• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Молотом по клавиатуре. Когда ханжи из МОК допустят Counter-Strike на Олимпийские игры

Как сделать киберспорт олимпийским видом и при этом сохранить "верность идеалам" — непростая задача даже для искушенных чиновников
Фото: popmech.ru
Фото: popmech.ru
Реклама на dsnews.ua

В Международном олимпийском комитете (МОК) рассматривают возможность включения киберспорта в перечень олимпийских дисциплин. Такая идея, конечно, встретит — и уже встречает — сопротивление со стороны некоторых членов МОК. Но чисто практические соображения могут возобладать над традициями.

Собственно, идея включить киберспорт в программу Олимпийских игр не такая уж оригинальная. Киберспорт уже полноправный участник Азиатских игр. И возможно, что ажиотаж, который вызвали там первенства по компьютерным играм, вдохновил МОК на "творческий поиск".

Впрочем, консервативные взгляды МОК известны достаточно давно — это часть традиции. Напомню, как отец олимпийского движения Пьер де Кубертен протестовал против участия женщин в Играх, поскольку считал, что это "непрактично, неинтересно, неэстетично и неправильно". Теперь барьер многих "не" предстоит пройти уже не "альтернативному" полу, а "альтернативному" спорту.

Каким бы странным не казалось подобное предложение, оно совсем не лишено смысла. Конечно, мы привыкли к "дальше, выше, быстрее", к тому, что спорт — это работа тела. Сила тела. Красота тела. Олимпийские игры могли рассматриваться с точки зрения социальной миссии как реклама образа жизни — физической культуры, подвижности, стремления к телесному совершенству или хотя бы здоровью.

Но дело в том, что спорт а-ля Олимпийские игры уже давно ушел от этого идеала телесной гармонии. Атлеты готовятся к Играм профессионально. А профессиональный спорт почти так же далек от идеала здоровья, как сочный гамбургер. Результат — тем более, рекорд не предполагает гармонического развития тела (тем более духа). Напротив, он предполагает нагрузки за гранью здоровых и посвящение всего себя одному божеству — результату. По большому счету допинговые скандалы, которые уже который год не сходят с передовиц спортивной прессы, — результат этого перекоса в отношении физической культуры и спорта. Перекоса, в котором Олимпийские игры играют не последнюю роль.

Этот перекос понятен в том мире, в котором мы живем. Чемпионы и рекордсмены — это поп-звезды. На них направлены объективы и софиты. На них надеты шмотки ведущих мировых брендов спортивной одежды и даже бутылочка с водой у них в руках — не просто бутылочка с водой. Чемпионы и рекорды, как и все в условиях рыночной экономики, оказываются товаром. Отличным, дорогостоящим товаром. А за большие деньги можно и крупно рисковать — здоровьем, репутацией, идеалами и прочим.

С этой точки зрения компьютерные игры — прекрасное предложение для МОК. Об этом, конечно, не говорят вслух — идеалы все-таки. И консерватизм к тому же. Говорят о том, что "это привлекает молодежь", то есть киберспорт должен стать завлекалочкой для подрастающего поколения. Поколение придет посмотреть, как рубятся в Starcraft, и увидит, что тут еще бегают, прыгают, плавают, — в общем, реклама образа жизни.

Реклама на dsnews.ua

Но благородство благородством, а бюджет бюджетом. Падение популярности Олимпийских игр становится заметным. Как и размеры вложений компьютерных корпораций в чемпионаты по киберспорту. Это, действительно, большие деньги, которые движутся довольно далеко от МОК. 

Сделать киберспорт олимпийским — это одновременно привлечь к Играм новых зрителей (а значит, поднять рекламный бюджет), а к наполнению бюджета МОК  — компьютерные корпорации.

Деньги — это, конечно, презренный металл. Во всяком случае, большинство представителей МОК не захочет говорить на камеру о меркантильной подоплеке подобной идеи. Ведь Олимпийские игры — это в первую очередь идеалы. О спорт, ты мир и т. д. Несмотря на то, что вокруг Олимпиад уже давно слишком много политики и денег, чтобы разговоры об "идеалах" можно было принимать всерьез.

