• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Ударный Кондратий. Какой абсолютный чемпион убил Билли Бонса из "Острова сокровищ"

В списке основных причин смерти инсульт (он же апоплексия, удар, кондрашка или кондратий) идет вторым - сразу за инфарктом
Реклама на dsnews.ua

Каждый читатель "Острова сокровищ" помнит: описанные там приключения Джима Хокинса и его друзей начались с карты, с предыдущим хозяином которой случился апоплексический удар. Мальчишкам и девчонкам такой конец неправедного пути Билли Бонса кажется справедливым - разве не нокаута от судьбы заслужил пират, пьяница и скандалист? С взрослением приходит понимание: хлесткий термин "удар" является синонимом страшного и безжалостного диагноза "инсульт". Как, впрочем, и всем известная "кондрашка", хватку которой мы периодически поминаем.

Обильное присутствие различных названий инсульта в литературе и разговорной речи свидетельствует о том, что это заболевание известно человечеству давным-давно. Что, увы, не сделало его ни более редким, ни менее опасным: согласно статистике это вторая по частоте причина смерти людей во всем мире. И абсолютный чемпион среди причин длительной нетрудоспособности. Каждые полторы минуты недуг поражает новую жертву. Больший "урожай" собирает только ишемическая болезнь сердца.

Инсульт (от лат. insultu - нападение, штурм) - это острое нарушение мозгового кровообращения, приводящее к повреждению большего или меньшего участка мозга и нарушению его функций. Причем повреждение может быть вызвано как кровоизлиянием (тогда говорят о геморрагическом инсульте), так и закупоркой питающей мозг артерии (в этом случае диагностируют ишемический инсульт). Последний встречается несравненно чаще - в 80-85% случаев. При этом львиная доля ишемических инсультов - следствие атеросклероза.

Огромное число заболевших побуждает врачей постоянно совершенствовать методики лечения инсультов. Благодаря этой неустанной работе в настоящее время многим пострадавшим удается помочь. При этом чем быстрее "схваченный кондрашкой" получит квалифицированную медицинскую помощь, тем больше шансов на минимизацию постинсультных расстройств. По этой причине в развитых странах даже школьников учат распознавать симптомы беды. Для этого человека, внезапно почувствовавшего себя плохо, просят:

1 - улыбнуться.

Тревожный симптом - асимметрия улыбки (один угол рта неподвижен или "съезжает" вниз).

Реклама на dsnews.ua

2 - повторить какую-либо несложную фразу (проще всего придумать слова о погоде - например, "с утра светит солнце и поэтому жарко").

Тревожный симптом - невнятность или заторможенность речи.

3 - поднять обе руки вверх.

Тревожный симптом - невозможность симметричного движения.

Наличие даже одного из тревожных симптомов говорит о необходимости вызывать "скорую помощь".

Мнемонически эти правила легко запомнить как удовлетворенное мурлыканье "МУРР", где М - напоминание о мнемонике, У - улыбка, а две Р - Речь и Руки.

Ошибка великого Галена

Старейшая запись о состоянии, более всего напоминающем инсульт, была обнаружена на стене гробницы Уаш-Птаха - любимейшего архитектора фараона V династии Нефериркара Какаи, правившего Древним Египтом ориентировочно в 2475-2465 годах до н. э. Она гласит, что погребенный внезапно скончался в присутствии фараона, безмерно опечалив последнего.

На тысячу лет моложе сведения о мозге, содержащиеся одном из древнейших "медицинских энциклопедий" мира - папирусе Эдвина Смита, датируемом XVI веком до н. э. Там, во-первых, сообщается о субстанции, напоминающей кипящую лаву, в черепе живого человека (вероятно, подвергнутого трепанации, достаточно широко применявшейся в терапии черепно-мозговых травм и прочих "повреждений в голове"). А во-вторых, упоминается об отказах той или иной части тела при повреждении какого-либо участка мозга.

Но если болезнью Уаш-Птаха теоретически все-таки мог быть не инсульт, а инфаркт, а сведения из папируса Смита касаться исключительно физических травм, то труды Гиппократа сомнений не оставляют. Выдающийся целитель, живший ориентировочно в 460-370 годах до н. э., оставил исчерпывающее описание симптоматики недуга, при котором "внешне здоровый человек внезапно испытывает резчайшую головную боль, у него возникает расстройство речи, и он умирает на седьмой день от начала заболевания".

Правда, первое общепринятое название этому загадочному и пугающему расстройству дал не Гиппократ, а другой великий врачеватель - Клавдий Гален (130-200 годы нашей эры). Он назвал его апоплексия (ἀποπληξία), что по-древнегречески означало "удар, сбивающий с ног". Таким образом, уже упоминавшееся словосочетание "апоплексический удар" - типичная тавтология.

"Боль внезапно охватывает голову, пациент немедленно лишается дара речи и теряет власть над собой",- так объяснялась корректность предложенного Галеном термина. Кстати, ему принадлежит и авторство теории о том, что все произвольные движения тела контролируются мозгом при помощи нервной системы.

А вот в чем античный ученый серьезно ошибся, так это в объяснении причин инсульта. Будучи, как и Гиппократ, сторонником гуморальной теории здоровья (от латинского humor - влага), Гален видел залог безупречного самочувствия в идеальном балансе так называемых основных телесных соков. Конкретнее - крови, флегмы, желтой и черной желчи. Апоплексия же, по его мнению, была связана с избытком холодной и тяжелой флегмы. Поэтому пострадавшие от инсульта потчевались "согревающей пищей" - горячими насыщенными бульонами, густыми пряными супами и отварами лекарственных растений, многие из которых сегодня используются в качестве специй.

В наши дни такие прописи приводят врачей в ужас: диета №10, показанная при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, исключает богатые экстрактивными веществами мясные, рыбные и грибные навары, а также острое и соленое.

Внимание: кровопускание

Как шутят врачи, эмблема медицины в виде чаши со змеей была придумана для того, чтобы помирить два противоборствующих лагеря - сторонников изображения клизмы и почитателей портрета ланцета. Но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки: фактически до начала прошлого века без помощи этих двух инструментов не обходилось лечение ни одной болезни. Инсульт - не исключение. Долгое время важнейшей лечебной процедурой при этом заболевании считалось выполняемое с помощью ланцета кровопускание (флеботомия).

Первым спуск "лишней крови для лечения внезапной потери речи" применил опять-таки Гиппократ. В дальнейшем метод приняли на вооружение его коллеги и последователи, включая Цельса (около 25 г. до н .э. - примерно 50 год нашей эры) и Галена, а затем и врачи средневековья. Или, правильнее сказать, цирюльники, так как именно они специализировались на данной процедуре. На пике популярности флеботомия "обросла" подробными рекомендациями, таблицами и схемами, помогающими определиться как с местом выполнения целебного прокола вены, так и с количеством крови, которую надлежало удалить.

К счастью, кровопускание при инсульте не предполагали максимальных объемов изъятия драгоценной жидкости. Ведь согласно последним исследованиям, даже лекарственное снижение артериального давления в первые часы заболевания признано нежелательным. Его повышение в это время - физиологическая норма, полезная приспособительная реакция, с помощью которой организм пытается возобновить кровообращение в поврежденном участке мозга.

Справедливости ради следует признать, что уже в эпоху Возрождения у кровопускания появились противники. В частности, его подвергал критике один из величайших ученых своего времени - Парацельс (1493-1541 гг.). Он и его последователи, называющие себя ятрохимиками, отрицали существование гиппократо-галеновских "гуморов" и тем более необходимость искусственного регулирования их уровня. В 1830 г. французский врач Пьер-Шарль-Александр Луи, разработавший прообраз современных клинических исследований, даже доказал бессмысленность флеботомии с цифрами в руках. Но традиции оказались сильнее доводов рассудка, и кровопускание при гипертонии, сердечно-сосудистой и почечной недостаточности, а также при пневмонии и некоторых других воспалениях продолжали применять еще почти 100 лет.

В этом свете, пожалуй, самой большой удачей для инсультников того времени оказалась практика применения лечебных пиявок. Эти живые шприцы не только отнимали драгоценную кровушку в относительно безопасном объеме (до 15 мл на одного кровососа), но и обеспечивали поступление в организм гирудина, обладающего противосвертывающим и противовоспалительным действием. Сегодня эта задача решается с помощью введения специально созданных препаратов.

Новые времена - новые методы

Первым врачом, назвавшем истинной причиной инсульта закупорку артерий или излитие крови в ткань мозга, стал городской врач из швейцарского Шаффхаузена Иоганн Якоб Вепфер. Это произошло в 1658 году. Он же впервые описал клинику преходящих нарушений мозгового кровообращения - транзиторные ишемических атаки.

Увы, Вепфер опередил свою эпоху примерно на 200 лет: его работа была серьезно продолжена только в XIX веке. Большая заслуга в этом принадлежит немецкому врачу, патологоанатому и физиологу Рудольфу Вирхову (1821 - 1902гг.). Благодаря этому талантливому ученому появились понятия "эмболия" и "тромбоз", без которых картину инсульта сегодня даже описать невозможно. Кроме того, именно Вирхов в 1856 году стал основателем первого специализированного журнала для невропатологов. Причем к решению об учреждении собственного издания его подтолкнул отказ владельцев другой медицинской периодики от размещения его научных статей, посвященных проблематике инсульта.

Но основные достижения в ранней диагностике, профилактике и лечении инсульта принес уже ХХ век. Так, в 1900 году в арсенал медиков вошла рентгенография черепа, в 1927 г. - церебральная артериография , а в 1929 - электроэнцефалограмма. Да и самые современные и информативные методы визуализации тоже родились не вчера. Так, диагностика с помощью ультразвука (УЗИ) появилась в 1953 г., компьютерная томография (КТ) - в 1970 г., а магнитно-резонансная томография (МРТ) - в 1980 году. Ну а в последнем десятилетии ушедшего века ученые придумали функциональную МРТ, позволяющую наблюдать за работой мозга в реальном времени.

Такой диагностический прорыв позволил не только изобрести новые эффективные методики лечения инсульта, но и работать на его упреждение. Так, например, наличие критического сужения просвета церебрального (от латинского лат. сerebrum - мозг) сосуда служит показанием для стентирования - введения специального внутрисосудистого каркаса, восстанавливающего нормальный кровоток.

Кроме того, важную роль в профилактике инсульта играет раннее выявление атеросклероза. В этом врачам помогает лабораторное исследование под названием "липидограмма", направленное на изучение холестеринового обмена. Нормализация этого процесса с помощью диетотерапии и, при необходимости, приема специализированных препаратов - та самая надежная тактика, которая на долгие годы позволяет сохранять здоровье сердечно-сосудистой системы.

    Реклама на dsnews.ua