• USD 39
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Хрупкая двухпартийность. Как Польша Качиньского не стала Венгрией Орбана

Парламентские выборы 13 октября в Польше выиграл Качиньский, однако оппозиция получила контроль над Сенатом. Разрыв между главными противниками крохотный, а шаткое единство оппозиции может сокрушить небольшая резолюция. Хотя бы — украинская
Реклама на dsnews.ua

После публикации экзитполов в воскресный избирательный вечер каждая из прошедших в Сейм партий объявила о своей победе. Глава правящей - "Права и справедливости" (43,59% голосов избирателей) - Ярослав Качиньский говорил, что перед партией "очередные четыре года правления"; глава оппозиционной "Гражданской коалиции" (27,40%) Гжегож Схетына воскликнул, что "в Варшаве не будет Будапешта", т. е. конституционного большинства у партии власти, как в Венгрии при нынешнем премьере Викторе Орбане; лидеры "Левых" (12,56%) и националистической "Конфедерации" (6,81%) благодарили за прохождение в парламент; а глава колеблющейся на границе порога Польской крестьянской партии (8,55%) Владислав Косиняк-Камыш не скрывал удивления в полтора раза большим результатом по сравнению с рейтингами.

Последующие часы умерили победный запал "победителей".

Фрагментация и консервация

В этих победах, выражаясь языком лидера "Солидарности" Леха Валенсы, есть "плюсы положительные и плюсы отрицательные". "Право и справедливость" собрала рекордное количество сторонников за всю историю демократической Польши, более восьми миллионов избирателей, но партия рассчитывала на конституционное большинство, проводя огромные денежные трансферы перед выборами лояльным группам (например, пенсионерам). В результате в последнее воскресенье ПиС получила ровно столько же мандатов в Сейме, сколько на выборах 2015 г., - 235 (из 460). В ее избирательном списке, формально называемом "Объединенными правыми", также увеличили число представителей сотрудничающие с ПиС фракции.

"Гражданской коалиции", построенной на базе "Гражданской платформы", после отъезда Дональда Туска в Брюссель сулили смерть, однако партия более пяти лет держит оборону, хотя в одиночку не в состоянии состязаться с ПиС. Три оставшиеся силы, "левые", "крестьяне" и националисты, мобилизовались по максимуму - им удалось показать результат, но он отходит на второй план по сравнению двумя главными политическими силами. Это их борьба как минимум три каденции подряд является формообразующей осью польской политики. В состязании тяжеловесов все остальные партии обречены на сотрудничество с одной из них.

Вдобавок в определении количества мандатов в Польше действует система д'Ондта - она дает существенную премию первому и второму местам, что также способствует консервации двухпартийной модели.

Таким образом, ПиС свою зону влияния в Сейме не расширила, тем временем оппозиция стала более разношерстной. В парламент впервые вошли как сотрудничающие с Россией откровенные националисты, так и крайне идеологизированные левые.

Реклама на dsnews.ua

Сенат в фокусе 

Перед выборами три политсилы оппозиции (без националистов) попробовали объединиться в один список в Сейм. Верх взяли партийные амбиции, и партии приступили к гонке в трех блоках. Несмотря на то что у "Гражданской коалиции", "левых" и "крестьян" почти на миллион больше голосов, чем у ПиС, - у них 213 мандатов (у ПиС, повторюсь, 235).

Что оппозиции удалось - договориться об общих кандидатах в Сенат, где выборы проходят по одномандатным округам. Оппозиция получила 51 голос в 100-местной верхней палате парламента, хоть выигрыш до последних часов был неясен.

Таким образом, несмотря на то что партия власти получила больше голосов и процентов, чем в 2015 г., она потеряла Сенат. Верхняя палата парламента сможет отныне в течение 30 дней рассматривать приходящие из Сейма законопроекты. Это исключает возможность принятия противоречивых законов среди ночи - так ПиС в предыдущей каденции провела десятки законов, в частности, вызвавшие протесты граждан и Брюсселя акты о Конституционном суде, Верховном суде и обычных судах.

