• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Фильм октября. Саул на пути из Аушвица: История одного побега

Венгерский фильм о Холокосте произвел настоящий фурор среди кинокритиков
Реклама на dsnews.ua

В прокате с 6 октября. "Сын Саула" или "Сын Шауля" (венг. Saul fia, Венгрия) — первая полнометражная работа 39-летнего режиссера Ласло Немеша. Судьба фильма уникальна для дебюта: Гран-при Каннского фестиваля, "Золотой глобус" и "Оскар-2016" за лучшую картину на иностранном языке. Влиятельный британский кинокритик Питер Брэдшоу ("Гардиан") отметил: "по любым стандартам этот фильм можно было бы считать выдающимся, но для дебюта он поразителен". При этом тема давно и хорошо освоена мировым кинематографом: Холокост. Что же сделал Немеш?

Действие фильма происходит в октябре 1944 г. в концлагере Аушвиц-Биркенау. Саул Ауслендер (Геза Рёриг) входит в зондеркоманду — специальную группу евреев-заключённых, которым нацисты поручают выполнять часть вспомогательных работ, связанных с уничтожением людей в газовых камерах, сжиганием их тел и сортировкой вещей казненных. Саул становится свидетелем того, как нацистский врач добивает выжившего в газовой камере мальчика. Он решает, что мальчика надо похоронить сообразно иудейскому ритуалу, с поминальной молитвой (кадишем), для чего пытается найти раввина, а также выдает ребенка за своего сына. Параллельно другие члены зондеркоманды готовятся к побегу, в который также оказывается вовлечённым Саул. В результате группе заключённых удаётся вырваться за колючую проволоку, Саул при этом несёт на себе мешок с телом мальчика.

Кино о катастрофе — жанр давний, но во многом противоречивый. Противоречивость связана с крайней сложностью в поиске языка выражения: как можно показать в игровой форме то, что никакому осмыслению не поддается? Любой кадр лагерной кинохроники по своей убедительности перечеркивает сколь угодно хорошо продуманную игровую картину.

Ласло Немеш нашел простой и близкий к гениальности выход. Он дал в руки оператору Матьяшу Эрдею 35-миллиметровую камеру, но двигаться при этом приказал как с легкой ручной. Чтобы представить себе сложность подобного задания, достаточно упомянуть, что весит подобное оборудование не один десяток килограмм. Эрдей, однако, справился блестяще — камера просто танцует. Благодаря этому достигается поразительное сочетание высокого качества и одновременно документалистской точности изображения. А еще позволяет создавать потрясающие психологические образы: крупные планы героев, в первую очередь самого Саула, забыть просто невозможно.

Еще одна составляющая успеха — работа Гезы Рёрига, для которого это тоже дебют. Рёриг литератор, автор восьми поэтических сборников, его актерский опыт минимален — пара эпизодов в сериалах в юности. Тем более потрясает точность, с которой он воплощает и крайнюю опустошенность своего героя, и его внутреннее преображение в финале. Саул-Рёриг — единственный, в котором просыпается человеческое достоинство в полной мере, единственный, кто бросает вызов чудовищным обстоятельствам, единственный, кто утверждает жизнь в царстве смерти.

Вот такая формула большого фильма: новаторский режиссерский прием + впечатляющая звуковая и визуальная атмосфера + актерское мастерство. Вне всяких сомнений, "Сын Саула" — лучшее экранное произведение о Холокосте как минимум за последнее десятилетие.

Дмитрий Десятерик, "День", специально для "Деловой столицы"

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua