Кровавая мясорубка. Кто победил в Первой мировой

Ни одна из войн в истории не становилась причиной возникновения такого количества споров и мифов, как Первая мировая

Привет, боец исторического фронта! В прошлый раз мы говорили о том, почему в 1917 г. ведущие европейские державы "не заметили" Украинскую Республику. Мучительная и тяжелая война так смещала приоритеты, что любой фактор нестабильности на фронте союзника — в данном случае, российском — воспринимался в штыки. Никто не знал, чего ожидать от украинцев, доселе мало известных политическому истеблишменту Антанты. Русские же источники представляли Грушевского и компанию скорее как немецкую или австрийскую "интригу", сегодня бы сказали "спецоперацию". Подозревалось, что "украинский вопрос" приведет к расколу фронта, украинизация воспринималась как подрыв единства армии. И хотя тогдашние украинские деятели были вполне преданы делу ведения войны с Антантой, их декларации воспринимались с подозрением. Другое дело, если бы Центральная Рада могла гарантировать стабильность фронта. Но к концу 1917-го он стал распадаться, несмотря на любые речи политиков.

Здесь уместно вспомнить некоторые факты про реалии Первой мировой. До завершения войны оставался год, но об этом еще никто не знал.

Ни одна из войн в истории не становилась причиной возникновения такого количества споров и мифов, как Первая мировая. Если просто навесить на нее ярлык ужасной, можно упустить из виду реалии не только Первой мировой войны, но и войн в целом. За 50 лет до начала Первой мировой в Китае разразился еще более кровавый конфликт. По самым скромным оценкам, за 14 лет Тайпинского восстания погибло от 20 до 30 млн человек. В Первую мировую войну погибло в общей сложности 17 млн солдат и мирных жителей.

Или, к примеру, Британия. Хотя в абсолютных цифрах Первая мировая война унесла больше жизней британцев, чем любой другой конфликт до или после нее, в процентном соотношении самой кровавой для жителей Британских островов стала гражданская война XVII в. Во время Первой мировой погибло 2% британцев, в гражданской войне доля погибших в Англии и Уэльсе, предположительно, составила 4%, в Шотландии и Ирландии она была еще выше.

В Великобритании для участия в военных действиях были призваны примерно 6 млн человек. Из них с войны не вернулись 700 тыс. человек (примерно 11,5%). Хотя вероятность погибнуть во время Крымской войны (1853–1856 гг.) была куда выше.
Условия жизни в окопах на передовой не позволяли находиться в них долго, солдаты быстро теряли боевой дух. В связи с этим британская армия постоянно сменяла солдат в окопах. Между крупными сражениями воинское подразделение, как правило, находилось в окопах примерно по 10 дней в месяц, и из них непосредственно на передовой солдаты были не более трех дней. Нередки были случаи, когда солдат не отправляли на передовую по целому месяцу.

Хотя большинство погибших в Первой мировой войне относились к рабочему классу, представители политической и светской элиты также понесли значительные потери. Их сыновья становились младшими офицерами, которые и должны были вести за собой людей в атаку и тем самым подвергали себя наибольшей опасности. Если простых солдат погибло 12%, то для офицеров эта цифра равна 17%. Тогдашний британский премьер-министр Герберт Асквит потерял на войне сына, а будущий премьер Эндрю Бонар Лоу лишился двух сыновей. Еще один будущий глава правительства Энтони Иден потерял двух братьев, еще один его брат получил серьезное ранение, а дядя оказался в плену.
За годы войны более 200 генералов погибли, были ранены или взяты в плен. Большинство выезжали на передовую каждый день. В боях они находились гораздо ближе к центру схватки, чем генералы наших дней.

Мало когда прежде военачальникам приходилось приспосабливаться к настолько технологически непривычным для них условиям ведения войны. В британской армии командиров учили вести небольшие колониальные войны, а они оказались втянуты в масштабный индустриальный конфликт.

Несмотря на это, за три года британцы по существу изобрели тот метод ведения боевых действий, который в общих чертах применяется и сегодня. К лету 1918 г. британская армия была на пике своей мощи и один за другим наносила удары по немецкой армии.

