• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Освободите мавзолей. Чем дедушка Хефнер лучше дедушки Ленина

Один говорил о светлом завтра. Другой - о том, что жизнь слишком коротка, чтобы воплощать чужие мечты
Фото: EPA/UPG
Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Как-то я запостил на "Фейсбуке" шутку (или не шутку?) о том, что Владимир Путин не дает добро на вынос из мавзолея Ленина, потому как тому отведена роль местоблюстителя (ну вроде как у Дмитрия Медведева, когда того в президентское кресло усадили). Тем более что в написании фамилий есть определенное графическое подобие. Теперь думаю, что был неправ. Путина лучше похоронить в другом месте. Менять революционера на реакционера все же не логично. Революционера должен сменять революционер.

От дедушки Ленина мавзолей нужно освободить для скончавшегося вчера дедушки Хефнера. Просто потому, что он лучше. Первый мечтал о всемирном сломе устоев. Второй устои в мировом масштабе ломал. Первый был озлобленным циником, испортившим жизнь и себе, и миллионам других. Второй любил жизнь, умел ею пользоваться и учил тому же миллионы. Первый мертвыми телами выложил дорогу к утопии. Второй телами живыми выложил дорогу к удовольствию.

Первый говорил о светлом завтра. Второй говорил, что жизнь слишком коротка, чтобы воплощать чужие мечты.

Первый замахнулся на сексуальную революцию в отдельно взятой стране - и, не сумев совладать с последствиями, с треском ее провалил. У второго сексуальная революция получилась сама собой - непреднамеренно, причем в глобальном масштабе.

Справедливости ради стоит отметить, что Хью Хефнер оказался лишь одним из ее четырех столпов (впрочем, кое-кто определенно считает их и всадниками Апокалипсиса, либо одного, либо всех сразу). Занятно, что все они были связаны с медициной. Сэр Александр Флеминг был микробиологом, Джордж Розенкранц и Карл Джерасси - химиками. Сам Хефнер имел диплом психолога.

Первый из этой четверки открыл пенициллин. Последний (но хронологически второй) создал "Плейбой". Оставшиеся изобрели таблетку - прародительницу всех сегодняшних оральных контрацептивов. И хотя широкая публика знает разве что ушедшего вчера в мир иной творца "заек", без остальных троих его успех был бы куда скромнее.

Реклама на dsnews.ua

В общем, две мировые войны здорово изменили представление о допустимом и заставили человечество понять, что жизнь - это здесь и сейчас, пенициллин победил сифилис, "Плейбой" научил радоваться жизни (Make Love Not War, ага), а таблетка помогла избежать несвоевременной расплаты за эту радость.

Этот намешанный мужчинами коктейль сделал женщину куда свободнее, чем все суфражистки мира. Но старушка Клио ведь тоже женщина. Причем весьма юморная и темпераментная. И теперь раскрепощенная барышня на обложке бесит феминисток так же, как когда-то бесила поборниц благопристойности. По тем же, в сущности, причинам.

В претензиях сменились только акценты, но суть осталась неизменной: вожделение есть перверсия. То есть естественное - неестественно. И все равно, называете вы это пропагандой разврата либо объективацией женского тела. Правда, не вполне ясно, как быть с объективацией тела мужского - ее тоже запрещать или просто нужно больше усилий для ее популяризации. Впрочем, учитывая, что женская и мужская аудитории потребителей порнографии стремительно уравниваются, вероятнее второе.

Хефнер, разумеется, был излюбленным объектом подобных нападок. Как обладатель гарема и владелец развеселого особняка "Плейбой", не мог им не быть. Но Хефнер в некотором роде оказался Пигмалионом ХХ века. Создатель "заек", он был всего лишь последовательным их ценителем - при том, что сами-то "зайки" отнюдь не были его пленницами. Хотя, конечно, как посмотреть - если карьера лежит через постель... И так далее.

Впрочем, вряд ли есть смысл упрекать в этом новопреставившегося. Однако в заслугу ему наверняка можно поставить то, что он всегда оставался чужд языка вражды. Куда там сторонникам "традиционных ценностей" - судя по их комментариям. Впрочем, хейтерство - тоже традиционная ценность. Даже тогда, когда оно прикрывается идеалами любви.

К примеру, христолюбивый российский протоиерей Всеволод Чаплин радостно потирает ручки от того, что Хефнер, дескать, попал в ад, потому как его журнал пропагандирует блуд. А ведь пропагандирует он на самом деле гармонию, ведь "пир для глаз" в нем уже давно служит приправой к пище для ума.

Фидель Кастро, Владимир Набоков, Мартин Лютер Кинг, Стивен - тоже Кинг, Курт Воннегут, Джимми Картер, принцесса Грейс, Фрэнк Синатра, "Битлз" - вместе и врозь, Уэйн Грецки, Френсис Форд Коппола, Рэй Бредбери, Джек Николсон, Энтони Хопкинс, Клинт Иствуд, Стив Джобс, Карл Саган...

Эти имена, что очевидно, - не серфинг по Википедии, а всего лишь коротенький список гостей и авторов "Плейбоя". Так что если уж и говорить о блуде, то говорить о метаниях не только тела, но и мысли. Причем мысли - в куда большей степени. Впрочем, как заметил эволюционный психолог Джеффри Миллер, самым сексуальным органом у человека является мозг.

Хефнер давно отошел от дел, хоть и оставался селебрити до конца. "Плейбой" с трудом преодолел стык веков. Но даже если он и сойдет со сцены вслед за своим создателем (не хотелось бы, да и не факт, в общем), он все равно останется одним из самых ярких манифестов в защиту свободы слова, желания и мысли. Самых ярких - и соблазнительных.

И коль скоро Хефнер сделал то, чего не сделал Ленин, почему бы все же не отдать ему мавзолей? Не факт, конечно, что при российской тяге к культотворчеству из этого выйдет что-нибудь путное, но вдруг? Либеральная бомба в самом центре ментально окукливающейся империи - это здорово. А если нет - в Кисловодске все еще стоит особняк Матильды Кшесинской. Старина Хеф, посмертно победивший империализм - это ли не чудо, достойное канонизации?

Мечты-мечты... На самом деле Хефнер упокоится рядом с первой моделью "Плейбоя", давшей ему путевку в жизнь, - Мерилин Монро. Правильно, наверное. Но скучно.

    Реклама на dsnews.ua