• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Знаменитая внучка

Снегурочку и запрещали, и реабилитировали. Меняли ей возраст, одежду, биографию. Но она осталась одним из самых любимых новогодних персонажей детворы
Реклама на dsnews.ua

Снегурочку и запрещали, и реабилитировали. Меняли ей возраст, одежду, биографию. Но она осталась одним из самых любимых новогодних персонажей детворы

С приближением Нового года в нашу жизнь входят снег и знаменитые зимние персонажи — "снежная королева" (героиня известной сказки Г. Андерсена) и "снежная баба" (если зима снежная, появляется в каждом дворе). Однако самой известной снежной барышней является Снегурочка.

А пришла она к детям так. В декабре 1936-го, за несколько дней до новогоднего утренника, воспитательница в детском саду объявила:

— Дети, скоро к нам на елку приедет Дед Мороз! Он будет не один, а со своей внучкой Снегурочкой — веселой девочкой, которая умеет петь, плясать и играть с малышами.

Ребята обрадовались, хотя и впервые слышали, что у Деда Мороза, оказывается, есть внучка. Не знала об этом и сама воспитательница. Однако накануне она получила из городского отдела народного образования инструкцию: объявить малышам, что Дед Мороз примчится из леса со Снегурочкой.

Через несколько дней дети собрались на утренник. По подсказке воспитательницы стали звать Деда Мороза. А когда он вошел в зал, дети — опять же, по совету воспитательницы — спросили, не пришла ли с ним и Снегурочка? После этого "внученька" впорхнула в зал — в сарафане до пят и ярком кокошнике. Она призвала детей громко крикнуть: "Елочка, зажгись!" На зеленых ветках вспыхнули огоньки, после чего Дед Мороз и Снегурочка вовлекли детей в хоровод. А в конце вручили каждому подарок… Этот типовой сценарий новогоднего утренника, разработанный в идеологических кабинетах ЦК, с небольшими изменениями дожил до наших дней.

Из дочки во внучки

Реклама на dsnews.ua

Дуэт Деда Мороза и Снегурочки родился при Сталине. Хотя по отдельности каждый из этих персонажей ведет свою историю еще с XIX века. Дед Мороз — персонаж литературного происхождения. Он родился под пером известного писателя В. Одоевского, написавшего в 1840 году сказку "Мороз Иванович". Конечно, главному герою далеко до современного Деда Мороза (не он приходит к детям, а они к нему, подарки являются платой за службу и так далее), однако образ уже вполне узнаваем — например, герой сказки Одоевского стучит в окошки, чтоб люди "не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать", а также напоминает о необходимости "нищеньким помогать".

Снегурочка же — персонаж фольклорный. В народной сказке девочка, слепленная из снега, ожила. И отправилась с подругами в лес по ягоды. Между тем, на дворе июнь, люди празд­нуют Ивана Купала. Подруги снежной девочки одна за другой прыгают через костер. Прыгнула и Снегурка. Увы, для нее прыжок закончился фатально — она растаяла…

Эту историю о снежной девочке опубликовал в 1867 году известный собиратель народных сказок А. Афанасьев. Публикацию увидел драматург Александр Островский. В 1873-м он написал пьесу "Снегурочка", однако одноименный спектакль был встречен публикой прохладно. Известный композитор П. Чайковский создал по мотивам пьесы оперу, но и ее ожидал провал. Империя жила политическими страстями, и образ снежной девочки не заинтересовал зрителя.

Прошло девять лет. За это время террористы убили царя Александра II, а новый император Александр III "прикрутил гайки". Публику потянуло к романтическим сюжетам. И композитор Н. Римский-Корсаков вспомнил трогательную пьесу А. Островского о снежной девочке. Его опера, поставленная в 1882-м, имела оглушительный успех.

Образ Снегурочки приобрел популярность. Появилась даже колыбельная:

У Мороза-старика есть дочурочка.
Полюбился ей слегка мальчик Юрочка.

Отцом Снегурочки — и в пьесе, и в опере — выступал Дед Мороз. А ее матерью называли то Зиму, то Весну-красну. Коррекция статуса снежной девочки началась в начале ХХ века. Некий литератор, скрывшийся под псевдонимом Кук, опубликовал "Зимнюю сказку", в которой впервые позиционировал Снегурочку не как дочку, а как "внучку дорогую" некоего "старого, белого деда".

Снегурочка стала одним из многочисленных елочных персонажей, однако "первую скрипку" не играла — выступала наравне с другими елочными игрушками. И "живьем" перед детьми не появлялась… Дед Мороз поначалу тоже был виртуальным персонажем — о нем можно было прочесть в книжках, его изображали на поздравительных открытках (под­робнее — см. "Дед Мороз: новогодний ребрендинг", "ВД" №50(249), 2009 г.). Однако накануне Первой мировой войны он все-таки "развиртуализировался" и начал посещать рождественские елки. Один, без Снегурочки.