Сенатское вето Сейм сможет отклонить простым большинством, но для этого нужно, чтобы среди парламентского большинства не было даже воздержавшихся. Это требует огромной мобилизации, а с единомыслием в таком гиганте, как ПиС, чем дальше, тем сложнее: в нынешней модели хватит меньше десятка голосов воздержавшихся, чтобы все пошло не по плану.

У оппозиции нет ресурсов для законодательной инициативы, но ПиС потеряла возможность быстрого принятия парламентом любого решения.

Операция "президент" 

Получив Сенат, оппозиция задумывается, как обрести политическую инициативу. Весной следующего года - президентские выборы, и если три оппозиционные партии сумеют выставить в них общего кандидата, выборы, скорее всего, будут выиграны. С президентом и Сенатом оппозиция сможет не только остановить авторитарный поход Качиньского, но и взять инициативу в свои руки, выбив ее из рук Сейма и правительства (например, через инициированные президентом и поддержанные Сенатом референдумы - такую идею подсказал сенатор Богдан Борусевич).

Перспектива - вполне реальная, принимая во внимание, что суммарный электорат против ПиС больше, чем количество голосовавших за правящую партию. Вопрос - как оппозиции объединить под одним знаменем хадеков, умеренных консерваторов, либералов и "левых".

В Польше звучит идея проведения праймериз среди нескольких оппозиционных кандидатов перед президентскими выборами - это могло бы мобилизовать электорат и дать шанс на победу в первом туре. Фамилий пока никто не называет. В частности, все еще неизвестно, будет ли принимать в них участие Дональд Туск, бывший глава Европейского Совета, харизматичный политик, однако с негативным электоратом среди "левых" и консерваторов. Среди новых фамилий в оппозиции звучит имя Александры Дулькевич, нынешнего мэра Гданьска, близкой сотрудницы убитого психопатом мэра Павела Адамовича. Звучат фамилии других популярных муниципальных политиков - например, мэра Лодзи Ханны Здановской или Сопота - Яцека Карновского. Не исключена кандидатура польского омбудсмена Адама Боднара (признавшегося, кстати, в украинском происхождении), активно защищавшего граждан от репрессий ПиС.

На слуху больше новых имен большой политики. Неизвестно, кто будет кандидатом ПиС в президентских выборах: нынешний президент Анджей Дуда, происходящий из интеллигентной краковской семьи, или, например, бывшая премьер-министр Беата Шидло, подчеркивающая свое "простое" происхождение. Когда Шидло выдвигалась в мае в Европарламент, она одна собрала более полумиллиона голосов: это один из самых высоких результатов для одного парламентария в польской истории.

Предохранитель от оппозиции

Даже в наилучшем сценарии польскую оппозицию ждут не менее сложные времена, чем ПиС. Парламент стал более идеологизированным. А это значит, что на его повестку будут попадать вызывающие резонанс проекты. Для польских левых важно провести через парламент закон о гражданских партнерствах, в том числе для пар ЛГБТ, отделить церковь от государства и ограничить ее финансирование, либерализировать закон об абортах. Националисты, наоборот, заявляют о запрете идеологии ЛГБТ по российской модели, ужесточении миграционного законодательства, абсолютном запрете абортов.

Любой подобный вопрос, внесенный на повестку парламента, разделит оппозиционные партии - в отличие от ПиС. Получившие 30 мест "крестьяне" заявили, что не допустят "опасных поворотов ни вправо, ни влево".

Это грозит опасностью также в украинском вопросе, вызывающем в последние годы не меньше эмоций, чем права сообщества ЛГБТ.

Укрепившую свою политическую силу оппозицию можно будет легко загнать в угол простой резолюцией, в очередной раз призывающей Киев повиниться за прошлое. Одиннадцать националистов в 460-местном парламенте зададут тон, часть оппозиции попробует возразить и будет обвинена в предательстве сначала националистами, потом - партией власти и, наконец, "своими". Начнется долгая дорога покаяния вступившихся за Киев в СМИ. Это покажет слабость оппозиции на фоне единомыслия партии власти и сможет разбить даже крепкий "президентский" союз.

Игорь ИСАЕВ - главный редактор портала украинцев Польши PROstir.pl

    Реклама на dsnews.ua