Российский след. Итоги BookForum во Львове

Издатели жалуются на нехватку новых авторов и невысокие продажи
Фото: galinfo.com.ua

В воскресенье, 23 сентября, во Львове завершился юбилейный, 25-й Форум издателей, который с этого года носит название BookForum. В рамках форума, длившегося пять дней, можно было посетить около тысячи культурных и образовательных мероприятий.

Впрочем, именно это многообразие стало одним из главных критических замечаний в адрес форума. И издатели, и посетители жалуются, что интересные события часто накладывались друг на друга по времени, а поскольку локации мероприятий были разбросаны по городу, то бегать между презентациями многим людям попросту не хотелось. К тому же вот уже несколько лет подряд недовольство вызывает главная локация книжного праздника — Львовский дворец искусств. Чтобы попасть к стендам, посетителям приходится заходить через черный ход, подниматься на третий этаж, а уже оттуда спускаться на первый. Но если года три-четыре назад этот процесс сопровождала еще и давка, то в этом году издатели отмечают: людей было немного. Официальных данных о количестве посетителей от организаторов еще нет, но книготорговцы оптимизмом не блещут. О том, что посещаемость форума падает, заявили и генеральный директор и основной владелец харьковского издательства "Фолио" Александр Красовицкий, и издатель Анетта Антоненко, основавшая Издательство Анетты Антоненко, и сами посетители форума, чьими комментариями пестрят соцсети и СМИ.

Причин падения интереса к форуму называют сразу несколько. И стоимость книг отнюдь не главный фактор. Покупатели говорят, что на форуме было маловато новинок — основной рывок издатели сделали к киевскому "Книжному Арсеналу", который проходит в столице весной. К тому же стоимость книг на форуме не отличается от стоимости изданий в магазинах, тогда как за вход на ярмарку нужно еще и заплатить: абонемент на пять дней стоил 500 грн, вход в первый день — 200 грн, в остальные — 50 грн. За эти деньги можно было купить книгу в магазине или заказать в интернете — все больше украинских издательств обзаводятся интернет-магазинами.

Впрочем, многие эксперты рынка говорят о том, что BookForum — это в первую очередь именно форум, а не ярмарка, значит, и основной упор должен быть сделан не на продажи книг, а на встречи с писателями и переводчиками, мастер-классы и другие культурные события. Но и здесь все не так гладко. Так, к примеру, Анетта Антоненко отмечает, что в этом году на форуме почти не было иностранных гостей — большинство западных литераторов отказываются ехать во Львов не потому, что им неинтересен наш рынок, а по причине того, что в начале осени у всех начинается "новый сезон" со множеством обязательств. Кроме того, издатели уверены, что повысить посещаемость форума можно за счет мероприятий, которые будут интересны максимально широкому кругу посетителей. Но здесь тоже есть проблема — украинской литературе попросту не хватает новых лиц.

Нерадостные итоги форума стали для издателей поводом поговорить о развитии книгоиздательства в стране в целом. В 2017-м на рынке были представлены 1370 издательств, в этом году их количество сократилось до 930. Что касается книг, то в этом году их выпустили почти на треть меньше, чем в прошлом. Факторов, влияющих и на спрос, и на выпуск, несколько.

Так, Александр Красовицкий из "Фолио" отмечает, что падение выпуска вызвано засильем российских книг — за первое полугодие было выдано до 20 тыс. лицензий на ввоз книжной продукции из России. Кроме того, на рынке множество контрабандных российских изданий. Между тем у российских издательств куда больше возможностей покупать авторские права на иностранные бестселлеры и оперативно издавать их переводы — украинские же издательства часто выпускают книги, переведенные на русский еще пять–десять лет назад. Прорывом для отечественного книгоиздательства стал 2017-й, когда из-за бюрократических проволочек ввоз российской печатной продукции в Украину практически прекратился. Но как только Украина начала официально выдавать лицензии на поставки российских книг, ситуация стала ухудшаться. "Остаюсь убежденным сторонником полного эмбарго на ввоз любого информационного контента из страны-агрессора", — говорит Александр Красовицкий. По мнению Анетты Антоненко, запретить ввоз книг из России стоило хотя бы года на три.

Впрочем, у эмбарго есть другая сторона — снижение стоимости книг может привести к падению качества литературы. А на украинском рынке и без того дефицит новых имен. Так, издатели отмечают, что рынку не хватает изданий нон-фикшн, но многие иностранные бестселлеры уже переведены на украинский, а своих авторов Украине отчаянно не хватает. Да и с переводной литературой все не так гладко — хороших переводчиков мало, издательствам приходится конкурировать за профессионалов, а это означает, что количество издаваемых книг весьма ограниченно. Между тем на украинский не переведены еще многие произведения классической литературы, тогда как в той же России существуют десятки переводов одного и того же текста. Плюс тиражи, а значит, и гонорары, на украинском рынке в последнее время не растут — по данным Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей в 2016-м было издано 46 млн экземпляров книг, в 2017-м — 43 млн. Так что и литераторам, и переводчикам просто нет смысла заниматься литературой — слишком сложно прожить на доходы от книг.

На извечный вопрос "что делать?" однозначного ответа у издателей нет. Так, Александр Красовицкий считает, что государство должно не только помогать в закупке книг, но и создавать условия для развития новых авторов, причем не в столице, а в регионах. Президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин отмечает, что намерен вновь заняться лоббированием возвращения отрасли льготы на налог на прибыль. Эта норма действовала до февраля 2015-го. Еще одна проблема — нехватка точек продаж книжной продукции. В стране действуют лишь несколько торговых сетей, магазины которых расположены преимущественно в крупных городах. Нет и эффективной поддержки наполнения библиотечных фондов новинками, что помогло бы популяризовать украинскую книгу в провинции.

Книгоиздателям давно не хватает мероприятий по популяризации чтения. Созданный в 2016-м Украинский институт книги, призванный формировать государственную политику в книжной отрасли и рекламировать чтение, до сих пор так и не заработал — назначенная в июле 2017-го директором института Татьяна Терен со скандалом уволилась, заявив, что не может работать с бюрократическим госаппаратом. С октября руководить институтом станет Александра Коваль, организатор львовского Форума издателей. Среди главных задач на должности Коваль называет изменение законодательства и проведение закупки книг для украинских библиотек. Впрочем, Коваль отмечает: "Большим вызовом я вижу также нетерпеливость со стороны профессионального сообщества и широкой аудитории. Людям кажется, что все должно измениться быстро и без их участия. Но так не бывает".