• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Система на доверии

Несмотря на популярность дискуссии о крахе скандинавского "гуманного капитализма", лучшей концепции общественного договора пока не придумано
Реклама на dsnews.ua

Люди всегда считали и будут считать деньги в чужих кошельках. Эта привычка распространена тем сильнее, чем беднее общество, а результаты подсчетов зачастую заканчиваются не мирным походом на выборы, а революцией. Приятнее всего считать (и сравнивать) свои и чужие деньги жителям стран Северной Европы - Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии. Согласно исследованию 2013 г. консалтинговой компании Hay Group в этом регионе размер зарплаты квалифицированного рабочего в среднем ниже зарплаты сотрудника руководящего звена крупной компании в 2,9 раза. Для сравнения: в среднем по миру разрыв составляет 8,4 раза, в Украине - 14,8 раза. К своему уникальному результату скандинавы шли несколько десятков лет. Например, в Швеции профсоюзы, работодатели и правительство еще в 1938 г. заключили договор о системе "согласованной заработной платы", благодаря чему на протяжении более 40 лет в стране отсутствовали серьезные трудовые конфликты. Идиллия сменилась забастовками 1980-90 гг., которые были вызваны сокращением рынков сбыта и высокими темпами инфляции. В 1991-м правительство отказалось от централизованного регулирования зарплаты и перестало участвовать в соответствующих переговорах, однако традиции, подтверждающие высокий уровень национальной солидарности шведов, были сохранены.

Параллельно в странах Северной Европы создавалась система, которую сейчас обычно называют скандинавской (шведской) моделью социального государства, в основу которой положена идеология всеобщего благосостояния. Основная формула модели: высокие налоги в обмен на высокие социальные гарантии. В той же Швеции работодатель платит подоходный налог и страховые (социальные) взносы за всех наемных работников по ставке 31,42%. Годовой совокупный доход до 18,2 тыс. крон не облагается подоходным налогом. При доходе в интервале 18,2 тыс. - 413,2 тыс. крон ($2,76 тыс. - 62,74 тыс.) платится муниципальный налог по ставке 31,73%. При годовом доходе до 591,6 тыс. крон ($89,83 тыс.) дополнительно взимается 25% государственного налога (от суммы, превышающей 413,2 тыс. крон). Наконец, при доходе свыше 591,6 тыс. крон взимается дополнительный налог в размере 5% от суммы, превышающей указанный предел. Предприниматели платят налоги по тем же ставкам, исходя из суммы, которую они, по предварительным расчетам, могут заработать в течение года. Большинство товаров и услуг облагаются НДС в размере 25%. Взамен шведы имеют: бесплатное высшее образование (в том числе для граждан ЕС); жилищное пособие, которое выплачивается лицам в возрасте с 18 до 29 лет (с родителями по достижении совершеннолетия бесплатно жить запрещено), пенсионерам, лицам, несущим военную службу или имеющим детей; декретное пособие, первые 390 дней выплачивается 80% от зарплаты, но не более 935 крон ($142) в день, последующие 90 дней - получают 180 крон ($27) в день; детское пособие до достижения ребенком 16 лет в размере 1,05 тыс. крон ($159) в месяц на одного ребенка; пособие по уходу за больным ребенком, составляет 80% от зарплаты, выплачивается не более 120 дней в год; компенсацию затрат на лечение и лекарства - пациент платит не более 1,1 тыс. крон ($167) в год за посещения медицинских учреждений и не более 2,2 тыс. крон ($334) в год за медикаменты, отпускаемые по рецепту врача. По оценке экономиста Лундского университета Андреаса Берга, налогоплательщику в виде социальных выплат возвращается до 80% уплаченных налогов.

Однажды Ганс Йоран Перссон (был премьер-министром Швеции в 1996-2006 гг.) сравнил шведскую социальную модель со шмелем, мол, никто не знает, как он летает, но летает же! Эксперты в области экономики и социологии склонны объяснять ее успешность высоким уровнем доверия в североевропейских странах. В частности, Институт экономики труда (Бонн, Германия) летом прошлого года обнародовал исследование, доказавшее, что уровень доверия в обществе влияет на его благосостояние и темпы развития экономики. В частности, в Норвегии 68,1% респондентов согласились с утверждением "большинству людей можно доверять", в Швеции - 64,8%, в Дании - 64,5%, в Финляндии - 58,1%; названные страны заняли первые четыре места "рейтинга доверия". (В Украине этот показатель составил 28,4%.) То есть североевропейцы согласны платить высокие налоги для поддержки государственной социальной помощи, потому что они уверены - их сограждане не будут злоупотреблять системой.

В последние два десятилетия основные принципы скандинавского "гуманного капитализма", как его называет известный международный эксперт, профессор экономики Андерс Ослунд, активно заимствуются правительствами стран еврозоны, причем не только левыми и социал-демократическими. Противники системы из числа либералов утверждают, что всеобщие высокие социальные гарантии развращают рабочий класс и стимулируют иждивенчество, особенно в среде иммигрантов. Возникла ненормальная ситуация, когда количество работников, находящихся на больничном, в любой момент времени не ниже 6%, а 9% - живет на пенсии по инвалидности. Однако лучшей модели, гарантирующей социальный мир в обществе, пока никто не придумал.

Таким образом, первое, что должна сделать Украина для перехода к скандинавской модели, - восстановить доверие к власти. И здесь, очевидно, роль ключевого фактора отведена реальным успехам по обузданию коррупции. Также в приоритеты государственной политики необходимо вписать всемерную поддержку профсоюзного движения - профсоюзы обязаны превратиться во влиятельные, независимые от работодателей организации (конкретные рецепты можно подсмотреть у Франклина Рузвельта), поскольку без справедливых генеральных соглашений между наемными работниками и собственниками компаний невозможно уменьшить разрыв в зарплатах. Не стоит надеяться, что эти шаги быстро превратят Украину в социальное государство, но без них дело точно не сдвинется с мертвой точки.

    Реклама на dsnews.ua