• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Нашлись виновные в срыве реформ в стране

В правительстве уверены, что это коррумпированные чиновники. Не все с этим согласны
Реклама на dsnews.ua

"За пять месяцев работы правительства могу четко сказать, кто наши враги в воплощении реформ", -  заявил министр Кабмина Остап Семерак. По его мнению, это "коррумпированные чиновники, которые не хотят изменений, а стремятся сохранить старые схемы".

"ДС" поинтересовалась у экспертов - кого они считают врагами реформирования Украины.

Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко:

Это заявление министра Кабмина -  тревожный симптом. Вычислены "враги реформ" -  чиновники-коррупционеры. Не является ли это попыткой подготовить общество к сложнейшей ситуации, в которой мы окажемся и, заодно, заранее "перевести стрелки"?!

А кто оставлял на своих должностях или набирал этих "врагов"?!  У нас за реформы отвечает правительство. А кто видел коалиционный договор? Он так и остался тайной семью печатями. По квоте какой партии пришли в Кабмин те или иные министры?! Например, Шеремета, Гройсман, Шлапак?! Какая политическая сила будет отвечать за бездеятельность в энергосбережении и ЖКХ?! Нам уже объявлено о новом "плане Маршалла" для Украины - кто его будет готовить?! Опять "Бейкер и Маккензи"?! Где у нас центр реформы - АП или Кабмин?! Или два, как при Януковиче?!

Давайте возьмем, к примеру, жилищно-коммунальное хозяйство страны. Что, в марте было непонятно, что мы без газа будем сидеть? Сразу надо было думать, чем заменить газ, как перейти на альтернативные источники энергии. И только в середине июля правительство разразилось достаточно безграмотными постановлениями. Почему потеряли четыре месяца?!

Реклама на dsnews.ua

Возьмем еще один ярчайший пример - энергосбережение. В середине июля Кабмин уволил главу агентства по энергоэффективности Александра Тарана, который был назначен в январе этого года. Понятно, что там "ноль на выходе"! Кто вместо него, почему никого нет?! Кто за это отвечает в правительстве?! Что сегодня может быть важнее энергосбережения в нашей стране? Так кто же эти "враги"?

А кто держит в НКРЭ ставленника Ахметова и "доит" население через цены на газ и электроэнергию? А кто оставил в Минрегионе пожилых "реформаторов" -коррупционеров?! Почему Гройсман, возглавив это министерство, не провел аудит, не выяснил, почему провалилась реформа ЖКХ?

А кто еще не понимает "амебность" Минэкономики?! Это одна говорильня. То, что Шеремета хорошо говорит по-английски, это замечательно. Он сам красивый мужчина, делает красивые PR-ходы. Неужели не понятно, что там все тянет Максюта и загибается?! И еще очень много "почему"!

Поэтому нынешнему правительству не надо ни на кого "переводить стрелки". Надо было думать, перед тем как идти в Кабмин за должностями, удовлетворением тщеславия или еще за чем-то. Я не вижу выхода из ситуации кроме, как Президенту брать на себя полномочия по фактическому руководству правительством. Я еще не понимаю как! Но я понимаю, что по другому невозможно. У него есть мандат доверия. Пусть берет полномочия и ответственность. Парламентско-президентская "болотистая" модель 2004 точно не для военного времени и экстремальной ситуации в энергетике и экономике!

Управляющий партнер юридической фирмы Kosovan Legal Group Анатолий Косован:

Понятие "враг реформ" немного шире, нежели просто коррупционер. В соответствии с действующим законодательством Украины одной из составляющих коррупционного деяния является наличие выгоды, своей или близкого бизнеса. Однако то, что выгодно бизнесу - не обязательно должно тормозить реформы.

В данном случае я рассматриваю не правовую или моральную сторону поступков, а именно их влияние на выбор и имплементацию изменений. "Врагов реформ" стоит разделить на две группы: истинные и мнимые. Так, первыми в большинстве своем являются людьми старой закалки. Не принципиально, где они ее проходили, во времена СССР или в независимой Украине. Главное, что они искренне считают реформы абсолютным злом и не принимают никаких форм развития государства, кроме уже опробованных ими же. Вторая группа "врагов" - это люди, зачастую действительно заинтересованы в торможении реформистских процессов во благо конкретных лиц либо групп. Обеим группам не место в управлении государством, ведь и первых и вторых не изменить, хотя и по разным причинам.

