• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Ходорковский столкнул лбами российские элиты

Фактор ЮКОСа будет выполнять две важнейшие задачи: развала режима изнутри, а также предтечи для формирования курса, альтернативного действующему
Фото: pravda-tv.ru
Фото: pravda-tv.ru
Реклама на dsnews.ua

Решение Гаагского суда по ЮКОСу от 28 июля 2014 г., обязывающее Россию выплатить $50 млрд акционерам компании, проигнорированное российскими властями, вступило в силу. В случае невыплаты, о чем неоднократно Москву предупреждали, автоматически задействуется механизм ареста имущества РФ за границей - этому процессу 17 июня дан старт. Вначале бывшие акционеры ЮКОСа добились ареста активов России в Бельгии, затем - во Франции, Австрии и Дании. Причем Франция арестовала даже имущество телеканала Russia Today. Запуск процедуры в других странах Евросоюза - вопрос скорее технический. Он находится в сфере синхронизации законодательств - того, насколько в каждой из стран ЕС Гаагский арбитраж вмонтирован в юридическое поле.

В деле ЮКОСа Запад по отношению к российским властям многие годы занимал лояльную позицию. Напомню, как принималось решение по аресту Ходорковского. Определяющей в его судьбе тогда была конкуренция враждующих между собой групп, в частности Игоря Сечина (на тот момент замглавы президентской администрации) и Виктора Золотова (начальника личной охраны президента). Именно Сечин в 2003-2004 гг. стоял за арестом Ходорковского. Считалось, что это не просто ударит по репутации Путина на Западе, но и нанесет ему существенный ущерб. Но Сечин так не считал. Его линия победила, и он оказался прав: критикуя Путина, Запад не заступился за Ходорковского и не "отлучил" российского президента от "цивилизованного сообщества".

В истории России есть прецедент улаживания длительного спора с выплатой многомиллионной суммы. Но такой вариант сейчас невозможен

Внутри РФ дело Ходорковского привело к серьезной перегруппировке элит. Так, в октябре 2003-го в отставку ушел глава АП Александр Волошин, который вместе с президентством достался Путину в наследство от Ельцина. Тогда стало понятно, что всемогущий Волошин начал терять контроль над политическим процессом, и уже без него либо в обход него (через его заместителя, руководителя аппарата президента Сечина) могут решаться серьезные дела. Правда, в качестве условия ухода он выдвинул себе в преемники кандидатуру Дмитрия Медведева. Путин хотел назначить руководителем АП начальника аппарата правительства Дмитрия Козака, чье влияние на тот момент было сравнимо с сечинским, однако Волошин настоял на своем, сочтя Медведева контролируемым и поддающимся манипулированию. Так 30 октября 2003 г. Дмитрий Анатольевич стал руководителем президентской администрации.
Такая детализация нужна, чтобы наглядно показать, как спустя 10 лет фактор Ходорковского будет работать в обратном направлении. Если в свое время он сработал на становление и укрепление режима Путина, то теперь наоборот, на его ослабление. ЮКОС и Ходорковсий - это новый вид санкций Запада по отношению к РФ. Причем дело не только в экономике и репутационных потерях, но также в работе фактора ЮКОСа и Ходорковского де-факто в политике. Этот фактор будет выполнять две важнейшие задачи: развала режима изнутри, а также предтечи для формирования курса, альтернативного действующему.

Кстати, вопреки предыдущим заявлениям, 21 сентября прошлого года Ходорковский выразил готовность пойти на президентские выборы, мотивируя свое стремление тем, что действия нынешнего хозяина Кремля могут привести к распаду РФ. Говорить о Ходорковском как о реальном конкуренте Путина - с учетом того, что для участия в выборах ему нужно погасить судимость, а это по российскому законодательству занимает около 10 лет - вряд ли приходится. Но Ходорковский, который уже отсидел, а значит, неуязвим (дважды не судят), сможет вслух высказывать критику в адрес Путина, и к ней будут прислушиваться. То есть он может и не баллотироваться, но точно станет фактором влияния и на элиты, и на общество. Отмотать процесс обратно российским властям вряд ли удастся. Есть четкий механизм выполнения судебного решения. Все предварительные этапы пройдены, о чем Москву неоднократно уведомляли.

В истории России есть прецедент улаживания длительного спора с выплатой многомиллионной суммы. Речь идет о споре России со швейцарской фирмой Noga, посредником в котором стал некий Александр Коган, формально лично выплативший фирме порядка $70 млн долга и процентов. Кредит на это ему выдал один из российских госбанков (по некоторым данным, Внешторгбанк). По словам Когана, Россия полностью с ним рассчиталась к 2008 г., и он еще "заработал нормальную норму прибыли". Но такой вариант сейчас невозможен. Во-первых, для Кремля признать решение суда - это уже проиграть репутационно. Во-вторых, дело ЮКОСа во многом было политически мотивированным, поэтому сложно представить, кто захочет защищать интересы России, да еще в современных условиях изоляции, когда "нормальная доля прибыли" выглядит весьма эфемерной.

Реклама на dsnews.ua

Для Украины "гибридные санкции" Запада против РФ - это однозначно плюс с точки зрения ослабления оппонента. Изоляционизм России, политический и экономический, будет работать на рост внутриэлитных конфликтов и внутренние переделы как имущества, так и тающих финансовых потоков: обвинение в сентябре прошлого года председателя совета директоров АФК "Система" Владимира Евтушенкова в отмывании денег, мотивирование отчуждением "Башнефти", - первый звонок. А значит, и на потенциальную возможность смены власти в РФ. Как правильно отметил экс-министр финансов Алексей Кудрин, "неисполнение вердиктов по делу ЮКОСа вредно для России - оно нивелирует гарантии безопасности для крупного бизнеса". Кроме того, сегодня Киев готовит и уже подал ряд исков в международные суды против России, в том числе экономического характера - как на уровне компенсации государству Украина, так и отдельным частным лицам. В частности, по Крыму, где новыми властями национализированы объекты собственности практически всех представителей крупного украинского капитала. В этом смысле позиция Запада по ЮКОСу - это демонстрация политической воли и иллюстрация эффективной работы международно-правовых инструментов в направлении экономического ослабления как России в целом, так и ее элит в частности. Это демонстрация того, что методы шантажа Кремля больше не работают.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 22 июня 2015 г. (№ 25/735)

    Реклама на dsnews.ua