Ученые подтвердили генетическое единство украинцев

Было исследовано несколько популяций коренных украинцев Буковины и Закарпатья

Недавно группа ученых-генетиков из Украины и России генетическое единство украинцев. Об этом, как сообщает "ДС" со ссылкой на газету "Сегодня", свидетельствуют результаты их совместного исследования, опубликованного в "Вестнике Днепропетровского университета: биология, медицина".

В частности, было исследовано несколько популяций коренных украинцев Буковины и Закарпатья. Эти территории расположены на краю украинского ареала, они контактируют с соседними этносами и в разное время входили в состав разных государств. Для генетического анализа были использованы SNP маркеры Y-хромосомы, которые могут уловить не только межэтнические, но и тонкие внутриэтнические различия.

Анализ разнообразия Y-хромосомных линий выявил, что популяции Буковины и Закарпатья образуют единую область генетического сходства с остальными украинскими популяциями, при этом существенно отличаясь от близких географических соседей - венгров, румын, молдаван, поляков, словаков и гагаузов.

Также результаты исследования показали, что на общем фоне Буковина оказалась несколько своеобразной: это была единственная из изученных украинских популяций, где Y-хромосомная гаплогруппа I2a встречалась чаще, чем самая распространенная у восточных славян гаплогруппа R1a. Такой результат отражает смешение с более южным населением Карпат, и в этом случае горные массивы не были препятствием для миграций.

В целом же, география распределения Y-хромосомных гаплогрупп указывает на то, что украинская часть Карпат является физическим барьером, который ограничивает демографические, и, соответственно, генетические потоки. Например, частоты гаплогруппы N1c понижаются постепенно от северо-востока Европы в юго-западном направлении; на западе Украины около 5% мужчин относятся к этой Y-хромосомной линии, но уже в Закарпатской выборке носителей этой гаплогруппы не обнаружено вовсе. В противоположном направлении - с юго-запада на северо-восток - Карпаты ограничивают поток гаплогрупп E1b, R1b, J и G, распространенных в южной Европе.