Полузабытая "внученька"

С приходом советской власти ситуация кардинально изменилась. Большевики, руководствуясь знаменитым тезисом "Религия — опиум для народа", начали искоренять все, имеющее отношение к вере. В 1927 году "красные идеологи" вычеркнули Рождество из советского календаря. Соответственно, впала в немилость рождественская елка, а вместе с ней и Дед Мороз, ошельмованный газетами как "религиозный хлам". Та же печальная участь ожидала и другие елочные персонажи, включая Снегурочку.

Реабилитация наступила в декабре 1935-го. Ее инициатором являлся киевлянин Павел Постышев, тогдашний второй секретарь ЦК КП(б)У. 28 декабря 1935 года главная газета страны "Правда" напечатала его статью под заголовком "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!"

"В дореволюционное время, — писал Постышев, — буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки положить конец". Статья заканчивалась призывом: "Итак, давайте устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!"

"Неправильно осужденную" елку реабилитировали. Постышев распорядился, чтобы в Киевский Дворец пионеров и школьников (ныне – Национальная филармония на Европейской пл.) доставили самую большую и ветвистую ель. По воспоминаниям Тамары Брауде, очевидца тех событий, Постышев попросил работников дворца: "Не пожалейте сил и средств, сделайте первую елку по-настояще­му праздничной, красивой, нарядной и пусть дети вокруг нее танцуют, поют, играют, радуются приходу Нового года. Раздайте им подарки".

Что ж, работники дворца, как и было велено, вручили детям новогодние подарки. Однако в такой раздаче отсутствовало самое главное — волшебство. И тогда решили вернуть дореволюционного дари­теля подар­ков Деда Мороза. А поскольку сценарий специально разработанного новогоднего утренника "тянул" на продолжительное мероприятие, Деду Морозу понадобилась партнерша. В этом качестве и решили задействовать полузабытую "внученьку" Снегурочку…

Из снега, но не тает

В 1938-м в Москве вышла книга "Елка. Сборник материалов к новогодней елке для детей дошкольного возраста". В ней изображена "типовая Снегурочка": шуба до пят, валенки, на голове — теплая шапка, отороченная мехом, из-под шапки — коса до пояса. На вид ей лет 13.

Во время войны властям было не до Снегурочки. Зато в послевоенное время "внучка" стала не только полноправным, но и непременным участником всех новогодних торжеств. Вот только шапочку ей заменили кокошником, а шубу — сарафаном. У Снегурочки появилась волшебная палочка, которой она зажигала огни на елке. Ее связь с народной сказкой и пьесой А. Островского забылась напрочь. Героиня обзавелась самостоятельной биографией: больше не таяла и не боялась тепла (иначе как бы она развлекала детей в том же детском саду?). Да и сюжет с ее участием происходил теперь не на Ивана Купала, а зимой — в конце декабря и начале января.

Визуализации Снегурочки помогли и новогодние открытки, большинство которых обыгрывали тему Деда Мороза и Снегурочки. По ним можно понять, какие функции возложены на "внучку" — она наряжает елку, танцует с лесными зверушками, кормит снегирей, помогает "дедушке" раздавать подарки, держит бенгальские огни, водит хороводы вокруг елки. А то и несет корзинку, полную новогодних писем (аналогов евангельской благой вести). Нередко на открытках Снегурочку изображали одну, без Деда Мороза.

Возраст "внучки" начал варьироваться. То это действительно маленькая девочка, слепленная из снега. То уже школьница, а то и студентка. И наряды у нее разных цветов: от традиционно белого (из снега как-никак!) до красного (видимо, под стать Деду Морозу). Хотя нередко "внучка" одета и в голубое, и в зеленое, и в оранжевое. К концу 1970-х Снегурочка обзавелась кокетливым полушубком, открывшим ее довольно стройные ножки. А на лице появилась игривая улыбка… Из массовика-затейника для детей она превратилась в объект любопытства взрослых.

Неизменными остались два элемента — длинная коса с бантиком и кокошник. Последний, будучи деталью русского народного костюма, оказался настолько важен для "национальной идентификации" Снегурочки, что присутствовал к месту и не к месту. Например, на рисунке "трещит мороз", Снегурочка в шубе и рукавичках, но на голове вместо теплой шапки — кокошник, одетый явно не по погоде.

С биографией снежной девочки до сих пор не все ясно. Например, откуда у Деда Мороза вдруг взялась внучка? Есть ли у него супруга и как ее зовут — Баба Мороз? Что-то мы о таковой не слыхивали… А родители Снегурочки? Кто они и почему об этих близких родственниках ни разу не упомянули ни дедушка, ни внучка? У каждого ребенка рано или поздно возникают подобные вопросы. Взрослые пока не способны дать на них убедительные ответы. А это значит, что эволюция образа Снегурочки еще не завершена.  

    Реклама на dsnews.ua