Очень большие деньги. Зачем Трамп анонсировал новые звездные войны

Конгресс не визировал решения президента - вполне возможно, что Трамп в очередной раз прибегнул к пиар-операции в борьбе с законодателями
Фото из открытых источников

Перед заседанием Национального совета по космосу Дональд Трамп под прицелом телекамер в прямом эфире отдал приказ о создании Космических войск. "Когда речь заходит об обороне Америки, просто американского присутствия в космосе недостаточно. Мы должны иметь американское доминирование в космосе", - заявил президент США. "У нас будут Военно-Воздушные силы и Космические силы. Отдельные, но равные. Это будет что-то", - добавил он позже.

Трамп не стал вдаваться в детали и не счел нужным объяснять, чем, собственно, предстоит заниматься шестому виду вооруженных сил США (остальные пять - Сухопутные войска, ВВС, ВМС, Корпус морской пехоты и Береговая охрана). Казалось бы, из названия и так все ясно.

Справедливости ради стоит отметить, что идея родилась не спонтанно и отнюдь не вчера - ее ранее неоднократно озвучивали и до Трампа, и он сам. В частности, предложение создать Космический корпус, имеющий в отношениях с ВВС статус, аналогичный статусу Корпуса Морской пехоты в отношениях с ВМС (номинальное подчинение при фактической автономии), было включено в проект оборонного бюджета на 2018 г. Эта инициатива была успешно, казалось, похоронена в минувшем ноябре вследствие протестов отставных и действующих "больших звезд" из рядов ВВС. Авторы идеи, республиканцы Билл Торнберри и Майк Роджерс, сетовали на недальновидность генералитета, "не видящего" космос в качестве театра военных действий, и доказывали, что речь об ином пространстве, к сфере действий ВВС не относящемся. И даже приводили пример их самих: авиация получила статус отдельного вида вооруженных сил США лишь в 1947 г., а до того была структурным подразделением Сухопутных сил и официально именовалась Армейским авиационным корпусом.

Тем не менее такая аргументация не сработала. Даже министр обороны Джеймс Мэттис высказался против подобного новшества: "Полагаю, преждевременно добавлять еще один организационный и управленческий "хвост" Министерству, пока я пытаюсь уменьшить расходы". И вчера, должно быть, Мэттис был немало удивлен, услыхав, как главнокомандующий заявляет, что "Министерство обороны и Пентагон должны немедленно начать процесс необходимых приготовлений для создания Космических сил". И более того, обращается к начальнику генштаба Джозефу Данфорду: "Поняли? Выполняйте!". Получилось, стоит отметить, вполне по-голливудски. По крайней мере, пока Трамп всех переиграл.

И дело даже не в режиссуре и хорошей картинке в телевизоре (сюжет "президент заботится о национальной безопасности" всегда становится бестселлером). Дело в том, что в марте этого года, когда о предложении Торнберри и Роджерса, казалось бы, забыли, сам Трамп, выступая перед морпехами на авиабазе Мирамар в Сан-Диего, заговорил о Космическом корпусе. Причем - какое поразительное совпадение! - как раз накануне слушаний относительно финансирования ВВС в Подкомитете Конгресса по оборонным ассигнованиям. "Космос - это зона военных действий, так же как земля, воздух и вода", - заявил он. Законодатели не могли не уцепиться за эту фразу - и, что вполне естественно, выступавшие перед подкомитетом военные были вынуждены констатировать ее справедливость. А в мае Трамп произвел "контрольный выстрел", выступая перед кадетами Вестпойнта: там он тоже говорил о космических силах.

В чем в чем, а в пиаре команда Белого дома, безусловно, толк знает. Так что к нынешнему заявлению публика была хорошо подготовлена.

К чему она по обыкновению готова плохо - так это к реальности. Космические силы у США уже существуют. Будь это ракетные технологии, попытки использования энергии ядерных взрывов для полетов в космос, отправка астронавтов на Луну или глобальная система позиционирования - без участия ВВС подобных проектов просто не было бы (здесь стоит отметить, что это нормальная мировая практика, и в СССР, а затем и России подход к космосу аналогичен. Просто россияне, не мудрствуя лукаво, закрепили это в названии, переименовав Военно-Воздушные Силы в Воздушно-Космические).

В 1982 г. было создано собственно Космическое командование ВВС США. Изначально перед ним ставилась задача контроля над системой предупреждения о ракетном нападении с применением межконтинентальных баллистических ракет. Впоследствии его зона ответственности расширилась и теперь включает разведку, отслеживание электромагнитных воздействий, а также обслуживание и защиту систем спутниковой связи и навигации.

