остался городским главой?" Когда мне на стол положили эти данные, я был поражен: чуть более 18% были готовы поддержать мое решение баллотироваться в парламент, но 52% посчитали, что лучше будет, если я продолжу работать на должности городского головы.

Реклама на dsnews.ua

Почему такой опрос проводился и почему эти во­просы были для меня ключевыми? Во время избирательной кампании я не организовывал массовых встреч, не цеплял билбордов, плакатов с моими портретами не было на подъездах и на столбах. Но я общался с фокус-группами: представителями образования, медицины, культуры, коммунальщиками. Все они выступили против того, чтобы я шел в парламент.

  Почему?

— Большинство в нашем горсовете составляет ВО "Свобода", и они развили очень активную деятельность: стали совать свой нос везде, куда можно и нельзя, перетягивать на себя полномочия. Забросали депутатскими запросами все структурные подразделения, начали вмешиваться в кадровую политику и т. д. В этой ситуации люди понимали, что городской глава Анушкевичус, все-таки, наверное, единственный сдерживающий фактор, который может противодействовать этому беспределу.

  Это единственное, что заставило вас снять свою кандидатуру с выборов?

— Немаловажным для меня стало мнение семьи. Жена мне сказала: "Виктор, я тебя поддерживала в течение более чем 30 лет нашего знакомства и 26 — супружеской жизни, и буду поддерживать всегда, но не считаю это решение правильным. В свое время ты занимался бизнесом, ездил по всей стране и за границу, дети росли без отца и сейчас мы редко тебя видим.

А когда можно будет нормально пожить, нормально поработать без дерганий? Я же тебя знаю, ты не будешь оставлять карточку в Киеве, будешь голосовать сам. А это значит, что мы, семья, тебя практически не будем видеть". Все это в комплексе и подтолкнуло меня изменить решение.

  В Ивано-Франковске сегодня поговаривают еще об одном мотиве: "Свобода" выдвинула ультиматум, угрожая большин­ством голосов отправить вас в отставку с поста городского головы.

— Для меня ультиматум сродни шантажу! Тем, кто говорит со мной на языке ультиматумов, я могу ответить адекватно. Например, сессию 22 августа превратили в какое-то "маски-шоу" (фракция "Свободы" инициировала обсуждение возможности отставки городского головы — прим. "ВД"). Потом попросили перерыв, думали, что я сразу "лапки подожму". Во время перерыва я спустился к руководителю фракции "Свобода" и сказал: "Мне все равно, какое решение вы примете, но вы проиграли в любом случае". И сейчас я утверждаю то же самое. Они проиграли.

  У "свободовцев" достаточно голосов, чтобы добиться вашей отставки. Почему они, регулярно критикуя вас, до сих пор этого не сделали?

— Я не держусь за это кресло. Амбиции меня не захлестывают. Я не просто избранный городской глава, а повторно избранный. Я состоялся как бизнесмен (в семье Анушкевичусов есть бизнес-активы — прим. "ВД"), как отец, у меня трое прекрасных сыновей и это самое большое мое богатство, состоялся как политик. А потому мнение "свободовцев" для меня не было важно тогда, а сегодня тем более, когда они погрязли в коррупции и скандалах.

Что касается причин, то в первую очередь они боятся брать на себя ответственность. Хотели меня отправить в отставку? Отправьте! Зачем болтать попусту? Но "Свобода" прекрасно осознает, что имея абсолютное большинство в горсовете в 34 голоса, после отставки городского главы будет нести абсолютную ответственность за все, что происходит в городе.

Одно дело присутствовать на открытии дороги или детского сада, а другое — бегать по подвалам, где канализационные трубы прорвало, и отвечать за это. Дело в том, что у них нет эффективных менеджеров. Когда "Свобода" прошла в горсовет, то результат был неожиданным для всех, в том числе и для "свободовцев". У них банально не хватило людей.

