• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Мечта фальсификатора. Как Украина пчел сберегла

Более совершенный продукт питания, чем мед, человечеству неизвестен. Украина входит в первую тройку его мировых экспортеров
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

Медовые речи, медовые уста, медовая халва... Каждый из нас представляет, что означают эти выражения и понимает, как они возникли. Однако мед, около 80% которого приходится на простые углеводы (моно- и дисахара), славен не только своей исключительной сладостью и почти 100%-ной усвояемостью. В настоящее время это единственная безусловно съедобная вещь на планете, которая никогда не портится. Недавно этот постулат в очередной раз был подтвержден учеными Иерусалимского университета, обнаружившими на территории Северного Израиля остатки пасеки, глиняные ульи которой были поставлены 3 тыс. лет назад. К счастью, некоторые из них идеально сохранились. Естественно, вместе с содержимым.

Более того, мед - прекрасный консерватор. Именно эта особенность сделала его важным компонентом бальзамических составов, благодаря которым многие мумии Древнего Египта сохранились до наших дней. В свете этого титул "повелитель пчел", который среди прочих носили древнеегипетские фараоны, кажется вполне уместным. А в Древней Ассирии (I тысячелетие до н. э.) тела усопших просто покрывали воском и погружали в мед.

Ровесник цивилизации

Еще из курса школьной истории мы знаем, что пропитание первых представителей человеческого рода всецело зависело от успехов в собирательстве и охоте. Ученые полагают, что уже тогда мед диких пчел стал ценной составляющей рациона, резко повышающей шансы на выживание среди ее пользователей. Если их мнение верно, то мы вполне можем считать этот дар природы одной из предпосылок становления нашей цивилизации.

Древнейшее из известных на сегодня изображений меда датируется 6 тыс. лет до нашей эры. Этот артефакт - запечатленная на стене "Паучьей пещеры" Куэвас-де-ла-Аранья (муниципалитет Бикорп, провинция Валенсия, Испания) сцена покушения человека на добычу диких пчел. В научных кругах ее герой получил прозвище "бикорпский человек".

Чуть более "юные" свидетельства широкого использования меда принадлежат Вавилону. Оставленные его жителями изображения, посвященные успехам пчеловодства, датируются концом IV - началом III тысячелетия до н. э. А в знаменитых законах Хаммурапи (приблизительно 1800 г. до н. э.) уже были прописаны первые правовые механизмы, регламентирующие порядок разведения пчел и охраны пасек.

Реклама на dsnews.ua

Аналогичная практика существовала и в Древней Греции. В частности, согласно указам легендарного афинского политика Солона, жившего ориентировочно между 640 и 559 гг. до н. э., новые пчеловодческие хозяйства было запрещено размещать ближе чем в 275 м от уже существующих. С помощью меда тогда врачевали раны и опухоли, лечили болезни почек и желудка, а также выхаживали ослабевших в результате изнурительных инфекционных заболеваний.

Полосатых добытчиц меда использовали даже в качестве биологического оружия. Запечатанный в керамический сосуд пчелиный рой, в нужную минуту брошенный в ряды противника, в самом деле нередко повергал последнего в паническое бегство. Историки утверждают, что первыми эту практику освоили жители располагавшегося на территории Армянского нагорья древнего союза племен Урарту, документальное существование которого подтверждено с XIII века до н. э. А автором самого известного "римейка" подобной атаки стал знаменитый английский король Ричард Львиное Сердце, в 1191 г. применивший ее против защитников Акры.

Впрочем, к истории меда этот факт, безусловно, имеет весьма посредственное отношение. Потому что, какими бы порой опасными не были приносящие его пчелы, к концу I тысячелетия нашей эры населенные ими ульи из дерева или глины стали совершенно неотъемлемой частью жизни и быта буквально всех обитаемых земель Европы, Африки и Азии. А с середины второго они отправились покорять и Новый Свет: в 1530 г медоносная пчела практически одновременно была завезена в различные регионы Северной и Южной Америки. Позже всего с полезными насекомыми познакомились в Австралии (1822 г.) и Новой Зеландии (1842 г.).

Друзей убивать нельзя

Задокументированная история пчеловодства в нашей стране ведет начало еще со времен Киевской Руси. Точнее, с положения на бумагу правового кодекса, составленного Ярославом Мудрым в 1016 г. Впервые выданный жителям Новгорода, этот свод уголовно-процессуальных норм вошел в историю как Новгородская первая летопись младшего извода. Впоследствии стал частью расширенного труда, известного как "Правда Ярослава", или просто "Древнейшая Правда". Из всех известных на то время ремесел пчеловодству в нем было посвящено более всего разделов - целых семь.

Но вот парадокс: что в Древней Греции, что в значительно более поздней Киевской Руси, что в любых других странах с почтенной историей пчеловодства ульи имели до изумления сходную конструкцию. Невзирая на использование различных материалов (в более северных краях, например, искусственные дома для пчел делали не глиняными, а деревянными), все они были неразборными. Поэтому до ХIХ в. все пчеловоды мира для извлечения собранного за сезон меда изгоняли его полосатых творцов с помощью дыма. Для многих пчел такая "газовая атака" становилась фатальной.

