• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Владислав Каськив о том, когда в Украину хлынут обещанные инвестиции

Уже второй год представители Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами колесят по миру в надежде завлечь в Украину денежных инв
Реклама на dsnews.ua

Уже второй год представители Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами колесят по миру в надежде завлечь в Украину денежных инвесторов. Национальные проекты были презентованы в странах Европы и Азии.

За оставшиеся месяцы года несколько роуд-шоу планируется провести в США и на Ближнем Востоке. При этом руководство агентства более склонно рассказывать о географии своих вояжей, нежели о суммах вложений, которые удалось привлечь. О конкретных результатах проведенных презентаций "ДС" беседовала Председателем Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владиславом Каськивым.

Как правило, оптимальным периодом для проведения роуд-шоу считаются 1,5–2 недели, причем для презентации выбираются мировые финансовые центры. Почему для популяризации наших национальных проектов был выбран другой формат (их представляли в течение нескольких месяцев сразу в 15 городах, в том числе не являющихся финансовыми центрами)?

В.К. Наша первоочередная задача — поиск стратегических инвесторов. Штаб-квартиры крупных компаний, которые могут быть потенциально заинтересованы во вложениях в Украину, необязательно расположены в финансовых центрах мира. Планируя маршрут роуд-шоу, мы исходили именно из этих соображений. В прошлом году нам удалось провести презентацию в течение месяца.

Сейчас этот срок больше, поскольку мы представляем проекты, по которым уже разработаны технико-экономические обоснования. Общий бюджет организации роуд-шоу составляет 11,9 млн грн. Но это не значит, что вся сумма будет потрачена. Скажем, в минувшем году из запланированных 15 млн грн. реально было израсходовано только 9,3 млн. Но такие расходы вполне оправданны: эффект от реализации проектов будет намного больше, чем потраченные на их презентацию средства.

Национальные проекты уже представлены в Европе. Как на них отреагировали инвесторы?

В.К. То, что наши презентации не остались незамеченными, могу сказать точно. На каждой присутствовали влиятельные инвесторы, например, в Москве — представители Газпромбанка, в Мюнхене — BMW и BASF, в Париже — инвестиционного банка Lazard, международной строительной фирмы Bouygues, крупной французской энергетической компании GDF Suez и другие.

Реклама на dsnews.ua

С некоторыми уже подписаны меморандумы о сотрудничестве. Следующий этап предусматривает заключение соглашения о конфиденциальности: мы передаем потенциальному инвестору ТЭО конкретных проектов, он, в свою очередь, обязуется не разглашать условия сотрудничества. После того как инвестор вникнет в детали проекта, будут заключаться контракты.

Какие результаты дала презентация национальных проектов в Китае?

В.К. По итогам роуд-шоу в Пекине мы подписали меморандумы о взаимопонимании с четырьмя китайскими промышленными структурами: Пекинской инженерно-строительной компанией, Китайской корпорацией инженерного машиностроения, Китайской международной машиностроительной корпорацией и Китайской коммуникационной строительной компанией. Они будут привлечены к реализации проектов "Олимпийская надежда-2022", "Теплый дом", строительству LNG-терминала.

Инвестиционное сотрудничество с Поднебесной мы начали в прошлом году с совместной реализации проекта "Воздушный экспресс" (строительство железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь"). Генподрядчиком выступила Китайская национальная корпорация машинной индустрии и генеральных подрядов, а деньги (кредит на $578 млн сроком на 15 лет) предоставит Банк развития Китая.

Пекин доволен ходом реализации этого проекта, а потому готов расширять инвестиционное сотрудничество. Например, теперь украинские предприятия могут привлекать китайские кредиты напрямую, без государственных гарантий. В ходе переговоров мы предложили китайским Экспортно-импортному банку и Банку развития принять участие в финансировании строительства подводного канала до LNG-терминала стоимостью 120 млн евро. Напомню, что до конца года мы приступаем к сооружению самого терминала, а подводный канал — это одна из частей данного проекта.

Инвесторов не пугают экономическая ситуация в нашей стране и особенности ведения бизнеса (коррупция, монополизация рынков, непрозрачная система раздачи государственных подрядов)?

