• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Большие глаза страха. Что означает для Украины "друг Путина" Фийон в Елисейском дворце

Трамп, как и Фийон, также был пророссийским
фото: L'Express
фото: L'Express
Реклама на dsnews.ua

Прелюдия президентских выборов во Франции, которые состоятся весной следующего года, преподнесла сюрприз, когда впервые в истории правоцентристской партии "Республиканцы" праймериз на первый план неожиданно выдвинул бывшего премьера при Николя Саркози — Франсуа Фийона.

 "ДС" писала, что в лагере "Республиканцев" основная борьба будет происходить между Саркози и Аленом Жюппе, причем не в пользу первого. Глава правительства Жака Ширака выглядел сильнее бывшего президента Франции. Для Украины такой президент был бы выгоднее, ведь Жюппе — редкое явление для в общем-то пророссийской Франции. Он выступает против нормализации отношений с Кремлем, а следовательно и отмены санкций до достижения позитивного результата в рамках минских соглашений. Однако первые праймериз оставили за бортом не только Саркози, но неожиданно отодвинули на второе место самого Жюппе. После второго раунда кандидатом правоцентристов окончательно стал Фийон.

Кто же эта "темная лошадка" в президентской гонке? Главный редактор левой газеты Libеration Лорен Жоффен так отозвался на результаты праймериз: "Правое крыло правых нашло своего рыцаря печального образа". На первой полосе этой газеты после первого раунда Фийон появился в образе железной леди — британского премьера Маргарет Тэтчер. Сам политик позиционирует себя как "железного джентльмена французской консервативной революции".

Ультралиберальную экономическую программу Фийона часто сравнивают с реформами Тэтчер. К примеру, он предлагает перевести госслужащих с 35-часовой на 39-часовую рабочую неделю и уволить 500 тыс. из них. Кроме того, он настаивает на увеличении пенсионного возраста с 62 до 65 лет, отмене налога на состояние для богатых и повышении НДС, а также хочет переписать закон об однополых браках, запретив гомосексуальным парам "полное" усыновление.

Его предложения на самом деле подтверждают удачное сравнение Жоффена. "Рыцарь печального образа фактически не отстает от лидера крайне правого "Национального фронта" Марин Ле Пен. Если смотреть через призму непосредственно партии "Республиканцы", то Фийон — это нечто среднее между умеренным рационалистом и центристом Жюппе и правым популистом Саркози. "Железный" голлист объединил в себе определенную умеренность и ультраправые взгляды, на которые сегодня имеется спрос во французском обществе.

И именно он имеет все шансы обыграть Марин Ле Пен, которую опрос Ipsos от 20 ноября определил на первое место с 29%. В принципе, уже не первый месяц политологи, социологи и СМИ отмечают, что лишь кандидат "Республиканцев" способен помешать ультраправой подруге Кремля выиграть выборы. Его программа и взгляды привлекают сторонников правых, а спокойствие (Фийона называют молчуном) подкупает. Не зря ведь, по данным социсследований, 84% поддерживающих "Нацфронт", которые намерены принять участие в голосовании, поддержат Фийона, если Ле Пен вдруг выпадет из гонки.

С другой стороны, рано хоронить социалистов. Франсуа Олланд говорил, что намерен снова пройти кастинг на президентство, но у него самый высокий антирейтинг в истории Франции. В такой ситуации наиболее перспективным выглядит действующий глава правительства 54-летний Мануэль Вальс, уроженец Барселоны. Но все же не до такой степени, чтобы одержать верх над набирающими популярность правыми и ультраправыми.

Реклама на dsnews.ua

Вальс также многим обязан Олланду, который заменил в партии Жан-Марко Эро в 2014 г., после провала на муниципальных выборах. Среди социалистов немало тех, кто негативно относится к его президентским амбициям, утверждая, что если премьер выдвинет свою кандидатуру, то сразу же потеряет пост. К тому же последние опросы показывают, что Вальс отстает от одного из лидеров "Левой партии", министра образования в правительстве Ширака — Жан-Люка Меланшона.

Хотя опять же в контексте влияния на украинский вопрос он был бы лучшим из зол. Вальс не склонен закрыться в ракушке и не желает отказаться от сотрудничества с Берлином. В то время как большинство представителей французской элиты, в частности среди консерваторов, хотят показать нос немцам в борьбе за европейское лидерство.

Ввиду такого положения дел со стороны социалистов вообще и Вальса в частности было бы разумным поддержать бывшего социалиста Макрона. Да, он ушел с поста министра финансов и из партии в 2009 г. Некоторые социалисты брюзжали и глядели косо, но 38-летний Макрон выглядит более договороспособным кандидатом, с которым можно сочинить какой-никакой союз, а вот с Ле Пен этого точно не будет.

Правда, будем откровенны, на данном этапе экс-министр выглядит пустышкой, даже без серьезной программы. Он отталкивается от своей якобы внесистемности и прогрессивности. Макрон, который в апреле создал собственное политическое движение "En marche!", заявлял, что не собирается объединять тот или иной лагерь. "Моя задача состоит в том, чтобы объединить французов", — возвестил он. Эта риторика пока работает. Поэтому его называют "восходящей звездой французской политики". Как и население многих других страны Запада, французы пали жертвой популизма и в лице Макрона, и в лице Ле Пен, и до последнего времени — Саркози.