Сложности составлял и процесс сохранения медовых сот, предназначенных для обеспечения беспроблемной зимовки полезных насекомых. Многие из этих хрупких конструкций, невзирая на все ухищрения пчеловодов, повреждались. Таким образом самые продуктивные пчелиные семьи неизбежно ставились на край гибели. Эта варварская практика была прервана лишь с изобретением рамочного улья, позволявшего аккуратно и быстро извлечь любую из сот, гарантированно сохраняя неприкосновенность оставшихся и практически не тревожа их крылатых хозяек.

Добрым гением человечества стал родившийся в с. Митченки Конотопского уезда Киевской губернии пчеловод-изобретатель Петр Прокопович (1775-1850). Окончивший Киевскую духовную академию и сполна изведавший "удовольствий" военной службы в Егерском конном полку, он так и не смог одолеть тягу к родной земле и в 1798 г. в чине поручика вышел в отставку. А, вернувшись домой, всецело посвятил себя пчеловодству. Неустанно экспериментируя с новыми конструкциями ульев и тщательно ведя дневники наблюдений, великий украинец быстро стал владельцем самой большой в мире пасеки, где обитало более 10 тыс. пчелиных семей. Именно там в 1814 г. и был создан рамочный улей, без которого немыслимо современное пчеловодство.

Изобретение Прокоповича было столь значимым, что проигнорировать его не решились даже "в верхах". В 1828 г. с одобрения Императорского Вольно-Экономического Общества гениальному "батькові бджіл" было разрешено открыть в родных Митченках специализированную пчеловодческую школу с двухлетним сроком обучения. Но уже в 1830 г. спрос на знания Прокоповича был так велик, что под уникальное учебное заведение было выкуплено отдельное имение в селе Пальчики. За два года, проведенных в его стенах, "студенты" в возрасте от 16 до 40 лет изучали не только секреты взаимодействия с пчелами, но и грамоту.

Кроме того, Прокопович стал автором множества специализированных статей, среди которых особенно выделяют напечатанный в 1836 г. труд "Грамота пчеловодства, или искусство изображать определенными знаками различные состояния пчелиных семей, с рисунками".

За выдающиеся заслуги перед человечеством великий охранитель пчел уже при жизни был представлен к ряду высоких наград, наиболее значительной из которых стал орден Святого Владимира четвертой степени. А в современной Украине успешно функционирует созданный на базе научно-исследовательского технологического института пчеловодства Национальный научный центр "Институт пчеловодства им. П. И. Прокоповича УААН". Он осуществляет научно-методическое руководство и координацию всех без исключения научных исследований, позволяющих находить решения научно-технических проблем и задач пчеловодческой отрасли.

Пасечники против фальсификаторов

Навсегда вошедшая в историю как родина рационального пчеловодства, Украина традиционно сохраняет высокие позиции на мировом рынке меда. Со среднегодовым объемом производства 70 тыс. т, она является пятым по величине "медовым запасником" мира, уступая только Китаю, Индии, Аргентине и США, и много лет удерживает ведущее положение в обеспечении внутренних потребностей страны. А в прошлом (2017 г.) с триумфом вошла и в тройку мировых лидеров - экспортеров данного продукта. Наибольшим спросом украинский мед пользуется в США, Германии и Польше: на долю этих стран пришлось более 65% всей продукции, предназначенной на экспорт (всего порядка 46,5 тыс. т).

Но высокие достижения всегда влекут и новые вызовы. В частности, необходимость решения проблем, связанных с фальсификацией меда. Ведь, к сожалению, из-за высокого спроса и значительной стоимости он относится к наиболее часто подделываемым продуктам. Наименьшим злом из всех уловок фальсификаторов является нагрев "старого" (то есть успевшего закристаллизоваться) меда. Причем кристаллизация не только не уменьшает пищевую и лекарственную ценность "сладкого золота", но и может считаться одним из признаков его натуральности. Тепловая же обработка лишь возвращает привлекательную прозрачность, свойственную свежеоткачанному меду. И хотя неграмотное температурное потрясение резко уменьшает полезность пчелиного дара, оно хотя бы сохраняет его углеводный и минеральный состав.

Гораздо более вредным является добавление к меду несвойственных ему примесей, начиная от сахарной и крахмальной патоки, заканчивая астрагаловой камедью (трагакантом), мукой, глиной, мелом и т. д. Поэтому производители, ориентированные на международный рынок, вынуждены серьезно вкладываться в экспертную оценку качества своей продукции, что, безусловно, влечет за собой еще большее ее удорожание.

Не зря внутренний рынок нашей страны по-прежнему с надеждой смотрит на держателей так называемых малых пасек. Именно они, добровольные хранители лучших традиций отечественного пчеловодства, дорожащие собственной репутацией, позволяют верить, что Украина останется местом, где каждый может насладиться натуральным даром пчелиного улья.

    Реклама на dsnews.ua