• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Как из Путина вместо Сталина получился Микки Маус

Советский его двойник - в скучном пиджаке, с казенными шуточками и без тени диснеевского обаяния
Коллаж "ДС"
Коллаж "ДС"
Реклама на dsnews.ua

Путину очень хочется выглядеть Сталиным. И ему постоянно льстят в этом смысле. Кто - с искренним возмущением, кто - с явным подхалимством. Он действительно пытается играть из себя Сталина - поигрывает мускулами, друг физкультурников и корифей всех наук, а последнее время - изо всех сил старается выглядеть патриархом и "отцом нации".

Он очень усерден в своем подражательстве - и, возможно, не его вина, что получается фарс. А что еще может получиться, когда недалекий и не слишком успешный чекист поучает, дает оценки, журит и шутит? Последнее время публике от него просто отбою нет - новости пестрят Путиным. Путин сказал то, Путин заявил это, Путин посетил, Путин отметил, Путин встретился с..., Путин осмотрел... Он дает советы историкам, как им писать историю. Он дает советы географам, как им преподавать географию. Он скромно называет "коллегами" всех - дипломатов, ученых, писателей, журналистов. Он распространяется о любви и смысле жизни с ноткой сентиментальности и грусти в голосе. Он говорит банальщину, он городит чушь, он лжет - но главное, что камеры снимают, а девушки в первом ряду строчат в блокнотик. Целая страна подставляет животик под путинский поцелуй.

Чем не Сталин? Да ничем, по сути. Частота, с которой Путин появляется на публике, безудержность, с которой он сорит словами, отдаляют его от Сталина на световые годы. Сталин был страшно далек от народа - его видели только издалека и изредка, его речи были редкостью. Если коммунистическая идея заменила народу Бога, то Сталин был архангелом и являлся людям только в крайних случаях и в случаях, установленных миропорядком - на съездах партии, например, когда "двое или трое собирались во имя". И когда он произносил свое знаменитое "Братья и сестры!", народ обмирал, охваченный священным трепетом.

Чем не Сталин? Да ничем, по сути. Частота, с которой Путин появляется на публике, безудержность, с которой он сорит словами, отдаляют его от Сталина на световые годы

Путин избрал другой путь - путь "публичного человека", путь "звезды". Кто-то посоветовал однажды серому, неинтересному ни внешне, ни внутренне человеку путь к сердцам миллионов. Этому человечку эти сердца были крайне необходимы - потому что его как раз тащили и проталкивали на высокий пост, на котором он должен был хотя бы слегка нравиться людям. А лучше - чтобы они его полюбили. "Звезду", как любил говорить один известный музыкальный продюсер, "можно сделать из табуретки" - дело техники и технологии. Вся российская попса с перестроечных времен и по сей день катится по одним и тем же рельсам - искусственные проекты, штамповка "фабрик звезд". И Путин не стал исключением. Просто именно эта "табуретка" подвернулась Березовскому с Гусинским, когда надо было кем-то заменить Ельцина.

Изначально Путин делал ставку на "маленького человека". Т.е. тот, кто был его продюсером, оказался мастером табуретного дела и хорошо знал своего потребителя. Россия так и не выросла из гоголевской шинели - она по-прежнему состоит из подавляющей массы "маленьких людей". Успех Путина в этом окружении был обеспечен - достаточно было показать этому "маленькому человеку", что они с новым лидером страны одного поля ягоды. Он снискал любовь публики своими плоскими шутками, неумением носить дорогие костюмы, склонностью к убогой фене, усвоенной из анекдотов и кинокомедий. Он первым предложил публике панибратство, интонацию дворового пацана, образ "своего парня". Он добился успеха - большинство простых россиян готовы в любое время похлопать его по плечу, выпить по пятьдесят и между собой называют своего национального лидера просто "Вовка". Он для них - "родной". Ну, вроде как Филя Киркоров - только без понтов.

Это был, конечно, хороший ход - заставить публику полюбить своего лидера. Ведь любовь зла, безусловна и иррациональна, она принудит к чему угодно. Но одного не учел "великий Рок и великий Ролл" - власть в России сильна только тогда, когда она сакральна. Сталина любили и боялись. Его никто не осмелился бы хлопать по плечу. Тем более, называть - даже на кухне - "Иоськой". Как только лидер в России лишался священного ореола - политическая система давала трещину. Брежнев стал для советских людей Леней - и даже Андропов уже не смог ничего починить. Ельцин стал "Борей" - и вот вам "крупнейшая геополитическая катастрофа". Теперь вот "Вовка".

Реклама на dsnews.ua

То, что Путин именно сейчас так зачастил навстречу своим почитателям и поклонникам, может говорить о многом. Например, о том, что он стареет - любая звезда, даже если она не балерина, этого боится пуще чумы и войны. Или о том, что дела идут неважно - альбомы плохо продаются, рекламы в сериале становится все меньше, т.е. надо устраивать промо-тур и поднимать рейтинги или придется сворачивать проект. То, что Путин теперь находит время поговорить с учителями географии о смысле жизни - хорошая новость для нас. Это может означать, что путинские проекты идут совсем не блестяще, что его творческие планы проваливаются.

Путину очень хотелось быть Сталиным. И не только ему, наверное. Но не сложилось - то ли изначально была выбрана неправильная стратегия продвижения "проекта Путин", то ли сам Путин оказался неподходящей для этого образа "табуреткой". Из Путина вместо Сталина получился Микки Маус. Советский его двойник - в скучном пиджаке, с казенными шуточками и без тени диснеевского обаяния.

    Реклама на dsnews.ua