  Правда ли, что "Свобода" предлагала вам пополнить ее ряды?

— Предлагала. Я сейчас не хочу называть ни людей, ни партии, но три самые рейтинговые на сегодняшний день политсилы в свое время предлагали перейти к ним.

  Утверждают, что ваши подчиненные в аппарате горсовета, члены ВО "Свобода", нередко демонстративно проявляют непокорность. Это так?

— Действительно, такая ситуация наблюдается. Среди назначенных на должности после 2010 года много "свободовцев", и именно они не понимают, что на работу их принял не городской голова, а город, который их выбрал. Я сделал "Свободе" несколько кадровых уступок, но им есть предел. Скажем, когда состоялись выборы, сказал им прямо, что исполнительный комитет формирую я. В противном случае уйду в отставку.

Семейный подряд

Предпринимательская жилка у Виктора Анушкевичуса проявилась рано. В 1978 году, еще живя в Шепетовке, будущий мэр Ивано-Франковска подрабатывал диджеем на дискотеках. А уже через 13 лет, на заре независимости Украины, основал одно из первых частных предприятий в Ивано-Франковске — "Ритас" (в переводе с литовского "утро"). Собственно, по фамилии нашего героя легко догадаться о его прибалтийских корнях.

Свободное владение литовским языком помогло при организации торгового бизнеса. Одним из самых успешных совместных проектов стали лесозаготовки — предприятие "Ритас-Эко". Правда, его пришлось свернуть после того, как Виктор Анушкевичус занял пост городского головы Ивано-Франковска.

Сегодня управление его бизнес-активами носит ярко выраженный семейный характер. При этом глава семьи формально бизнесом не руководит. Оперативное управление находится в руках супруги и сыновей. Наибольшие доходы семье сегодня приносит оптово-розничная торговля хозяйственными товарами.

  Учитывая статус городского головы Ивано-Франковска, вы можете открыто говорить о своих семейных бизнес-активах?

— Да. Компания "Ритас" — основная структура. Это 1,7 га земли, 1 тыс. квадратных метров складских помещений, офисы. В 1996 году мы купили эту базу за бешеные на то время деньги. Кроме того, у "Ритас" есть недвижимость в Ивано-Франковске, торговые комплексы в Яремче и Калуше. Если говорить о направлениях бизнеса, то "Ритас" — это большая оптово-розничная база, аренда недвижимости, консалтинг, турбизнес.

  Как в семье распределены обязанности по управлению бизнесом?

— Жена курирует центральный офис, старший сын — магазины в Ивано-Франковске, средний — комплекс в Яремче. Все эти объекты недвижимости были куплены еще до того, как я стал городским главой. Тогда было много интересных предложений. Я понимал, что теряю с приходом в политику, но все равно отказался от развития бизнеса.

Если бы начали расширять бизнес, то естественно сразу бы пошли разговоры, что Анушкевичус в кресле мэра пользуется преференциями. Было много хороших идей, на которых можно было неплохо заработать, но я жене сказал: "Того, что у нас есть, слава Богу, нам и так хватает".

  Тем не менее, вы часто слышите обвинения в предоставлении преференций собственному бизнесу, не так ли?

— Бывало. Говорили, что я дал команду образовательным и медицинским учреждениям закупать кастрюли у моей фирмы. Я многих людей назначил на ответственные посты в городе, но никто из них не скажет, что Виктор Анушкевичус его вызвал и приказал краску, кастрюли и гвозди покупать у "Ритаса", а полотенца — у "Данвика". Никогда вы такого не услышите — есть прин­ципиальные вещи.

  Известно, что "Ритас" в 1998 году серьезно пострадал от кризиса. Как компания пережила кризис 2008 года?

— Действительно, в 1990-х мы очень пострадали, но со временем мобилизовались и выжили. А в 2008-м нам помогли выводы, сделанные из уроков кризиса 1998-го. Есть два варианта развития бизнеса: строить многоотраслевой, разнопрофильный или же сделать акцент на одном направлении.

