• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Клуб диктаторов. Зачем Эрдоган в Минске открыл мечеть

В Минск впервые с официальным визитом прибыл президент Турции Реджеп Тайп Эрдоган. На фоне ухудшения международного и экономического положения России Беларусь и Турция, в свою очередь тоже переживавшие разные стадии отношений с РФ, пытаются использовать друг друга
Реклама на dsnews.ua

В столицу Беларуси Эрдоган прилетел с супругой. Однако несмотря на насыщенную программу визита - встреча с Александром Лукашенко, открытие мечети, участие в белорусско-турецком инвестиционном форуме - глава РБ встречать их в аэропорту не стал. То ли ввиду невозможности также явиться с первой леди, то ли ввиду чрезвычайной занятости, то ли заранее подчеркивая свое скептическое отношение к предстоящей встрече. Так или иначе, но у трапа самолета гостей встречал премьер-министр Андрей Кобяков.

Стоит отметить, что появление Эрдогана в Минске было запланировано еще в то время, когда Турция была в ссоре с Россией, и была перенесена на неопределенное время из-за попытки государственного переворота. Однако нельзя сказать, чтобы лидеры государств руководствовались в данном случае исключительно "российским фактором". Хотя и не исключено, что в момент приглашения Эрдогана Лукашенко хотел продемонстрировать Кремлю и миру некоторую строптивость. Тем более, что тогда же он назвал президента Турции другом.

Однако на самом деле, разругавшись в середине 90-х годов прошлого века с Западом, Александр Григорьевич периодически и до этого искал возможности сближения со странами другой части света. Ведь, как известно, лидеры мусульманских стран, Китая и так далее никогда не интересуются тем, как соблюдаются права человека в странах-партнерах. Более того, официальный Минск даже претендует на статус наблюдателя в Организации исламского сотрудничества.
При этом нельзя не отметить, как изменились имиджи Лукашенко и Эрдогана в глазах Евросоюза. Недавнему "последнему диктатору Европы" оказалось достаточно освободить политзаключенных, как с него сняли санкции. Дальше - больше. Приняв у себя "нормандскую четверку" и проводя в Минске встречи рабочих групп по урегулированию ситуации на Донбассе, Лукашенко еще и предстал как миротворец.

С Эрдоганом история противоположная. Еще недавно страна - кандидат в ЕС и член НАТО благодаря действиям своего главы по максимальному закручиванию гаек, ускоренно вырастает в нового монстра, на фоне которого Лукашенко представляется едва ли не образцом демократии.

Вышеперечисленное, впрочем, не мешает главе Беларуси публично говорить о сходствах двух режимов и клясться в верности избранному курсу. "У нас практически нет политических разногласий. У нас единый взгляд на международную повестку дня. Очень хорошие отношения по дипломатическим каналам", - заявил Лукашенко сегодня, когда к нему в резиденцию привезли турецкого лидера.

Впрочем, за политесом не скрывал Александр Григорьевич главного - экономические достижения двустороннего сотрудничества скромны.
Так, по данным Государственного таможенного комитета Беларуси, белорусский экспорт в Турцию за восемь месяцев текущего года составил только 53,1 млн долларов, то есть, сократился по сравнению с тем же периодом прошлого года почти вдвое. Импорт же из Турции вырос до 438,6 млн долларов. Очевидно отрицательное сальдо для Беларуси.

"Уверен, что в результате вашего визита мы способны подняться еще на одну ступень в развитии наших отношений", - говорит Лукашенко.
"Да, торгово-экономические отношения у нас немного отстают от наших личных, межгосударственных отношений, - соглашается Эрдоган, - Но даже в этой части также динамика положительная и существует хороший прогресс. Думаю, что за короткий срок мы сможем поднять товарооборот до $1 млрд, и это не так сложно", - считает турецкий лидер.

Реклама на dsnews.ua

Отметим, что в составе турецкой делегации в Минск приехали около 200 представителей и руководителей крупнейших компаний этой страны. На упомянутый бизнес-форум, в свою очередь, зарегистрировалось порядка 300 белорусских компаний.
Между тем, белорусские эксперты наблюдали за происходящим с нескрываемым скепсисом.

Так, экономический обозреватель Ирина Крылович считает, что визит Эрдогана уже не очень актуален: "Ожидалось, что он приедет в то время, когда у них с Россией было эмбарго на поставку продуктов, теперь ситуация изменилась".

"Но в то же время Беларусь и Турция, конечно, имеют давние торговые и туристические связи и т. д. Правда, "Туркиш Айрлайнз", например, не может уже 10 лет увеличить количество рейсов из Минска. Переговоры-переговоры, но вопрос так и не решается", - добавляет она в комментарии "ДС".

Не верит в революционность встречи белорусов с турками и публицист, писатель Виктор Мартинович. "Эрдоган совершает ту же ошибку что совершили иранцы, предполагая, что если у нас с Россией ЕЭП, то все турецкое говно через белорусский рынок может в РФ хлынуть. Если они хотят организовать здесь производство айрана для того чтобы айраном залить Тюмень и Урал - они обломаются, потому что дело Онищенко живо, и для того чтобы заливать Тюмень, нужно договариваться в Москве, а не в Минске", - комментирует он "ДС".

"Если же они готовы войти во все эти недостроенные стройки, от которых уже даже китайцы отказываются - ну вперед. Только прибыли придется лет 20 подождать. Людей способных это Эрдогану объяснить в его окружении, похоже, нет", - добавляет Мартинович.

Между тем, на вопрос о том, зачем Беларуси Турция, ответы наших собеседников схожи.

"Нам все зачем-то. Когда денег нет совсем и у России на привязи, то конечно же с любой страной пытаемся дружить, чтобы хоть как-то выиграть хоть в каком-то типа геополитическом проекте. К тому же диктаторы они всегда тянутся друг другу, считая, что они поймут друг друга. Вообще, у многих складывается впечатление, что Лукашенко может быть каким-то игроком во взаимоотношениях с Россией, однако на самом деле он, конечно же, самостоятельным игроком не является, и на Путина влиять с точки зрения отношений с другими странами не может. Поэтому это скорее показательные выступления. Вроде как многовекторность у нас, и к нам приезжают президенты", - констатирует Ирина Крылович.

"Тут с двух сторон есть стремление наколоть партнера. В Минске повисли все девелоперские проекты, в которых были русские, катарцы сюда не спешат, где еще денег найти? Это чистый бизнес с белорусской стороны - надежда втянуть в инвестирование нашего "экономического чуда" тех, кто еще о нем не слышал. Европе нужно с Грецией и Испанией разобраться, у ЕС брекзит и капец по всем направлениям. И Турция, конечно, на этом фоне выглядит ах каким крутым инвестором. В свою очередь, сама Турция сильно просела после российских санкций. Они думают, что сейчас в Россию войдут через Беларусь, а Беларусь думает, что они принесут много денег, достроят все эти дворцы, и все будет в шоколаде, а к моменту, когда они прочухаются, их отсюда вынесут так же, как остальных инвесторов выносили", - уверен Виктор Мартинович.

Остается добавить, что при всем авторитаризме Эрдогана, он все-таки не может командовать экономикой своей страны так, как это делает Лукашенко. Лидеры могут обниматься сколько угодно, но президент не волен приказать своим предпринимателям, например, покупать у партнера некачественный белорусский товар. Последний во многих случаях не выдержит конкуренции, поскольку экономика Беларуси давно заморожена в глубоком совке.

Так что, не исключено, что через некоторое время нынешнюю встречу Эрдоган еще вспомнит с отвращением. Если вспомнит вообще.

    Реклама на dsnews.ua