• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Кредит не верну. Как Марин Ле Пен отрабатывает российский долг

Провокационные заявления вождя французских ультраправых направлены на подрыв европейской экономической мощи
фото: Huffington Post
фото: Huffington Post
Реклама на dsnews.ua

Скандальные заявления лидера французского "Национального фронта" Марин Ле Пен в отношении принадлежности Крыма вызвали предсказуемую реакцию украинского общества и власти.

Вместе с тем, следует - увы, далеко не впервые - обратить внимание на то, что украинское правительство (к обществу в этом смысле претензий гораздо меньше) продолжает лишь обороняться или реагировать на свершившийся факт, смиряясь с ролью объекта в мировой политике. Об этом же свидетельствует и фоновый, но стратегически более важный выпад авторства Киссинджера-Пинчука, явно не рассчитывавших попасть в луч пристального общественного и информационного внимания, но пристрастие к PR на престижную внешнеполитическую тематику сыграло с престарелым интриганом и всеми силами старающимся "интегрироваться в глобальную элиту" украинским бизнесменом злую шутку.

Однако вернемся к Ле Пен как к более локальной проблеме. Вряд ли стоит сомневаться, что запрет на въезд в Украину мог вызвать у французской популистки какую-либо иную реакцию, кроме сарказма. Ведь в ее представлении Украина - это конец географии, а Франция - "великая держава", которая (если бы в дверь такого междусобойчика не вставляли ногу возродившиеся тевтоны) делила бы Европу с другой "великой державой", Россией. Тем более, с учетом довольно высокой ликвидности тех плясок в ушанке с балалайкой, которые отплясывают иные замученные законодательной прозрачностью избирательных кампаний европейские политики. 

И все же, если на время вынести за скобки набившие оскомину сетования украинских чиновников и олигархов на отсутствие у них средств для защиты и продвижения за рубежом (и даже в приоритетном для нас регионе мира - Европе), то можно увидеть, что Марин Ле Пен является крайне уязвимым персонажем.

Во-первых, хотя для терроризируемого Ле Пен и ее коллегами по глобальному политическому троллингу обывателя это может показаться удивительным, но формально лидер ультраправых вовсе не является влиятельным французским политиком. Ле Пен - всего лишь депутат Европейского парламента, который все, кроме Германии, "великие державы", входящие в ЕС, еще недавно считали отстойником для политических маргиналов и пенсионеров. В 2012-м она оказалась третьей по результатам президентских выборов, но эти голоса, по сути, просто пропали. "Первое место" фронтовиков на выборах в ЕП - это чуть меньше четверти голосов пришедших на второстепенные выборы французов. На местных выборах год назад "Фронт" не смог победить ни в одном регионе, хотя и получил 27% и 6,8 млн голосов. И даже сегодня, когда на Ле Пен работает болезненная истерика западных СМИ, дела ее вовсе не так хороши, как могли бы быть.

Согласно опросам Ipsos на первую неделю декабря только что завершившегося года Ле Пен продолжает находиться в том же диапазоне 24-25%, уступая лидерство республиканцу Франсуа Фийону. При этом оба ключевых кандидата, претендующие на голоса левых избирателей - Мануэль Вальс и Эмманюэль Макрон вместе набирают не менее 30%. И это - за четыре месяца до выборов.

Во-вторых, заметьте, только Ле Пен угораздило "вляпаться" в продолжающий развиваться скандал с фактически прямым финансированием ее партии иностранным государством. Более того, бюрократическая инерция заболоченных институтов власти в Москве буквально с начала года стала чувствительно подставлять эту путинскую любимицу, как будто не вникая в франко-российские расклады.

Реклама на dsnews.ua

Еще с 26 декабря российское Агентство по страхованию вкладов (к слову, само находящееся в крайне сложной финансовой ситуации) пытается взыскать в суде кредит, выданный французской партии "Народный фронт", который переуступил Первый чешско-российский банк (ПЧРБ). Кредит был выдан осенью 2014 года ПЧРБ и составил €9 млн. До даты отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций права требования по кредитному договору французской партии "Национальный фронт" уступлены банком третьему лицу. В настоящее время агентство указанную сделку оспаривает в судебном порядке. Возможно, конечно, что таким образом Путин сигнализирует, что уже списал Ле Пен и ставит на более предсказуемого бюрократа Фийона. Но, скорее всего, это обычное проявление российского головотяпства. И если левые и правоцентристские французские СМИ примутся за Ле Пен всерьез, то ей несдобровать.

Но разве в ее шкафах только это? Ведь, в-третьих, недавний визит племянницы лидера партии Марешаль Ле Пен - а, между прочим, она является одним из всего лишь двух членов Национальной Ассамблеи от "Национального Фронта" - в Вашингтон, мог иметь и другие цели, нежели консультации с политтехнологами кампании Трампа (как это подавалось более или менее официально). Нельзя не связать этот визит с другим свежим заявлением мадам Ле Пен-старшей. А именно - о ее планах, в случае победы на весенних президентских выборах - выхода Франции из еврозоны.

Как раз этот риторический маневр - даже с оглядкой на то, что лидера "Национального Фронта" нельзя заподозрить в излишнем интеллектуализме - выглядит крайне деструктивно. В частности, потому, что такое обещание кандидата в президенты, который претендует на выход во второй тур - как нельзя лучше удовлетворяет конспирологическим теориям о якобы существующих тайных планах американской элиты по разрушению европейского проекта.

Авторы подобных теорий, не без влияния российских "кассандр" от геополитики - всерьез размышляют о конкуренции между США и ЕС, несмотря на то, что европейские события последнего года, как минимум на брюссельском уровне, демонстрирующие глубокий кризис союзной управляемости - свидетельствуют о смехотворности подобных подозрений.

При этом, несомненно, провокационные заявления Ле Пен направлены, сознательно или нет, на подрыв европейской экономической мощи. Причем в период, когда экономика еврозоны демонстрирует достаточно устойчивый рост, и даже известные проблемы итальянской банковской системы, похоже, не оказывают на этот процесс заметного влияния. В контексте тех кадровых и идеологических изменений, которые происходят в рамках торгово-экономического блока правительства США, риторика Ле Пен и ее партии как нельзя лучше соответствует интересам агрессивного промышленного капитала Америки. По иронии судьбы, едва ли не наиболее антиамериканская политическая сила Франции оказывается в роли вашингтонского троянского коня, медленно приближающегося к континентальным экономическим воротам в Кале. Парадоксально, но именно от северной части Па-де-Кале избиралась на должности в местном и региональном правительстве и сама Марин Ле Пен...

И вообще - раз уж современное политическое комментирование все сильнее закутывается в дырявый плащ исторической реконструкций - разве не уместно и симпатикам этой очередной представительницы "темного крестьянства" вспомнить о судьбе Орлеанской Девы, чьим порывом почти шесть веков назад так цинично воспользовалась традиционная французская аристократия? В роли такой "аристократии" сегодня вполне способны выступить как Франсуа Фийон, так и оба "красных Мануэля", растаскивающих политическое наследие Олланда и Миттерана.

    Реклама на dsnews.ua