В.К. Бесспорно, что любой инвестор обращает внимание на эти факторы. Но для многих компаний, рассматривающих Украину как территорию для размещения своих производственных мощностей, важна емкость ее рынка, конкурентные преимущества в стоимости операционных расходов, производства продукции, не говоря уже об удобных маршрутах для экспорта своего товара на Запад или Восток.

В прошлом году, когда национальные проекты только утверждались, вы заявили, что их реализация позволит в нынешнем году силами агентства привлечь в Украину 10 млрд грн. и еще 80 млрд грн. в последующие два года. Изменились ли эти планы?

В.К. Привлечение инвестиций — непростая задача, особенно в условиях мирового финансового кризиса. Компании вынуждены пересматривать свои планы по расширению производства, в том числе и в Украине. Однако определенные результаты уже есть: портфель задекларированных инвестиций InvestUkraine (специального подразделения Госинвестпроекта, которое работает с иностранными инвесторами) составляет $5,5 млрд.

Инвесторов интересуют вложения в сельское хозяйство, информационные технологии, производство автозапчастей, альтернативные источники энергии и в пищевую промышленность. Поэтому выполнить поставленные задачи по объемам привлеченных инвестиций вполне реально.

Почему тогда не удалось выполнить планы по привлечению инвестиций в минувшем году? Агентство взяло на себя обязательство обеспечить вложения в размере 7,5 млрд грн. Но, по словам Николая Азарова, из 4 млрд заявленных инвестиций реально привлечено лишь 500 млн грн. И то в ходе зарубежных визитов Президента.

В.К. Заводы не появляются за ночь. С момента, когда инвестор принимает решение об инвестировании в Украину, и до запуска производства проходит от 24 до 36 месяцев. Это время, которое инвестор тратит на получение всей необходимой разрешительной документации и строительство производственных мощностей. Поэтому оценивать результативность работы агентства стоит не ранее чем через три–пять лет.

В какие проекты инвесторы уже готовы вкладывать деньги?

В.К. Например, всемирно известная компания из Европы, специализирующаяся на изготовлении бумаги и упаковки, рассматривает возможность строительства предприятия по производству бумаги для упаковки в Украине. Объем инвестиций — около 1,2 млрд евро. Еще одна европейская фирма желает участвовать в строительстве и реконструкции наших аэропортов. Европейские инвесторы также готовы вкладывать в возведении торговых центров (порядка $200 млн) и производство фармпродукции.

Компания из Южной Азии намерена приобрести в Украине шахты по добыче калийных солей (инвестиции — $2 млрд). Другая компания из Азии рассматривает возможность строительства предприятия по производству автозапчастей. Североамериканская компания, специализирующаяся на добыче полезных ископаемых, интересуется строительством шахт и перерабатывающего завода (инвестиции — $1,6 млрд). Еще одна компания из Америки хотела бы инвестировать в предприятия по производству семян ($150 млн). Все проекты на стадии разработки. Названия компаний пока озвучить не могу.

Одним из ключевых нацпроектов является строительство терминала по регазификации сжиженного природного газа в Одесской области (LNG-терминал). Кто и на каких условиях войдет в консорциум инвесторов?

В.К. Начало работ по подключению LNG-терминала к газотранспортной системе Украины запланировано на середину ноября. Реализация технологической части LNG-терминала предусмотрена за счет средств частных инвесторов (75%), а также привлеченных государственным предприятием "Національний проект "Ел Ен Джі Термінал" (25%) под государственные гарантии. Переговоры с потенциальными инвесторами проходят, но окончательного решения по составу участников и их долям в проекте еще не принято.

С предложением сдать Украине в аренду терминал обращалась американская фирма Excelerete Energy. Вы с ней ведете переговоры?

В.К. На сегодняшний день в мире существуют всего 14 плавучих установок по хранению и регазификации сжиженного природного газа (FSRU), восемь из которых принадлежат компании Excelerete Energy. Свободные (не задействованные в контрактах) установки есть только у Excelerete Energy, поэтому переговоры по аренде плавучей установки ведутся только с Excelerete Energy.

Какова стоимость подключения терминала к газотранспортной системе?

