• USD 39

Вслед за динозаврами. Люди могут вымереть в "шестой волне"

Земле грозит уже шестое массовое вымирание животного и растительного мира, которое не может не затронуть человечество
Фото: newsyou.info

Такой радостной новостью осчастливили читателей исследователи в журнале Национальной академии наук в Мехико. Профессор Херардо Себалос поясняет, что уровень "биологической аннигиляции" дикой природы в последние десятилетия показывает крайнюю серьезность опасности. Миллиарды региональных или местных популяций - не только редких, но и обычных видов - были просто потеряны. Всему виной перенаселение и чрезмерное потребление, и теперь результаты вымирания угрожают выживанию самого человечества. Впрочем, самое быстрое вымирание в истории длилось около 10 тыс. лет, так что, с одной стороны, можно расслабиться. С другой, кто сказал, что мы в начале этого срока, а не в конце?

Вытеснили львов и ласточек

Предыдущие исследования, по словам Себалоса, показали, что виды вымирают куда быстрее, чем это происходило в предыдущие миллионы лет. Впрочем, даже при этом исчезновения остаются относительно редкими, что создает впечатление постепенной потери биоразнообразия. А новая работа вместо этого оценивает многие распространенные виды, теряющие популяции во всем мире. Только трети видов, теряющих популяции, не угрожает исчезновение, а до 50% всех животных были потеряны на Земле за последние десятилетия. Почти половина наземных млекопитающих потеряли 80% диапазона в прошлом веке: а это - миллиарды популяций млекопитающих, птиц, рептилий и земноводных, чьи места обитания стали настолько маленькими, что выжить там было уже нереально.

Ученые изучили данные о 27 500 разновидностях наземных позвоночных и обнаружили, что диапазоны трети сократились в последние десятилетия. Многие из них - отнюдь не редкие виды - это, например, ласточки. Не менее символична ситуация со львами: они были распространены на большей части Африки, южной Европы и Ближнего Востока. Но теперь подавляющее большинство популяций исчезли - их среда обитания сведена к нескольким крошечным карманам первоначальной области. Ученые предрекают человечеству серьезные экологические, экономические и социальные последствия.

"Гуманно не остановить"

Приостановить или замедлить процесс вымирания можно, но для этого надо остановить нападки на природу немедленно, а это маловероятно. В списке причин вымирания, согласно публикации, кроме разрушения среды обитания, также чрезмерная охота, токсическое загрязнение, вторжение чужеродных видов и изменения климата. Тем не менее главный фактор, который, помимо изменений климата, остановить также крайне сложно - перенаселенность и рост населения, а также - чрезмерное потребление. Профессор Поль Эрлих из Стэнфордского университета в США подчеркивает, что человечество должно воспринять последние данные как серьезное предупреждение. Цивилизация полностью зависит от растений, животных и микроорганизмов Земли, которые снабжают ее основными экосистемными услугами, включая воздух и воду.

При этом гуманных способов не то что сократить рост населения, но хотя бы его замедлить, нет. "К сожалению, потребуется много времени, чтобы гуманно начать сокращение численности населения, требуемое для долговременного выживания цивилизации", - подчеркивает Эрлих. Но многое, добавляет он, может быть сделано на фронте потребления и с помощью "вспомогательных средств": заповедников дикой природы, законов о защите многообразия. Себалос тем временем предлагает создать международное учреждение для финансирования глобальной охраны природы.

"ДС" собрала примеры предыдущих "вымираний" на Земле и их последствий.

Ордовикско-силурийское - с "ледниковым периодом"

Произошло около 450-440 млн лет назад. По мнению ученых, всему виной послужило движение огромного суперконтинента Гондваны (который потом распался на части). Когда материк, занимавший большую часть суши, сдвинулся к Южному полюсу, это привело к глобальному похолоданию, и, как следствие, падению уровня мирового океана.

Сильно не повезло в тот момент морским животным - а большая часть животных тогда обитали в воде. Падение ее уровня повредило или уничтожило места обитания большинства видов, в результате чего вымерли около 60% всех морских беспозвоночных.

Девонское вымирание: вулканы и пепел

Произошло 374 и 359 млн лет назад, то есть, состояло из двух пиков. За это время Земля снова обеднела, лишившись 50% всех родов и 20% всех семейств. К примеру, во время девонского вымирания исчезли почти все бесчелюстные - из них сейчас остались только миноги и миксины.

Точная причина вымирания неизвестна, но ученые предполагают, что из-за высокой вулканической активности произошло еще одно изменение уровня океана и его кислородное обеднение. Однако причиной могло стать и падение крупной кометы.

Великое Пермское - почти подчистую

Произошло около 250 млн лет назад и привело к исчезновению 95% всех видов животных. Считается самым массовым вымиранием животных на Земле. Тогда исчезло 70% всех наземных животных, но океану не повезло еще больше - там погибли 96% морских видов, исчезли более 57% родов насекомых. Кстати, это единственное вымирание, коснувшееся насекомых и даже микроорганизмов.

Причинами такого вымирания называют как повышенную вулканическую активность, так и то, что со дна океана было выброшено очень много метана), что привело к губительной смене климата. Не отбрасывают и теорию о большом астероиде, что может доказывать огромный кратер в Антарктиде на Земле Уилкса.

Животный мир после Пермского вымирания восстанавливался 30 млн лет, зато распространились животные, бывшие до этого в тени других видов. Это время считается периодом становления архозавров, ставших предками крокодилов и динозавров. От них же произошли птицы.

Триасовое - всего 10 тысяч лет

Триасовое вымирание случилось 200 млн лет назад и уничтожило около 50% животных. Тогда погибли около 20% всех морских животных, хорошая часть архозавров и большинство видов земноводных. Особенностью Триасового вымирания называют его недолгий срок - всего 10 тыс. лет, что в планетарном масштабе немного. Тогда же начался распад сверхконтинента Пангея, причиной чему мой стать большой астероид. Последний изменил погоду на Земле, что и вызвало умирания. Впрочем, теория не доказана - ученые еще ищут большие кратеры триарского периода. Потому еще одна теория, как и всегда - вулканы.

Мел-палеогеновое - то самое, про динозавров

Самое известное по книгам, мультикам и фильмам обывателю вымирание произошло около 65 млн лет назад. Да-да, именно в это время на Земле вымерли динозавры. Тогда же исчезли более 15% семейств морских животных и около 18% семейств сухопутных животных.

Причины опять-таки не ясны до конца. Самые известные теории: Земля столкнулась с крупным астероидом, попала в зону излучения от взрыва сверхновой, а также - что динозавры и другие животные не смогли приспособиться к новой растительности, и попросту "отравились" несъедобными листьями. Кроме того, их могли истребить первые млекопитающие.

Среди других известных вымираний называют средне-силурийствое (433 млн лет назад, уничтожило 50% триллобитов и 80% конодонтов), сеномано-туронское (94 млн лет назад, исчезло около 27 % морских позвоночных, включая плиозавров и ихтиозавров, на суше исчезли мегалозавры, стегозавры), эоцен-олигоценовое (34 млн лет назад). Вымирание, вокруг которого мы живем, таким образом, первое, в котором виновен один из видов на Земле, и это - люди. Его называют голоценовым.