Украине светит поколение с "геном воина"

Ученые доказали: склонность к агрессии предопределяется генетически, активироваться "плохой" ген может в раннем возрасте под воздействием сцен насилия, увиденных или пережитых самим ребенком
Фото: kupish.net

Ученые из Каролинского института Швеции, одного из крупнейших в Европе медицинских университетов, теперь знают наверняка: жестокость и склонность к насилию — следствие плохой генетики. А значит, выявив на раннем этапе наличие соответствующих генов, можно предотвратить большинство преступлений. Результаты исследований опубликованы в журнале Molecular Pyschiatry.

Чтобы выяснить, действительно ли криминальные наклонности обусловлены плохой наследственностью или являются результатом пробелов в воспитании, профессор Яри Тиихонен и его коллеги из Каролинского института изучили гены 753 заключенных из 19 крупнейших тюрем Финляндии. Среди них 215 осужденных за ненасильственные преступления, например, вождение подшофе или распространение наркотиков, и 538 преступников, получивших наказания за убийства и жестокие побои. Наибольший же интерес для ученых представляли рецидивисты, совершившие 10 и более тяжких преступлений (84 человека). Как выяснилось, все они являются обладателями особых генов (MAO-A и CDH13).

Яри Тиихонен поясняет, что ген MAO является главным регулятором дофамина, который служит важной частью "системы вознаграждения" мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения. А вот его модификация, MAO-A, ответственна за сбои в выработке "естественного мотиватора", а потому уже получила название "гена воина", или "гена агрессии". Обычно он находится в "спящем" состоянии, но легко активируется, например, в ответ на провокацию. К слову, именно это поясняет то обстоятельство, что большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения: алкоголь в этом случае и есть тот самый "провокатор". Акти­ви­ро­вать­ся "плохой ген" может и в раннем возрасте под воздействием сцен насилия, увиденных или пережитых са­мим ребенком. Из чего ученые делают неутешительное заключение: в периоды войн, к примеру, возможно появление целого поколения с активированным "геном агрессии".

Бивер делает оговорку: ген только сигнализирует о потенциальной опасности. Но само его наличие автоматически не делает человека преступником или убийцей. Например, агрессия помогает добиться выдающихся успехов в спорте

Впрочем, пробудиться "спящий" ген насилия может еще в утробе матери. И спровоцировать это способен избыток серотонина - гормона счастья, отвечающего за настроение, сексуальное желание, память, способность к обучению, социальное поведение. К переизбытку гормона может, в частности, привести употребление наркотиков, а также одновременный прием нескольких ле­карств, которые могут влиять на уровень серотонина (к примеру, антидепрессантов). Если у будущей матери фиксируется избыток серотонина, то мозг плода, находясь в утробе, буквально купается в удовольствии, что активирует "ген агрессии".

К слову, на генетическом уровне теперь можно объяснить и то, почему среди насильников-рецидивистов больше мужчин. "Ген воина" содержится в материнской Х-хромосоме. Девочки наряду с материнской получают вторую Х-хромосому от отца, тогда эффект гена как бы ослабляется. Что касается мальчиков, то они вторую Х-хромосому не получают, поэтому потенциально более агрессивны.

Выводы шведских исследователей подтверждат американский криминолог Кевин М. Бивер с факультета криминологии и уголовного правосудия университета штата Флорида (FSU) и его коллеги из университетов Айовы и Сент-Луиса. Сравнив данные ДНК и образ жизни более чем 2,5 тыс. нарушителей закона, они выяснили, что самые тяжелые преступления совершили именно обладатели "гена воина".

Исследователи уверены: чтобы снизить количество преступлений, тестировать на наличие "гена агрессии" нужно при рождении. И в случае позитивной реакции уделять таким детям повышенное внимание, учитывая их генетические особенности в воспитании. Впрочем, Бивер делает оговорку: нельзя делать ген козлом отпущения, объясняя поведение человека исключительно воздействием аминокислоты или гормона. Он только сигнализирует о потенциальной опасности. Но само его наличие автоматически не делает человека преступником или убийцей. Например, агрессия помогает добиться выдающихся успехов в спорте. Главное - в какое русло направить излишнюю воинственность.

Как становятся насильниками

"Ген насилия" выявили не только шведские ученые — аналогичные исследования проводятся в разных странах мира. Так, на протяжении многих лет нейробиолог и профессор Университета Кали-форнии Джим Фэллон изучал образцы мозга известных психопатов-убийц. Он работал вслепую: данные убийц поставлялись ему наравне с данными от нормальных людей. Фэллон изучал взаимодействие генов (так называемый "эпигенетический эффект"), повреждения мозга и социальную среду, в которой формировалась личность испытуемого. Выяснилось, что у всех убийц имеются нарушения глазнично-лобной коры мозга, а также внутренней части височной доли. Характер травмы мог немного различаться, но повреждения имели абсолютно все преступники. Другой ключевой момент — наличие "гена воина". Третий — воспитание в неблагополучной семье, жестокое обращение в детстве.