В.К. Ответственным исполнителем по подключению LNG-терминала к ГТС Украины выступает государственное предприятие "Національний проект "Ел Ен Джі Термінал", а источник финансирования — заемные средства. При этом построенный газопровод передадут на баланс "дочке" НАК "Нафтогаз України" — "Укртрансгазу", который будет его эксплуатировать и получать плату за транспортировку газа.

Ориентировочная стоимость подключения к ГТС Украины согласно ТЭО — 1,151 млрд грн. При соотношении собственного и заемного капитала 30/70 наши вложения окупятся в течение девяти лет. Введение в эксплуатацию терминала запланировано на 2016 год.

Какие проекты еще готовы к реализации?

В.К. Наиболее подготовлен проект "Чистый город", предусматривающий строительство 10 современных мусороперерабатывающих заводов. Общая потребность в инвестициях составляет 3,201 млрд грн. Минимальный размер инвестиций в каждый мусороперерабатывающий комплекс мощностью 100 тыс. т в год (Тернополь, Хмельницкий, Винница, Черновцы, Кировоград, Сумы, Полтава) достигает 220–250 млн грн.

Срок реализации проекта — два-три года, срок окупаемости — от семи до десяти лет при рентабельности порядка 25%. В настоящее время ведется подготовка к проведению конкурса по отбору инвестора для реализации проекта в форме государственно-частного партнерства. Города обязуются способствовать отводу земельных участков под размещение комплексов и обеспечить их на период действия договора (не менее 10 лет) отходами в соответствии с проектной мощностью, а также гарантируют экономически обоснованные тарифы на переработку отходов. После завершения действия договора о ГЧП объект передается в собственность общины.

Повысить привлекательность инвестиций позволит введение "зеленого" тарифа на энергию, которая производится при сжигании биогаза, образующегося в процессе анаэробного брожения органической составляющей отходов (продуктов питания, остатков растительного и животного происхождения). Соответствующий законопроект уже готовится ко второму чтению.

Проект "Олимпийская надежда-2022" — один из самых спорных. Есть ли смысл вкладывать средства в развитие олимпийской инфраструктуры, не получив право на проведение Олимпиады?

В.К. Решение о предоставлении права на проведение зимней Олимпиады 2022 года Международный олимпийский комитет огласит в августе 2015 года. Наша заявка должна выглядеть достойно, в том числе на фоне потенциальных конкурентов — Швейцарии и Норвегии. Определенный публичный скепсис относительно этих намерений очень похож на тот, который сопровождал заявки Украины и Польши на проведение Евро-2012.

Ранее вы оценили стоимость подготовки к Олимпиаде в $6 млрд. Откуда взялась эта цифра?

В.К. Все расчеты основываются на технико-экономическом обосновании, разработанном немецкой компанией PROPROJEKT Planungsmanagement&Projektberatung GmbH, которая имеет большой опыт подготовки городов и стран с заявками на крупные соревнования. В частности, именно ее консультанты работали с Катаром, который получил право на проведение чемпионата мира по футболу в 2022 году. Мы планируем, что порядка 65% от общего объема требуемых средств составят частные инвестиции.

Аналогичные планы строились и при подготовке к Евро-2012. Но в результате практически все расходы были оплачены из бюджета.

В.К. Сравнивать подготовку к Олимпиаде и к Евро-2012 не совсем корректно. Во-первых, продолжительность периода инвестирования разная: активная фаза подготовки к чемпионату Европы длилась два года, подготовка объектов Олимпиады-2022 — это почти 10 лет и, как следствие, значительно меньшее давление на государственный бюджет.

Во-вторых, МОК тщательно проверяет целесообразность каждого нового объекта, и лишняя грандиозность намерений города-кандидата может уменьшить шансы на получение права провести игры. В-третьих, мы учтем опыт подготовки к Евро-2012 в части работы с частными инвестициями. Государство и местные власти должны создавать условия для развития эффективных инвестиционных проектов, а не для масштабного строительства за счет налогоплательщиков.

Абсолютное большинство новых объектов, за исключением реконструкции и строительства железнодорожных и автомобильных дорог, должны возводиться за счет вложений частных инвесторов.

    Реклама на dsnews.ua