• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Все ради ВВП

События, происходящие на протяжении последних лет в Украине, выглядят копированием российского опыта с небольшими отличиями
Реклама на dsnews.ua

Становление режима Владимира Путина, начавшееся в новогоднюю ночь 1999 г., после отречения от российского "престола" Бориса Ельцина и назначения тогдашнего премьер-министра страны и. о. президента, ознаменовалось широкомасштабной чисткой в лагере крупнейших российских олигархов.

Глава государства четко дал понять богатейшим бизнесменам России — спокойная жизнь их ждет только в том случае, если они будут на стороне Кремля. И тем, кто этого не понял, власть до сих пор демонстрирует свою способность разрушить, казалось бы, даже самый устойчивый бизнес.

Первым из представителей крупного бизнеса России под каток попал Борис Березовский. Бизнесмен, считавшийся одним из самых влиятельных серых кардиналов при Борисе Ельцине, столкнулся с большими проблемами в апреле 1999 г., когда Владимир Путин занял должность главы ФСБ. Тогда Борис Березовский был объявлен в розыск и стал одним из обвиняемых в деле хищения средств "Аэрофлота".

В конце 1999 г. обвинения с него были сняты, однако спокойная жизнь олигарха продолжалась недолго. Осенью 2000 г. г-н Березовский официально объявил о несогласии с политикой партии "Единая Россия" и уехал из РФ. После этого против него было возбуждено несколько уголовных дел (помимо "Аэрофлота", власти вспомнили и о хищении автомобилей на "АвтоВАЗе" в середине 90-х), а сам он был объявлен в международный розыск.

В 2007 и 2009 гг. г-н Березовский дважды был заочно осужден в России и приговорен к шести и 13 годам лишения свободы соответственно. Однако бизнесмен, получивший в 2003 г. политическое убежище в Великобритании, пока остается на свободе.

Почти одновременно лишился бизнеса в России и Владимир Гусинский. К 2000 г. он создал медиаимперию "Медиа-Мост", в который вошли телекомпании НТВ, НТВ+ и ТНТ, газета "Сегодня", журнал "Итоги", радиостанция "Эхо Москвы". Однако конфронтация с властями привела к тому, что в июне 2000 г. г-н Гусинский был арестован по обвинению в мошенничестве и попал в Бутырскую тюрьму.

Через несколько дней он вышел под подписку о невыезде и при невыясненных обстоятельствах скрылся в Испании, которая в 2001 г. отказалась его выдавать российским властям. В том же году началось отчуждение г-на Гусинского от его бизнеса в России — "Медиа-Мост" по частям стал скупать холдинг "Газпром-медиа", который завершил поглощение в 2002 г.

Реклама на dsnews.ua

кликните, чтобы увеличить

Самому известному представителю российского бизнеса, который пошел против воли властей, — Михаилу Ходорковскому — повезло меньше. Предприниматель, который к 2003 г. стал самым богатым бизнесменом России, настолько осмелел, что начал спонсировать оппозиционные партии ("Яблоко", СПС). Поведение владельца нефтяной компании ЮКОС не оставило власти равнодушными.

В конце октября 2003 г. бизнесмен был арестован сотрудниками ФСБ по обвинению в хищениях и неуплате налогов. Через несколько дней арестовали акции компании ЮКОС, после чего ей выставили налоговые претензии на фантастическую сумму, превышавшую $20 млрд. Пытаясь защитить активы, обезглавленный ЮКОС в США в 2004 г. инициировал свое банкротство.

Однако компания все же была лишена основного имущества. 19 декабря 2004 г. власти с молотка пустили 76,79% акций предприятия "Юганскнефтегаз", которые купила никому не известная компания "Байкалфинансгрупп" за $9,3 млрд. А буквально через несколько дней ее поглотил российский государственный холдинг "Роснефть". Вслед за этим последовал приговор Михаилу Ходорковскому: в мае 2005 г. Мещанский районный суд Москвы признал его виновным в мошенничестве и неуплате налогов и приговорил к девяти годам лишения свободы.

