• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Выбор формата: какими будут следующие мирные переговоры

Идея Женевского формата свидетельствует об изменении позиции США и ЕС в сторону более решительных мер поддержки Украины в ее войне с путинским режимом
Фото: joinfo.ua
Фото: joinfo.ua
Реклама на dsnews.ua

Телефонные переговоры с мировыми лидерами, которые в последние дни провел Порошенко, дали свои результаты. По словам Президента, была достигнута договоренность о необходимости проведения переговоров в так называемом Женевском формате, то есть с участием Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза, Украины и Российской Федерации.  Где и когда могут пройти такие переговоры - пока не понятно, однако вопрос о перспективах этого формата уже остается открытым.

Прежде всего, необходимо понять, чем новый формат отличается от предыдущего. Ранее украинский конфликт обсуждался в так называемом Нормандском формате, в котором принимали участие делегации от России, Украины, Германии и Франции. В таком формате прошло всего две встречи: 6 июня во французском городе Уистреаме в ходе мероприятий в честь 70-летия высадки войск союзников в Нормандии и 17 октября в Милане в ходе форума "Азия - Европа".

Очевидно, что в новом формате произошло принципиальное изменение членского состава в проукраинскую сторону. Во-первых, в него включены США, которые последовательно поддерживают Украину в сложившемся кризисе. Во-вторых, европейские государства представлены не по отдельности, а в формате Европейского Союза, коллективные органы которого также выступают за более решительные санкционные меры против путинского режима, нежели отдельные государства. Условного говоря, на содержание относительно действенного лобби во Франции (Национальный фронт Мари Ля Пен) и Германии (бизнес-лобби во главе с Герхардом Шредером) денег у российского президента пока достаточно, в то время как покупка весомой группы в Европарламенте видимо не по карману. Таким образом, новый формат предполагает диалог в формате 3 к 1 (ЕС, США и Украина против Путина) вместо существовавшего ранее 1 на 1 при двух "обеспокоенных".

Изменился и контекст, на фоне которого будет происходить встреча (если она конечно произойдет). Речь идет об обстреле Мариуполе, в результате которого погибло 30 украинских граждан. Будучи примером клинической некомпетентности террористов из ДНР, которые промахнулись мимо украинских позиций и попали по жилым кварталам, обстрел Мариуполя вынудил западных лидеров на официальном уровне признать наличие российских войск на Донбассе. Об этом заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен ("на протяжении нескольких месяцев мы наблюдаем присутствие российских войск в Украине") и Барак Обама ("Мы глубоко озабочены концом перемирия и агрессией сепаратистов, поддерживаемых российским снаряжением, финансами, инструкторами и войсками"). В телефонном разговоре с Владимиром Путиным 25 января канцлер Германии Ангела Меркель призвала его "повлиять на сепаратистов с целью реализации минских договоренностей", а 26 января министр иностранных дел Германии Вальтер Штайнмайер предупредил Путина о неизбежности наращивания санкций при попытке движения войск террористов в направлении Мариуполя.

После Мариуполя Путин оказался в наиболее невыгодном положении для переговорщика с момента неприкрытой агрессии во время аннексии Крыма. Обстрел жилых кварталов - явное военное преступление, причем недопекающее многочисленных трактовок. В отличие от ситуации со сбитым Боингом, ОБСЕ сразу подтвердило факт обстрела города с оккупированными террористами территорий.  Сейчас крайне вероятно усиление санкций ЕС и США против российской экономики, включая и такую действительно радикальную меру как отключение РФ от системы SWIFT. Скорости падению российской экономики это определенно может добавить, а там и до социального недовольства рукой подать.

Ситуация для Путина на предполагаемых переговорах вырисовывается крайне неудачной: поражения и напряжения как на внешних, так и на внутренних фронтах. В этих условиях российская сторона на переговоры все же согласится, то предшествовать им будет очередной виток кровопролития
Реклама на dsnews.ua

Должна напрягать Путина и обстановка внутри страны. Если верить отсчетам украинских военных и блоггеров о потерях собственно российских частей на Донбассе (пусть даже и разделенных в три раза), то выходит, что в Украине погибло уже порядка 2000 российских военных. Причем речь о подразделениях наибольшей степени готовности и об элитных частях спецназа. Если конфликт продлится еще несколько месяцев, то уровень потерь станет сравнимым с первой русско-чеченской войной. И здесь возникает два варианта: либо войска выводить, но без них "Ополченцы" проиграют ВСУ в короткие сроки, либо объявлять Украине войну.

Также стоит отметить тот факт, что финансовые резервы РФ подходят к концу, а скоро их уже не хватит даже на покрытие издержек олигархов из ближайшего окружения российского президента. Но, с другой стороны, Путина ограничивает развязанная им пропагандистская кампания внутри страны. Ведь любой шаг по реальной деэскалациии конфликта будет воспринят как прогиб перед Западом и признание полной зависимости российской экономики от западных санкций. Кроме того, на Донбассе воюют крайне много идейный русских имперцев (сторонников условного Гиркина), которым просто некуда возвращаться. У этих людей есть оружие и не факт, что они не обратят его против Путина, если сочтут его действия предательством национальных интересов России в их понимании.

Поэтому, ситуация для Путина на предполагаемых переговорах вырисовывается крайне неудачной: поражения и напряжения как на внешних, так и на внутренних фронтах. В этих условиях, к несчастью для Украины, наиболее вероятно, что в том случае, если российская сторона на переговоры все же согласится, то предшествовать им будет очередной виток кровопролития. При помощи террористов из ДНР и ЛНР и тех российских войск, что уже находятся на Донбассе, Путин попытается оккупировать еще ряд территорий для получения "предмета торга".

В целом, решение конфликта на Донбассе сейчас зависит исключительно от одного человека - российского президента. Крайне маловероятно, что он признает свое поражение и отступит с украинской земли. То, что за его имперские амбиции, население страны уже оказывается перед угрозой резкого обнищания, а наименее защищенные слои и перед угрозой голода, президента не волнует. Поступки человека, живущего в своей реальности, и на полном серьезе утверждающего, что на Донбассе воюет иностранный легион НАТО, крайне сложно предугадать. Вести торг с таким политиком также не представляется возможным, поскольку на переговорах стороны в буквальном смысле будут говорить на разных языках. То есть на сегодняшний день потенциал любых переговоров остается крайне невысоким.

Но, с другой стороны, сам факт достижения Петром Порошенко договоренности такого уровня с западными партнерами является позитивным знаком. Идея Женевского формата свидетельствует об изменении позиции США и ЕС в сторону более решительных мер поддержки Украины в ее войне с путинским режимом.

    Реклама на dsnews.ua