Так же стоит разделять разработку, выбор вектора развития и его реализацию. Имея дело с инновационными подходами, а иногда и непопулярными решениями, необходимо задуматься не только о смене топ-менеджеров государственных структур. Такие точечные изменения не дадут возможности эффективно воплотить задуманное. Как показывает практика, проблемы исполнения могут снизить результативность любой идеи более чем на 50 %. То есть наибольшее количество "враги реформ" именно среди исполнителей. Необходимо в первую очередь поменять их отношение к возложенным на них функциям. Пока служители государства не поймут, что оно существует для людей, а не наоборот, пока они не почувствуют себя наёмными сотрудниками во служении у народа, вряд ли нам удастся реализовать неимоверный и пока скрытый потенциал Украины.

Политолог Артем Биденко:

Министр Кабинета министров Остап Семерак очень точно подметил главного врага реформ в Украине - коррупцию. Однако у коррупции есть два надежных друга, которые пытаются уничтожить любые качественные начинания в любой стране.

Первейший друг коррупции - это бюрократия в ее советском проявлении. Речь не идет о работе аппарата, системно отрабатывающего общественные запросы и выстраивающего зоны ответственности. Такой госаппарат, к сожалению, в наших условиях превратился в огромную гидру, работающую исключительно на обеспечение себя самой. Почти четыреста тысяч чиновников в большинстве своем работают, исключительно чтобы доказать, что они крайне нужны,  и без них все в государстве остановится.

Любые формы оптимизации, рационализации - смерть для аппарата, который превратился в некоего кафкианского монстра, требующего оформить одну бумажку, чтобы получить другую бумажку, которая позволит сделать копию третьей. Уже ходит легенда об одном из новых замов главы АП, который рвет все документы - включая грифы "совершенно секретно" - к ужасу работников структуры. На их возгласы он отвечает - "Жду, где же прорвет". А поскольку большая часть этих бумажек не нужна, нигде и не прорывает. Как по мне, действенный механизм борьбы с бюрократией.

Конечно, если говорить о масштабах страны, так просто армию ненужных чиновников не уменьшить. Бюрократия - это очень сложная проблема, ведь людей действительно нельзя просто так уволить, необходимо искать пути их трудоустройства, предоставления второго образования, переквалификации. Где связь с коррупцией? Очень простая - человеческий фактор. Коррупция возникает там, где необходимо "подмазать", "ускорить", "оптимизировать". Как только мы переходим на рельсы электронного управления, контроля чиновника из дому, упрощения ведения бизнеса, перехода с разрешительной системы на заявочную,  коррупция сразу же уменьшается до нормальных 5-7%. Но это значит, надо уничтожать мутанта отечественной бюрократии.

А этому мешает второй надежный друг коррупции - отсутствие политической воли. Крайне не хватает команды, группы единомышленников, готовых принять непопулярные решения и реализовать их в жизни, поддерживая друг друга, создавать системные, а не точечные решения.

Каким бы умным и смелым ни был политический лидер, он не может предусмотреть всех последствий той или иной реформы. Налоговые изменения, например, тянут за собой очень сильные последствия по всем направлениям, даже демографическом. И крайне важно, чтобы игроки одной команды могли предусмотреть эти изменения, проконтролировать их и откорректировать.

Председатель общественной организации "Зеленый Фронт" Олег Перегон:

Главный враг реформ - это действительно коррупционер, потому что ему не хочется ничего менять, а хочется контролировать финансовые потоки. Второй враг - это некомпетентность чиновников высшего и среднего звена.

У нас были считанные министры экологи и природных ресурсов, которые понимали о чем идет речь. Министрами здравоохранения у нас назначают людей, которые хотя бы чуть-чуть разбираются в медицине. А министрами экологии у нас могут быть люди, которые никогда не получали экологического образования. Они даже до конца срока своей службы на этой должности не могут разобраться в структуре министерства, не говоря уже о том, чтобы проводить какие-то реформы.

Третий враг реформ - отсутствие налаженной системы государственного информирования. У нас, к сожалению, СМИ превратились в средства государственного рекламирования, а не информирования. У нас власть может рассказать, какая она хорошая, насколько повысились надои молока и увеличились площади посевов и так далее. Но она не может объяснить, чего она хочет.

Еще один враг - отсутствие системы общественного обсуждения тех или иных вопросов. Вот, в США, к примеру, ни один закон не принимается, пока он не прошел широчайшего обсуждения. Вот бывший спикер ВР Владимир Литвин решил, что надо уничтожить в Украине всех бакланов и разработал соответствующий законопроект. Почему не посоветовались с научными кругами, общественностью - непонятно. У нас принято топтать мнение ученых, экспертов, а не прислушиваться к нему.

    Реклама на dsnews.ua