Вот, к примеру, что говорит по этому поводу пресс-служба ВВС США: "ККВВС содержит, эксплуатирует и обслуживает Глобальную систему позиционирования, Фазу III Системы спутниковой связи обороны, Оборонную метеорологическую спутниковую программу, Программу поддержки обороны и Программу инфракрасной системы космического базирования. В настоящее время ККВВС эксплуатирует ракеты-носители Delta II, Delta IV и Atlas V. Ракеты-носители Atlas V и Delta IV являются элементами Программы развития одноразовых ракетоносителей, которая обеспечивает гарантированный доступ к космосу в будущем. ККВВС осуществляет запуски с Восточного (Мыс Канаверал и Космический центр им. Кеннеди, штат Флорида. - "ДС") и Западного (авиабаза Ванденберг, Ломпок, штат Калифорния. - "ДС") космодромов, обеспечивая поддержку всех видов пусков, включая космические челноки. Командование поддерживает и управляет глобальной сетью станций спутникового слежения - Спутниковой контрольной сетью ВВС, обеспечивающей каналы связи со спутниками".

Попросту говоря, Космическое командование ВВС несет ответственность за то, чтобы никто не мешал доступу США в космос и не угрожал ударом оттуда. И поскольку из речей Трампа совершенно неясно, какие еще функции должны возлагаться на эту структуру, если она получит независимость (а на это еще должен дать добро Конгресс), то недовольство специалистов в погонах становится вполне понятным: зачем плодить лишние сущности? Наиболее, пожалуй, четко по этому поводу выразилась в минувшем году министр ВВС Хизер Вилсон: "Пентагон достаточно сложен. Это сделает его еще сложнее, добавит больше ячеек в организационную диаграмму и будет стоить больше денег. Если бы у меня было больше денег, я бы пустила их в убойную мощь, а не в бюрократию".

Но Пентагон может обсуждать инициативы, а не приказы. Хотя, опять же, большой вопрос, были ли приказ на самом деле. Конгресс не визировал решения президента, так что, вполне возможно, Трамп в очередной раз прибегнул к пиар-операции в борьбе с законодателями. И сделал это потому, что возможностей переломать Конгресс у него просто нет: вопрос непосредственно связан с внешней политикой. Создание нового - космического - вида вооруженных сил чревато нарушением очень хрупкого баланса, сложившегося в отношениях с другими космическими странами - прежде всего, РФ и КНР. Дональда Трампа неоднократно сравнивали с Рональдом Рейганом, и здесь, похоже, появилась еще одна параллель - "звездные войны". 45-й президент, как и 40-й, по всей видимости, пытается навязать своим геополитическим оппонентам гонку космических вооружений, и "Космические войска" Трампа - не что иное как реинкарнация "Стратегической оборонной инициативы" Рейгана, вполне успешно сыгравшей на развал СССР. Или же, чем черт не шутит, цель у нынешнего хозяина Овального кабинета - совсем иная. Может быть, он, наоборот, в лучших гуманистических традициях намерен установить новые правила войны?

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 1967 г. запрещает размещение оружия массового уничтожения на орбите Земли. Но, с другой стороны, не существует какого-либо всеобъемлющего договора об использовании космического оружия или международного соглашения о том, какие его виды применять можно. То есть правил космической войны не существует. И если дойдет до боевых действий в космосе, потенциальными целями окажутся абсолютно все крутящиеся вокруг Земли спутники: связные, навигационные, метеорологические, не говоря уже о разведывательных, которые зачастую используются и в сугубо мирных целях. Проблема в том, что нынешняя цивилизация в целом от них очень зависима. И велика вероятность, что их разрушение скажется на человечестве в целом.

Не верите в великого гуманиста Трампа? Что ж, возможно, не без оснований. Тогда стоит обратить внимание на следующие моменты. В декабре он подписал Директиву Белого дома №1 о космической политике, предусматривающую, среди прочего, возвращение человека (американца, разумеется) на Луну впервые после 1972 г. К июню текущего года компания Илона Маска SpaceX осуществила уже несколько успешных запусков с использованием возвращаемых ступеней, а ее спикер Джеймс Глисон хоть и подкорректировал дедлайн первого туристического полета вокруг Луны, заверил, что это случится в ближайшем будущем. Тем временем председатель совета директоров Boeing Деннис Мюленберг публично выразил уверенность, что первого человека на Марс доставит ракета именно его фирмы. И вот, наконец, человек, который является связующим звеном для них всех - имеющий потрясающий нюх на прибыль министр торговли Уилбур Росс - в минувшем году вдруг начал лоббировать восстановление Национального космического совета.

Но самое пикантное, что на следующий день после выступления Трампа в Вест-Пойнте, на коктейльной вечеринке в честь посла Катара, Росс тоже разоткровенничался о Космических войсках. "Меня интригует, что человек на Луне довольно скоро станет дежурным на бензоколонке", - заявил, среди прочего, Росс.

Но это еще мелочи по сравнению с остальными вполне визионерскими, в духе Артура Кларка, пассажами. Росс предсказал невероятный рост добычи ценных ископаемых на астероидах. Мощный технологический скачок по сравнению с земной добывающей отраслью, с которой он знаком не понаслышке. Золото, серебро, платина, редкоземельные элементы - все на поверхности. А о Гелии-3, потенциальной "новой нефти", покрывающей Луну, можно и не вспоминать. "Кто-то просто должен накопать их. Нужно просто добраться туда. Это будет большое дело", - сказал Росс. И если ему что ударило в голову, то вряд ли хмель. Скорее предвкушение денег. Огромных денег.