С одной стороны, есть возможность действительно мощно реализовать свой потенциал и направить энергию на что-то одно. А с другой, риски значительно снижаются, если работать в нескольких направлениях. Кризис 1998 года подтолкнул меня ко второму варианту, развиваем разные направления: аренду, торговлю разными группами товаров.

  Какие задачи перед бизнесом на ближайшее время?

— За два следующих года в наших планах — полностью выплатить кредиты.

"Скорый" на руку

Самая неприятная история в политической карьере Виктора Анушкевичуса пришлась на 2007 год. Тогда депутаты горсовета заинтересовались обстоятельствами закупки за средства городского бюджета 14 автомобилей скорой помощи. На условиях лизинга за 3,4 млн грн. машины поставила компания "Алекс-ИФ".

Депутаты не скрывали удивления, почему Анушкевичус принял решение о закупке в лизинг, ведь на счетах города в это время находилось около 30 млн грн. То есть за "скорые" можно было бы заплатить сразу. Но вскоре выяснилось, что указанные деньги по самоличному решению мэра положены на депозит, из-за чего средств на автомобили не хватило.

Вторую волну скандала вызвало заявление депутата из фракции УДАР Владимира Черноуса. Он сообщил, что если бы "скорые" закупили не у посредника, а напрямую у производителя, то цена составила бы 130,9 тыс. грн, а не 231,5 тыс. грн. за каждую машину. Таким образом, по словам депутата, 60% средств, выделенных городом, получили посредники, а потери бюджета на этой операции составляют 2 млн 743 грн.

Затем депутаты нашли в этой закупке корыстный и для самого городского главы интерес. Оказалось, что фирма "Алекс-ИФ" одновременно с машинами скорой помощи продала по льготной цене жене мэра Лидии Анушкевичус, которая является руководителем фирмы "Ритас", минивэн "Фольксваген Каравелла" с максимальной комплектацией. Депутаты посчитали, что мэр города превысил полномочия и должен за это ответить.

  В начале 2012 года в связи со скандальными закупками машин скорой помощи было возбуждено уголовное дело. Вас привлекали к нему?

— Это дело возбуждено не против меня, а относительно лизинговой компании, которая поставляла "скорые". Основанием для дела послужило то, что город с компанией рассчитался полностью, но лизинговая компания не передала машины.

Городской глава не был замешан в этой истории. Меня один раз пригласили в качестве свидетеля. Спрашивали, подписывал ли я решение сессии об осуществлении лизинговой операции, знал ли я о ней, и мое мнение. Сегодня я считаю, что это уголовное дело высосано из пальца.

  "Скорые" были закуплены по цене, намного выше рыночной. Это правда?

— Наберите в интернет-поисковике "Куплю машину скорой помощи" и посмотрите на цены. Найдите "Фольксваген" или машину такого типа дешевле $60 тыс. Это голословные обвинения.

  Почему было принято решение закупать "скорые" в лизинг?

— Объясню, почему я пошел на лизинговую операцию, ведь многие мои оппоненты утверждают, что можно было купить машины за "живые" деньги. Временно свободные средства я положил на депозит, и их в любом случае нельзя было использовать. Они были распределены по объектам, для конкретных проектов: больница, детский сад, дорога и так далее. И я не мог снять со счета деньги, выделенные для больницы, детского сада или школы, и купить за них "скорые". Это было бы безапелляционное преступление.

  Депутаты горсовета подсчитали, что в закупленных "скорых" из-за их неполной комплектации на порядок выше процент смертности, чем в среднем по области. В частности, на 90 летальных случаев в Ивано-Франковске приходится 30 в области. Вы слышали о подобных цифрах?

