Луч мечты. Как в космос отправили 100 000 рисунков украинских детей

Послание устремилось к звездной системе TRAPPIST-1

"Мечтаю стать пилотом пассажирского самолета "Боинг-737-200" и... и завести большого кота. "Тоже хочу стать пилотом". "Хочу быть военным танкистом". "Мечтаю встретить единорога". "Чтобы друг, который вынужден ездить на коляске, вылечился". Детские мечты могут быть разными: кто-то хочет собаку, а кто-то мечтает о том, что есть во Вселенной места, где нет войны. На днях мощный космический передатчик отправил детские фантазии в космос, к звездной системе, где возможна жизнь.

Проект "Луч мечты" кажется фантастикой. Два года команда собирала детские рисунки, каждый из которых воплощал мечты. Затем ученые Центра космических исследований оцифровывали их, параллельно выискивая в каталогах NASA точку в космосе, где может существовать разум. И, наконец, при помощи тарелки радиотелескопа набор нулей и единиц, в которые преобразовали 100 тыс. рисунков, со скоростью света устремился к звездной системе TRAPPIST-1, чтобы через 41 год на том конце его смогли поймать и раскодировать. И, возможно, отправить нам ответ.

Проект стартовал 29 апреля 2016 г., во Всемирный день желаний - "1+1 медиа" и ТСН совместно с благотворительным фондом "Ты не один" осуществляют мечты детей со сложными заболеваниями. "Мы провели всеукраинское исследование, которое показало, что способность детей мечтать угасает, а современное общество не развивает в них это умение. Лишь 5% детей мечтают по-настоящему, остальные 95% преимущественно имеют материальные желания. А 38% родителей не знают, о чем фантазируют их дети", - говорит ведущая 1+1, куратор проекта "Здійсни мрію" Лидия Таран.

Рисунки детских мечтаний собирали во время всеукраинского арт-марафона #моядитячамрія по регионам страны и онлайн, на уроках мечтаний в школах и больницах. И дети поначалу робко, а потом все смелее и смелее сознавались в своих мечтах: найти семью, вернуться домой, быть здоровыми, прокатить маму в космос, научиться летать, чтобы животные не умирали, сыграть в футбол с марсианами, стать котом и создать новые источники энергии. Параллельно команда проекта осуществляла мечты детей, которые борются за свою жизнь: путешествие в Бразилию и знакомство со звездами футбола, бал Принцессы, съемки в популярных сериалах, встречи с Криштиану Роналду, Ником Вуйчичем, роботом Софией и даже Драконом из мультика.

Полгода назад организаторы проекта обратились к Национальному космическому агентству Украины с необычной просьбой: сделать так, чтобы детские мечты увидела вся Вселенная. Отправить их решили из Национального центра космических исследований и связи в Золочеве. Центр - два огромных радиотелескопа с тарелками 25 м и 33 м в диаметре. Именно здесь решились совершить невероятное: попытаться выйти на контакт с инопланетянами при помощи детских рисунков.

Метод кодировки изображений, который могут расшифровать все разумные существа, придумали международные исследователи. Люди уже пытались передавать послания в космос: к примеру, 16 ноября 1974 г. обсерватория Аресибо отправила схематическое изображение людей в направлении шарового скопления М-13 в созвездии Геркулеса, на расстояние 25 тыс. световых лет.

Чтобы отправить в космос детские мечты, украинские специалисты разработали специальное программное обеспечение. Экзопланетную систему TRAPPIST-1 в созвездии Водолея в 41 годе от Земли выбрали не случайно. Специалисты Центра исследовали каталог NASA вдоль и в поперек, чтобы найти место, где оцифрованные детские рисунки смогли бы увидеть. Специалисты сошлись на 19 разных внеземных мирах, которые были максимально похожи на нашу планету. Поскольку дата запуска - 28 сентября 2019 г. - была известна, выбирали те из них, которые будут в этот момент в пределах досягаемости передатчика. К тому же вокруг красного карлика, открытого в мае 2016-го группой бельгийских и американских астрономов, обращается целых три потенциально населенные экзопланеты из семи известных на сегодня. А то и четыре, если верить моделям, разработанным Университетом Корнелла. Мало того, ученые уверены: минимум две планеты точно обладают атмосферой.

"Сообщение, которое мы должны показать Вселенной, в том, что значение имеют все люди на этой планете, что все могут достичь большего, что инклюзивность не определяет личность, а магия и красота мира принадлежит детям", - говорит доктор Микаэль Жийон, глава группы астрономов, которые открыли звездную систему TRAPPIST-1. Отправка сообщений на TRAPPIST-1 в надежде на ответ через 80 лет - не прыжок веры. "Это акт надежды. Надежды на то, что в небесах существуют другие живые существа, с которыми мы могли бы общаться и наконец избавиться от "космического одиночества", - резюмирует Жийон.

Впрочем, вполне возможно, что ответ от жителей других планет придет раньше. Заместитель начальника Центра Владимир Власенко отметил, что пробный запуск, когда тестировали оборудование, уже состоялся - пакет информации отправился к звезде Тигардена, до которой всего 12,5 световых лет. И планет в зоне обитаемости у нее целых две. А еще ученые верят, что сигнал может быть пойман в другой точке Вселенной.

На запуск рисунков собрались военные, ученые, журналисты и, конечно же, дети - 25 маленьких украинцев со всех концов Украины. "Я надеюсь, что жители той планеты не допустили ошибку под названием "война", - говорит 14-летний Максим. А рядом еще один Максим, который мечтает построить собственную ракету и полететь в космос. Именно он и нажимает на заветную кнопку, дающую старт передаче сигнала. Кстати, благодаря меценатам Максим полетит на запуск настоящей ракеты с космодрома на острове Шрихарикота в Индии.

Параллельно в столице тысячи людей на Крещатике во время международного фестиваля света и медиа-искусства Kyiv Lights Festival наблюдали за тем, как в небо устремляется световой Луч мечтаний, созданный из сотен тысяч детских рисунков.
Мультфильм из этих рисунков открыл зрителям красочный мир детских мечтаний: на здании столичной мэрии ожили фантастические животные, растения, разноцветные машины, а нарисованные детьми ракеты взлетали в небо.

Самый большой радиотелескоп страны продолжает связываться с отдаленной на десятки световых лет звездной системой - 100 тыс. рисунков будут передавать больше месяца.
Проект по запуску луча поддержало Министерство иностранных дел Украины. А ученые Центра направили письмо в NASA с просьбой поддержать идею переименования одной из планет, куда направился луч, в Планету мечтаний.