• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

100 дней перезагрузки: Печатный станок убил гривню

При всем желании НБУ не сможет откреститься от того, что именно на непродуманных действиях регулятора лежит огромная ответственность за раскручивание инфляции
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

От чего категорически открещивается Нацбанк - так это от ответственности за курс нацвалюты. "Даже в мирное время курс уже не будет фиксированным. Главным в нашей монетарной политике будет продолжение использования системы гибкого обменного курса", - заявила Валерия Гонтарева, выступая в парламенте. Правда, последний год котировки гривни "прогибаются" только в одну сторону. Всего за 2014-2015 гг. национальная валюта подешевела практически в 3,5 раза. Неконтролируемый обвал начался после отказа НБУ с 5 февраля от проведения валютных аукционов и перехода на единый рыночный курс. Даже заявление о новой кредитной программе МВФ не стабилизировало ситуацию. Срыв минских договоренностей и опасения введения военного положения сделали свое дело: экспортеры стали еще больше придерживать валюту, а нерезиденты - скупать ее любой ценой и выводить из страны. Ведь в случае разрастания конфликта межбанковский валютный рынок гарантированно будет закрыт. Любые валютные операции в этом случае можно будет совершать только через НБУ. Поддерживать национальную валюту интервенциями центробанк не в состоянии: по итогам января его резервы сократились до минимума с 2003 г. - $6,4 млрд. Единственное исключение - "Нафтогаз", которому регулятор продолжает продавать СКВ для расчетов за энергоносители. Но если МВФ не поторопится с помощью, Нацбанк может лишиться и этой возможности.

С гривней сейчас происходит то, что должно было случиться давно. Сработал простой закон экономики: когда СКВ хронически не хватает, а местную валюту печатают без остановки, она обесценивается

Эксперты называют немало ошибок, допущенных центробанком за последний год, - это и ограничения на снятие депозитов, и лимиты на продажу наличной СКВ, и эксперименты с индикативным курсом, приведшие к расцвету черного рынка. Но дороже всего национальной валюте все же стоила помощь, которую регулятор оказывал правительству в финансировании дефицита бюджета. Первый толчок девальвации, состоявшийся в начале 2014 г., действительно был следствием накопленного девальвационного потенциала (дефицит счета текущих операций по итогам 2013 г. достиг $16,5 млрд, или 8,7% ВВП). Но именно тотальная эмиссия гривни Нацбанком поддержала и раскрутила этот процесс. "Теоретически НБУ мог удержать курс нацвалюты от катастрофического обвала, если бы не печатал столько денег. Правда, неизвестно, как бы тогда "Нафтогаз" закупал газ для отопительного сезона, бюджетники уже много месяцев не видели бы своих зарплат, а миллионы вкладчиков не вернули бы депозиты", - отмечает исполнительный директор "CASE Украина" Дмитрий Боярчук. К тому же политическая зависимость руководителей центробанка фактически не оставила им выбора. История показывает, что угроза лишиться своего кресла во все времена делала председателей НБУ весьма отзывчивыми к просьбам правительства и служила хорошим стимулом для включения печатного станка.

5 ошибок НБУ, стоивших жизни нацвалюте

 1. Ограничения на валютном рынке. Введение лимита на продажу наличной инвалюты в одни руки в размере 3 тыс. грн. (постановление НБУ от 22 сентября №591) спровоцировало ажиотаж и создало условия для расцвета черного рынка. Ограничение на снятие валютных депозитов эквивалентом 15 тыс. грн. в сутки (постановление НБУ №172 от 28 февраля 2014 г.) усилило отток вкладов в СКВ. За 2014 г. он достиг $6,84 млрд.

2. Массовая скупка Нацбанком ОВГЗ на сумму более 170 млрд грн. в 2014 г. и продолжение этой политики в 2015 г. Это, по сути, скрытая эмиссия для финансирования дефицита бюджета и НАК "Нафтогаз України".

Реклама на dsnews.ua

3. Трата $3 млрд из золотовалютных резервов на искусственное удержание курса перед парламентскими выборами. Большая часть потраченной валюты перекочевала на черный рынок.

4. Проведение непрозрачной политики по рефинансированию банков, что разогревало спекуляции на валютном рынке. В 2014 г. регулятор потратил на рефинансирование 13 млрд грн.

5. Отказ от фиксированного курса гривни с 5 ноября и переход к так называемому индикативному. В результате установилось "многокурсие". И обыватели, и бизнес могли купить валюту только на черном рынке и по курсу, гораздо выше официального.

Секретное оружие НБУ

"В арсенале Национального банка есть еще инструментарий для стабилизации ситуации на валютном рынке... Но у нас очень креативный народ, поэтому мы должны это держать в тайне", - заявила глава НБУ Валерия Гонтарева. Пока же на Институтской решили просто приструнить импортеров. Все импортные контракты на сумму свыше $50 тыс., предполагающие предоплату, будут проходить жесткую проверку. Также регулятор ввел обязательное требование об оформлении импортного аккредитива для импортных контрактов с предоплатой на сумму свыше $500 тыс. Еще одно нововведение - запрет на покупку СКВ за счет кредитных средств. Эти меры должны сбить ажиотаж на валютном рынке и способствовать укреплению гривни. В противном случае НБУ применит "секретное" оружие.

Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за март 2015 (№3/428)

    Реклама на dsnews.ua