— Когда я пришел к власти, в городе только одна машина на 240 000 населения отвечала требованиям Минздрава. Цифры моих оппонентов — ложь. Люди умирают всегда. В этом городской голова виновен?! Люди, которые вызывают "скорую", делают это неслучайно. Случаи смерти в "скорой" есть всегда, и никуда от этого не деться.

  Одновременно с покупкой горсоветом "скорых" марки "Фольксваген" фирма "Ритас" взяла в кредит идентичную машину. Это породило подозрения в том, что таким образом с вами рассчитались за сделку.

— Вот все апеллируют к марке машины, но забывают, что в 2008 году, когда мы осуществляли лизинговую операцию, не Анушкевичус принимал решение о марке, а местные медики. Я спросил у них, машины какой марки лучше. Мне ответили, что лучше всего купить грузовые "Фольксваген", а затем в Симферополе их переделать под "скорые". Мы провели тендер. Но тогда в фирме "Ритас" был автомобиль "Рено Лагуна", и мой старший сын попал на нем в аварию.

Мы с женой посоветовались и решили эту машину продать и купить микроавтобус, поскольку семья у нас большая и в обычном авто все не помещаются. Я даже представить не мог, что кто-то все так перекрутит.

Рокер в костюме мэра

Вне работы главные увлечения Виктора Анушкевичуса — музыка и футбол. Мэр Ивано-Франковска уже продолжительное время финансирует одну из футбольных команд второй лиги, да и сам частенько гоняет мяч. В составе футзального клуба "Ритас" он завоевал Кубок города, заодно став лучшим защитником турнира. Большие эмоции, чем футбол, у него может вызвать только рок-музыка. О творчестве Deep Purple городской голова Ивано-Франковска готов говорить часами.

  1 ноября побывали на концерте Deep Purple в Киеве?

— А как же! Для меня Deep Purple — группа №1. К сожалению, Джон Лорд, клавишник и основатель группы, умер в этом году. Но и сейчас состав там золотой.

  В 1970-х вы зарабатывали диджеем. Крутили их музыку?

— Конечно!

  Как на фоне всеобщего поклонения советской эстраде удавалось крутить рок-музыку на дискотеках?

— В 1978 году произошел небольшой прорыв, тогда фирма "Мелодия" выпустила пластинку группы Smokie. Вообще, я стоял у истоков дискотечного движения Советского Союза, шесть лет был профессиональным диджеем и поэтому никогда не шел на поводу у моды.

Был период, когда модной была Италия, меня это не волновало. Крутить только потому, что модно — это не для меня, я старый рокер, воспитывался на Deep Purple, Uriah Heep, Led Zeppelin, таким и остался. Со временем я открыл для себя джаз, Майлза Дэвиса и Дэвида Нопфлера.

  Как доставали запрещенные пластинки?

— У нас с другом были прямые контакты с Москвой, Санкт-Петербургом, я трижды бывал в рок-клубе на Рубинштейна. Был знаком с Виктором Салтыковым, Всеволодом Геккелем, одним из участников группы "Аквариум", с покойным Майком Науменко из "Зоопарка", с покойным Витей Цоем. А с Макаревичем как-то пива напились в Москве, что потом три дня отходили. Так что контакты были серьезные.

Перспективы

До окончания полномочий мэра Анукшевичуса осталось еще два года. Скорее всего, если уголовным делам не будет дан ход, действующий городской глава спокойно доработает оставшийся срок. Однако дальше спрогнозировать его политическую карьеру достаточно сложно, поскольку нынешний рейтинг гораздо ниже, чем два-три года назад. В третий раз занять кресло градоначальника Анушкевичусу будет непросто.

Не исключено, что он и сам не будет ввязываться в бой, сделав ставку на развитие бизнеса, который сегодня во многом искусственно сдерживается из-за политических рисков. После возвращения бизнесмена к непосредственному управлению активами обвинения в преференциях со сторон руководства города отпадут сами собой.  

    Реклама на dsnews.ua