До праймериз Соцпартии еще далеко — они пройдут в феврале, и многое еще может измениться. И тогда же станет понятно, в рамках какой модели нынешняя провластная партия намерена двигаться: будут разыгрывать карту Вальса, попытаются договориться с Макроном либо набьют очки первым, чтобы подарить их второму.

Правые же играют прежде всего на миграционном кризисе, точнее, на страхах, ему сопутствующих. Франция — одна из самых непопулярных среди европейских стран для прибывающих из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Многие сирийцы жаловались журналистам на бюрократию страны, где так тяжело закрепиться. А потому они использовали Францию как перевалочную станцию на пути в Данию, а затем и Швецию. Максимум, с чем столкнулись французы, — это "джунгли" в Кале, где обосновались тысячи мигрантов, пытающихся через Ла Манш попасть в Британию. Лагерь в портовом городе демонтировали, и большая часть жителей трущоб рассредоточились по другими городам, облюбовав в частности  Париж, где ставили палатки посреди улиц. Но вот угроза терроризма, которую связали воедино с потоком мигрантов, — это сильный аргумент в риторике кандидатов любых политических сил.

К тому же в стране все сильнее антиамериканизм. Французы устали как от лидерства Берлина, так и от Вашингтона. Последнее социалисты, к слову, прекрасно прочувствовали и пытаются компенсировать репутационные потери, пробираясь на электоральное поле правых. Вальс в колонке для Financial Times требовал от США прекратить вмешиваться во внутренние дела Франции и Европы. Интересы Республики превыше всего ставят и правые. В то время как социалисты не отрываются от единого Евросоюза.

Но в этой всей эпопее с выборами во Франции украинцев больше беспокоит, насколько пророссийским может стать Париж уже следующим летом. Пока социалисты разбираются с внутрипартийными проблемами, "Республиканцы" и "Нацфронт" на полную катушку используют усталость населения от Олланда и Ко.

Огромное влияние на мнение французов оказывает и деятельность кремлевской пропаганды. Так, недавно исследовательница России Франсуаза Том в публикации для газеты Le Monde написала: "Францию в течение многих лет разъедает изнутри кремлевская пропаганда. Полным ходом идет вассализации Европы". По ее мнению, сейчас на Западе больше агентов Кремля, чем во время холодной войны.

А та же Liberation констатировала в своей статье "Путин — не он ли делает королей?", что пропагандисты РФ добились популяризации strongman Путина не только среди маргинальных партий, движений, организаций, но и тех избирателей, которые хотят более сильного и даже авторитарного лидера. Во Франции таких несколько.

С Ле Пен в принципе все понятно — типичный евроскептик, ксенофоб, расист и популист. Она поддерживает отмену санкций против России и не исключает признания российским Крым. Фийон более осторожен. Во время дебатов 24 ноября он отметил, что аннексию Крыма не признает. Уже после победы на праймериз он сделал более тревожное для Киева заявление, сказав, что санкционная политика против Москвы "провалилась", и заявил, что Украина несет ответственность за разжигание конфликта на Донбассе. Он также выступил за сотрудничество с Россией в борьбе с "Исламским государством". Но такого союза хотел и Олланд после терактов 13 ноября.

В пору готовиться к новому, откровенно пророссийскому Парижу? Не факт. Да, Фийон многие годы контактирует с Путиным — встречался более 15 раз. Но сейчас его заявление также вполне может являться политтехнологией. Учитывая, что главным конкурентом Фийона пока является Ле Пен, "республиканцу" нужно ковать железо пока горячо — отбирать у лидера "Нацфронта" электорат. А российский вопрос общий для обеих партий.

Далее. Едва ли не об Апокалипсисе все твердили после победы Трампа, который расшаркивался во время кампании перед Путиным и обещал улучшение взаимоотношений. Экспертная среда рефлексировала именно так 9 ноября. 10 ноября уже зазвучали более трезвые оценки. А ныне американские политики, с которыми миллиардер обсуждает будущее трудоустройство, дают понять, что обещания и действия кандидата "слонов" уже расходятся. Новая администрация будет кишеть антикремлевскими ястребами.

Фийон, напомним, довольно уравновешенный рационалист и прекрасно понимает, что резкий разворот во внешней политике будет иметь пагубные последствия и для страны, и для ЕС в целом. Возможен в некоторой степени пересмотр формата отношений со Штатами, но разрывать их он не будет. К тому же в своей статье для Le Monde бывший премьер уже четко дал понять, что станет придерживаться политики двух стульев — сохранять отношения с россиянами и американцами. И параллельно Фийон планирует усиливать роль Франции во внешней политике и в ООН в частности. В общем, пока рано ставить крест на Франции, а значит, и "нормандской четверке". До выборов довольно далеко, и они, как видим, еще могут удивить.

    Реклама на dsnews.ua