Схожая судьба постигла и бизнес-партнера Михаила Ходорковского — экс-главу совета директоров группы "Менатеп", контролировавшего ЮКОС, Платона Лебедева. В мае 2005 г. он был осужден по одному делу с г-ном Ходорковским и приговорен к девяти годам лишения свободы.

Показательное уничтожение бизнеса Михаила Ходорковского сделало крупный бизнес в России крайне сговорчивым. На первые роли в числе самых богатых бизнесменов выдвинулись люди, наперебой стремившиеся доказать Владимиру Путину свою преданность. Например, обладающий сейчас титулом самого богатого россиянина Виктор Вексельберг недавно стал президентом инновационного фонда "Сколково", поддерживаемого российскими властями, а олигарх номер два Алишер Усманов трудится на благо "Газпрома", курируя в этой компании возвращение дебиторской задолженности.

Не возникает проблем и у Искандера Махмудова — владельца Уральской горно-металлургической компании, назвавшего себя "солдатом Путина". Даже владелец "Норникеля" Михаил Прохоров, который в прошлом году конкурировал с Владимиром Путиным за пост президента, выдвигаясь в качестве оппозиционера, чувствует себя вполне спокойно. По слухам, его оппозиционность была согласована с Кремлем, чтобы отобрать голоса у реальной оппозиции.

Впрочем, есть и исключения из правил. Самым ярким стал Александр Лебедев, владелец банка НРБ, финансировавший оппозиционную "Новую газету" в России. Атака на его бизнес началась в январе прошлого года с масштабной проверки властями деятельности НРБ. После этого стало известно об открытии против бизнесмена уголовного дела по факту драки с предпринимателем Сергеем Полонским в 2011 г. Статья, по которой оно было возбуждено ("Хулиганство по мотивам политической ненависти"), грозит бизнесмену лишением свободы на срок до пяти лет. И делает г-на Лебедева, осевшего в Лондоне и заявившего о намерении избавиться от всего своего бизнеса в России, еще одним кандидатом на получение политического убежища.

Параллельно с "дружественным" Кремлю бизнесом набирает обороты и "семейный". Доказательств того, что Владимир Путин обладает какими-либо значительными активами, не существует, однако есть несколько компаний, которые неофициально включают в его орбиту. Прежде всего это нефтетрейдер Gunvor, через который проходит экспорт нефтепродуктов подконтрольных властям РФ холдингов "Газпром" и "Роснефть".

Формальным владельцем Gunvor, годовой оборот которого превышает $85 млрд, является президент питерского хоккейного клуба СКА Геннадий Тимченко, который считается человеком из личной обоймы Владимира Путина. В нее принято включать еще одного миллиардера, появившегося на свет после прихода Владимира Владимировича к власти — Аркадия Ротенберга, бывшего спарринг-партнера по дзюдо нынешнего президента России, владеющего холдингом "Мостотрест" и группой компаний-подрядчиков "Газпрома".

В этом свете события, происходящие на протяжении последних лет в Украине, выглядят копированием российского опыта с небольшими отличиями. Во-первых, у нас "семья" появилась в буквальном смысле, поскольку на одну из первых ролей в большом бизнесе в стране выдвинулся сын украинского Президента Александр Янукович. Во-вторых, в Украине пока нет своего Ходорковского. Впрочем, этот пробел может быть устранен в скором времени, если кто-то из влиятельных олигархов будет проявлять излишнюю нелояльность к хозяину.

Последний, по примеру Владимира Путина, сейчас как раз занимается массовой масштабной зачисткой отечественного бизнеса, создав империю, которая постепенно подминает под себя самые денежные секторы экономики. В России такая модель в совокупности с контролем над силовыми структурами гарантировала Владимиру Путину сохранение у власти на долгие годы. Этим же путем, судя по всему, пытается идти и Виктор Янукович.

Но в отличие от российского коллеги хозяин Банковой не располагает столь внушительными энергетическими и финансовыми ресурсами. И если президентское окружение начнет слишком жестко прессовать влиятельных олигархов, то рискует в конечном итоге оказаться у разбитого корыта. Поскольку Украина, как когда-то справедливо заметил Леонид Кучма, все-таки не Россия.

    Реклама на dsnews.ua