• USD 39

Загадки ДНК. Почему первый британец оказался чернокожим

Каждый десятый из живущих на острове белых британцев является потомком группы западных охотников-собирателей
Вероятно, именно так выглядел первый брит

У "первого" современного британца была темная, почти черная кожа. Это выяснилось при новом анализе останков, которым 10 тыс. лет, пишет The Independent

Самый старый полный скелет в Великобритании, известный как человек из Чеддера, был обнаружен более века назад в пещере Гоф в Сомерсете.

Исследование его ДНК, наряду с реконструкцией лица окаменелости, показывает, что у молодого человека был более темный цвет кожи, чем считалось ранее, при этом у него были голубые глаза и темные вьющиеся волосы.

Предыдущие реконструкции чеддерского человека, не основанные на данных анализа ДНК, изображали его значительно более светлокожим.

Тем не менее исследования специалистов по эволюции и ДНК в Музее естественной истории и Университетском колледже Лондона показывают, что светлая пигментация, связанная с северным европейским происхождением, является более поздней мутацией.

Процессу исследований и моделирования посвящен документальный фильм "Первый брит: секреты десятитысячелетнего человека". Профессор Иэн Барнс, руководитель исследования в Музее естественной истории, во время показа отметил: "Мне интересен не только цвет кожи, но и сочетание черт, из-за которых он выглядел не таким, как кто угодно из живущих сегодня. Не только темная кожа и голубые глаза — сегодня тоже встречаются такие комбинации, но  и форма лица. Все это вместе и делает его не таким, как люди, которых вы видите сегодня".

Профессор Барнс и доктор Селина Брейс извлекли данные ДНК из костного порошка, просверлив двухмиллиметровое отверстие через внутреннюю коронную кость черепа. Они просканировали череп, а "палеохудожники" Альфонс и Адри Кеннис, которые выполняют реалистичные реконструкции вымерших млекопитающих и ранних людей, сделали 3D-модель.

Близнецы Кеннис, создававшие реконструкции для музеев по всему миру и обычно делающие модели неандертальцев, три месяца работали над чеддер-мен. "Очень приятно сделать более изящного человека, а не неандертальца с тяжелыми бровями, — говорит Альфонс. — Мы были очень рады, что это был парень из эпохи после ледникового периода. Нам было очень интересно, кем он был. С новой информацией о ДНК работа стала действительно революционной. И это позволило нам шире смотреть на расы, вскрылось то, чего мы никогда не знали раньше".

Человек из Чеддера, который, как считается, умер в возрасте за двадцать, относительно хорошо питался, жил в Британии, когда она почти обезлюдела, около 300 поколений назад. Хотя люди в Британии появились задолго до рождения чеддерского человека, колонизация острова прерывалась несколькими волнами вымирания, так что отчет постоянного присутствия людей принято вести именно с него.

Генетически чеддерский человек принадлежал к мезолитической группе, известной как западные охотники-собиратели, локализованной в Испании, Венгрии и Люксембурге. Его предки мигрировали в Европу с Ближнего Востока после ледникового периода. С тех пор Британия постоянно была заселена, и около 10% живущих ныне на острове белых британцев являются потомками этой группы.