Но если в МОК все-таки предпочитают хранить хорошую мину, я могу подсказать аргументы в пользу включения киберспорта в программу Игр. Вполне респектабельные аргументы.

В Древней Греции — на родине Олимпийских игр — тоже были идеалы. Но греки в то же время были достаточно рациональными людьми и ради одних только идеалов вряд ли устраивали бы столько возни. Гимназии, в которых взращивалось греческое юношество, воспитывали не спортсменов, они воспитывали граждан полиса, в чьи обязанности, в частности, входила защита полиса во время войны. Каждый свободный гражданин Афин был воином, а не только эстетом, который лепил себе мускулистый торс из чистого преклонения перед "Дискоболом" Мирона. Игры были не только состязанием — хотя и это тоже, конечно, ведь греки были очень азартны, — они были демонстрацией физических качеств каждого афинского юноши. Тех качеств, которые окажутся необходимы ему, как гражданину-воину. Качеств, необходимых для физического выживания и, в идеале, победы над противником.

С этой точки зрения у киберспорта безупречное положение. Не знаю, какое отношение к выживанию и победе имеют в наше время метание молота или поднимание штанги в толчке, но взаимодействие человека и компьютера — очень актуальное умение. И для воина, и для гражданина, и даже для поэта. Киберспорт сосредотачивает в себе актуальные умения: быстро выстраивать стратегию, взаимодействовать в виртуальной команде, правильно выбирать цели, вырабатывать тактику на ходу. Это необходимые качества для человека, который хочет выжить и победить в современном мире. И, кстати, в современной войне. В этом смысле киберспорт если и не в духе консервативного МОК, то вполне в духе Древней Греции.

Но все упирается в идеалы МОК. Так, например, даже те "новаторы" среди членов комитета и людей, имеющих на него влияние, которые в принципе допускают возможность выпустить киберспорт на арену Игр, сразу делают два шага назад, заявляя, что это, конечно, не будут "жестокие" игры. Те игры, в которых соперника нужно "убить", пускай и виртуально, несовместимы с идеей "о спорт, ты мир". Даже если ваш соперник виртуален и убийство в кавычках, все равно оно недопустимо. Сторонники олимпизации киберспорта готовы допустить на арену виртуальные спортивные игры: виртуальный футбол, хоккей и т. п. Может, даже гольф допустили бы, несмотря на то что реальный гольф не является олимпийским видом спорта. Знаете, тот старый добрый Golf, который еще под dos-ом ходил...

Беда в том, что это будет тем самым половинчатым решением — худшим вариантом компромисса, — который не устраивает ни одну из сторон. Есть фанаты, которые будут наблюдать и за виртуальным футболом — то есть я допускаю, что такие есть, — но настоящий ажиотаж вызывают турниры не по футболу и не по хоккею. А по Counter-Strike. Собственно, пресловутые турниры, привлекающие огромное внимание нового поколения и деньги компьютерных корпораций, — это соревнования по играм преимущественно в жанре многопользовательских онлайновых сражений. Это уже упомянутый Counter-Strike, а также LeagueofLegends, HeroesoftheStorm, DOTA и т. п. "бегалки-стрелялки", в общем. Приятное разнообразие вносит разве что стратегия StarCraft, но и она вряд ли впишется в идеологию олимпийского движения: там, мало того что приходится "убивать", эти "убийства" носят характер геноцида.

Можно было бы апеллировать к шахматам, где "съеденные" пешки, слоны и даже ферзи к Уголовному кодексу не взывают. Но шахматы до сих пор не были олимпийским видом спорта. Сподобились только теперь — шахматы впервые будут включены в программу зимних Игр-2018 в Южной Корее. Да, именно зимних, уж не знаю почему.

Возможно, это тоже можно будет использовать как прецедент для киберспорта, ведь в шахматах практикуется "убийство" — само название "шахматы" означает "король умер". А что в процессе делают с конями, слонами и даже ферзями (не говоря уже о пешках), и говорить нечего. Эти убийства, конечно, виртуальные. Почти как в Counter-Strike. 

    Реклама на dsnews.ua