Новое иконоборчество. Почему Тарас Шевченко может быть роботом Бендером

Выставка плакатов "Квантовый прыжок Шевченко" стала ареной борьбы "настоящих" патриотов с "ненастоящими"
Плакат из серии "Квантовый прыжок Шевченко". Художник А.Грехов

На прошлой неделе в столице стартовал проект "Квантовый прыжок Шевченко": на станции метро, которая носит имя поэта, выставили серию плакатов иллюстратора Александра Грехова. На них Шевченко изображен в образе Фриды Кало, Джека Воробья, Терминатора, Человека-паука, Гарри Поттера и даже Дарта Вейдера. Выставка прошла при поддержке Национального музея им. Т.Шевченко - ранее плакаты экспонировались там.

"Многие из нас еще со школы помнят историю о том, как в детстве Тарас Шевенко отправился на поиски железных столпов. Они якобы подпирают небо и прячут ворота, куда солнце заходит на ночь. По легенде юный Шевченко так и не добрался до тех столпов - как долго он бы ни шел, расстояние между ним и столпами лишь увеличивалось. Но представим, что Тарас все же добрался до этого таинственного и магического места. Что там ждало его? Может, за железными столпами оказался портал для путешествий в пространстве и времени? И именно таким образом Шевченко (как и герой популярного сериала "Квантовый прыжок") получил возможность перемещаться в тела других людей - придуманных или реальных, добрых или злых", - именно так описан проект на сайте Национального музея.

"Мы понимаем, что современный ребенок знает Дарта Вейдера, но не знает Шевченко. Или же знает то, что ему насильно вложили в голову в школе", - говорила в интервью BBC News Украина куратор выставки Анастасия Аболешева.

Сам Александр Грехов отметил: "Для меня главное вдохновение - попытка выйти за шаблонный образ, который существует во всех учебниках, где Шевченко изображают старым, лет за 60, хотя он был еще молод. Хочется показать его образ по-новому, что он может быть веселым, человеком, которого хочется добавить себе в друзья в Facebook".

Судя по ажиотажу, который развернулся вокруг выставки в соцсетях, затея удалась: многие специально ехали на станцию, чтобы посмотреть на неожиданного Шевченко. Ведь в памяти абсолютного большинства украинцев Тарас Шевченко запечатлен как дед в смушковой шапке. Между тем, знаменитое фото, на котором поэт снят в этой шапке и кожухе, сделано в 1859-м - Шевченко тогда было всего 45 лет. Да и надет кожух на современный модный костюм - живущий в Петербурге поэт одевался вполне в духе того времени.

Историки говорят, что изображать Шевченко как эдакого ловеласа и светского льва все же не стоит, но и лепить из него бронзовый образ деда в шапке, всецело занятого борьбой за светлое будущее обездоленного народа, тоже перебор. Да, Шевченко - национальная икона. И за этой иконой теряется связь с реальной жизнью, реальным человеком. Сама мысль о том, чтобы представить себе Шевченко в современных реалиях, многим кажется святотатством. Мол, ни одному настоящему патриоту и в голову не придет глумиться над поэтом: папаха - и все тут.

Между тем художник Андрей Ермоленко по поводу своего цикла "Шевченкониана" как-то сказал: "Шевченко! Это был лютый чувак, неопанк того времени. Единственный человек, который не побоялся обозвать царя. Хоть Николай I его выкупил из крепостного рабства, он обозвал его и его жену, за что потом поехал на Кос-Арал. Тоже, кстати, история интересная: чувак поехал на Кос-Арал и организовал там первую экспедицию, описав эти места. До него никто такого еще не делал. Для меня это пример человека действия. Нужно действовать!"

Ермоленко в отсутствии патриотизма, кстати, никак не упрекнешь. Впрочем, даже сама идея превратить бронзового идола в живого человека, интересного современным украинцам, куда более патриотична, чем набившие оскомину традиционные полутраурные речи и корзины цветов, которые в марте приносят к памятникам Кобзарю. Спросите любого школьника, что он знает о Шевченко? Ответы будут как под копирку. А вот покажи им Шевченко в образе Дарта Вейдера да еще и прочти, почему художник выбрал такого персонажа, как в глазах ребенка непременно появится живой интерес. Впрочем, на выставке "Квантовый прыжок" даже взрослые долго ходили от плаката к плакату и рассматривали непривычного Шевченко. 

Но патриотизм - такая штука, которую многие воспринимают слишком уж прямолинейно. Спустя неделю после открытия выставки на станции метро "Тараса Шевченко" плакаты повредили: в инстаграме Юрия Хорта (он же Юрий Павленко) появилась запись о том, что "неизвестные народные мстители порезали карикатуры на Тараса Шевченко".

Юрий Хорт - бывший глава винницкой ячейки Социал-Национальной ассамблеи Юрий Павленко. В 2014-м его задержали по подозрению в организации беспорядков в Винницкой ОГА - в апреле 2016-го Винницкий городской суд признал Павленко виновным в хулиганстве с применением оружия и приговорил к  четырем с половиной годам тюрьмы, но в декабре приговор Хорту отменили в апелляционной инстанции, а дело отправили на повторное рассмотрение.

Судебные тяжбы, впрочем, не помешали Хорту бороться с "украинофобами". Именно так "народный мститель" назвал авторов выставки "Квантовый прыжок". "Дегенераты вообще утратили ощущение реальности. На одном из изображений Шевченко стилизован под любовницу Лейбы Троцкого - Фриду Кало", - написал, в частности, Хорт на своей странице в Facebook. Словом, ни шага в сторону от шаблонного Шевченко, иначе заклеймят тебя "настоящие патриоты" позором по самую карикатуру.

Только вот вопрос, насколько патриотичен такой подход. Уже и не спрашиваю, сколько "народных мстителей" могут по памяти прочесть хотя бы два-три произведения Тараса Шевченко. Одно дело - действительно глумиться над национальными символами. Другое дело - очеловечивать и осовременивать историю, делать эти самые символы модными, показывать, что их надежды и чаяния были очень схожи с чувствами современных украинцев. Иначе Шевченко так и останется для большинства строчкой в школьной программе да лицом на стогривневой купюре.