Это было время выдающихся инноваций. В 1914-м генералы гарцевали по полю боя верхом на коне, а солдаты в фуражках шли в атаку без малейшего огневого прикрытия. Обе стороны были вооружены преимущественно винтовками. Спустя четыре года войска шли в атаку в стальных касках и под прикрытием артиллерийского огня. Они были вооружены огнеметами и ручными пулеметами. В 1914-м аэропланы казались чудом техники, к концу же войны они могли вступать в массовые воздушные дуэли. Некоторые самолеты оснащались экспериментальными беспроводными радиопередатчиками и могли вести разведку в режиме реального времени.

Тяжелые артиллерийские орудия могли вести огонь с высокой точностью, основываясь лишь на данных аэрофотографии местности и математических расчетах. Процесс создания танков от чертежной доски до готовых образцов на поле боя занял каких-то два года. Эти машины навсегда изменили ход военных действий.

В ходе войны обширные территории в Европе оказались обращены в руины, миллионы людей погибли или получили ранения. Великобритания, по сути, разорилась. Однако с военной точки зрения Британия и ее союзники одержали убедительную победу.
Германская армия была повержена в результате скоординированных ударов союзников, которые сумели пробить, казалось бы, неуязвимую оборону. Так, немецкие военные корабли были заблокированы британским королевским флотом, пока среди немецких матросов не начались бунты.

К концу сентября 1918-го германский кайзер и его главный военный советник Эрих фон Людендорф признали, что надежды на победу нет и Германии необходимо просить мира. День перемирия 11 ноября 1918 г. стал, по сути, капитуляцией Германии.

В отличие от Адольфа Гитлера в 1945 г., германское правительство не стало продолжать бесполезную борьбу до того момента, пока союзники не войдут в Берлин. Благодаря перемирию удалось спасти тысячи жизней, но оно же стало поводом для демагогии о том, что Германия войну не проиграла.

Версальский мирный договор отнял у Германии около 10% территории. Но даже при этом Германия осталась крупнейшей и богатейшей страной Европы —большая часть германских земель избежала оккупации, требование о выплате Германией репараций было увязано с ее платежеспособностью и практически не выполнялось.

Условия мира были значительно мягче, чем требования договоров, заключенных как после франко-прусской войны 1870–1871 гг., так и после Второй мировой. По итогам франко-прусской войны к Германии отошли давно принадлежавшие Франции области Эльзас и Лотарингия, где была сосредоточена французская горно-металлургическая промышленность. Франции также пришлось выплатить немалую контрибуцию, причем немедленно.

После Второй мировой войны Германия была оккупирована и разделена на части. Промышленные мощности страны систематически уничтожались или вывозились. Миллионы пленных немцев еще несколько лет после войны оставались в плену и бесплатно работали на победителей. Германия потеряла все земли, приобретенные в межвоенные годы, и еще обширные территории сверх того. Версальский договор вовсе не был жесток к побежденным — это Гитлер представил его таким. Ему было необходимо создать антиверсальские настроения, чтобы затем использовать их для прихода к власти.

Как и в любой войне, многое зависело от везения. Можно стать свидетелем ужасных трагических событий, которые навсегда оставят след в жизни — как психологический, так и физический. А можно выйти из этого без единой царапины. Это может быть лучшее или худшее время в жизни. Как ни парадоксально, многим солдатам на Первой мировой войне понравилось. При удачном стечении обстоятельств они не попадали в жестокие схватки, и в большинстве случаев их условия жизни на войне были лучше, чем дома. Но это не касалось Восточного фронта.

Британских солдат кормили мясом, что было непозволительной роскошью дома. Их снабжали сигаретами, чаем и ромом. Им полагалась потреблять в день 4 тыс. калорий. Восточный же фронт становился ненужным для солдат бывшей Российской империи. И Российской Республики. И Украинской Народной. А Брестский мир Центральных держав с УНР и Советской Россией поставит под сомнение победные перспективы для держав Антанты. Брестский мир будет воспринят как измена, едва не приведшая к катастрофе. Только участие США избавило Британию и Францию от возможного поражения. Поэтому в 1919-м, когда судьбы мира решала Парижская мирная конференция, было очень сложно заставить победителей хотя бы выслушать украинскую позицию.