• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

Круче, чем Мао. Чему Путин научил Си Цзиньпина

Несменяемость порождает ощущение вседозволенности, что приводит к диктатуре и культу личности по типу Мао или Сталина
Фото: East News
Фото: East News
Реклама на dsnews.ua

Третий пленум ЦК Компартии Китая 19-го созыва, состоявшийся 26-28 февраля, оказался одновременно и "проносным", и историческим. "Проносным" - потому что сам пленум оказался мероприятием малоинтересным, все принципиально важное произошло накануне. Историческим - потому что произошедшее он легитимировал.

Китайское Ядро

В воскресенье, 25 февраля, китайские СМИ сообщили, что "ЦК КПК предложил убрать из Конституции страны фразу о том, что председатель и заместитель председателя КНР "могут занимать должность не более двух сроков подряд"".

Фактически это означало одно: пленум неизбежно поддержит спущенное сверху - из Политбюро - решение. В противном случае подобная утечка просто не состоялась бы. Теперь осталась малость: следом за пленумом инициативу должна поддержать намеченная на начало марта сессия высшего законодательного органа КНР - Всекитайского собрания народных представителей (тогда же состоится сессия главного совещательного органа в системе китайских политических институтов - Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая).

Не приходится сомневается, что все эти органы предложат-порекомендуют-изберут Председателем КНР нынешнего лидера страны Си Цзиньпина. Ведь снятие ограничения на количество сроков пребывания на этом посту - не единственное потенциальное изменение в конституции страны. В преамбуле этого документа появится, скорее всего, и упоминание о том, что китайский народ будет руководствоваться не только "марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина", но и "идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи".

То есть нынешний китайский лидер станет третьим, чье имя будет вписано в основной закон КНР точно так же, как оно было вписано в Устав КПК на октябрьском съезде партии. И при этом вторым, кто будет упомянут в этих документах, еще прибывая у власти (Дэн Сяопин удостоился этой чести, уже отойдя от дел).

И, по всей видимости, через пять лет формальные "выборы" председателя Си повторятся снова. Ведь еще одним аргументом в пользу того, что Си Цзиньпин решился на слом существующей системы передачи власти "следующему поколению руководителей", стало присвоение ему в прошлом году неофициального титула "Сердцевины" или "Ядра китайской системы". Этим нынешнего руководителя КНР поставили даже выше основателя страны Мао Цзэдуна, которого называли "Кормчим", хоть и великим. Ведь шкипер и тем более рулевой на судне может меняться. А признанный "Ядром" Си Цзиньпин поднялся до уровня "национальной идеи", как перед этим сделал его сосед и в какой-то степени прототип Владимир Путин. Ведь, как известно из высказывания одного из главных идеологов Кремля, занимающего сейчас пост председателя Государственной думы, Вячеслава Володина "Есть Путин - есть Россия, нет Путина - нет России".

Реклама на dsnews.ua

Кроме изменений в китайской идеологии, есть и другие доказательства того, что Си Цзиньпин не собирается оставлять высшие властные посты после истечения двух сроков пребывания на них. ДС уже писала о "наследии" прошлогоднего XIX съезда КПК. Основным его политическим результатом стало нарушение традиции кооптации в состав высших партийных руководящих органов - Политбюро ЦК КПК и его Постоянного комитета - представителей "нового поколения руководителей". То есть двух партийных функционеров в возрасте около пятидесяти лет, которые, проработав следующие пять лет в составе этих органов, могли бы дорасти до должностей генерального секретаря ЦК КПК (этот пост традиционно совмещается с постами Председателя КНР и главы Центрального военного совета КНР) и главы Государственного совета (правительства) Китая. А потом, проработав на этих постах положенные два срока и достигнув возраста китайской "политической пенсии" (69 лет), уступить их следующему "поколению", как это сделали команды предыдущих руководителей КНР - Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминя.

Рецепт диктатуры

Съезду и назначению им руководства партии предшествовали еще два важных процесса. Первым стала широкомасштабная антикоррупционная кампания, в ходе которой за решетку попали около 278 тыс. китайских чиновников. Одним из них оказался и глава Чунцинского горкома партии Сунь Чжэнцай, которого называли одним из наиболее вероятных преемников Си Цзиньпина или Ли Кэцяна - премьер-министра страны. То есть один из двух главных представителей "шестого поколения" руководителей надолго (а с учетом потенциального пожизненного правления товарища Си - навсегда) выбыл из игры. Второй потенциальный "наследник", которого видели претендентом на высшие посты в 2022-2023 гг. - глава партийного комитета провинции Гуандун Ху Чуньхуа, - также не вошел в состав Постоянного комитета, хотя и остался в самом Политбюро и даже в числе претендентов на пост одного из вице-премьеров правительства.

Вследствие этого нынешнему руководству КНР как бы некому стало передавать власть на следующем партийном съезде 2022 г. из-за кадрового голода. Одним из способов его обеспечения, кстати, стала борьба с коррупцией, сильно ослабившая ведущие китайские кланы "комсомольцев" и "шанхайцев" (к ним принадлежали два предыдущих Председателя КНР), конкурирующие с сицзиньпиновским кланом "принцев" - выходцев из семей высшей партийной номенклатуры времен Мао. К тому же антикоррупционная кампания затронула и силовые структуры, значительно усилив их подконтрольность нынешнему китайскому лидеру. Вследствие чего желающих противиться его нововведениям и амбициям существенно поубавилось.

Вторым важным предсъездовским процессом стала медийная обработка общества тезисами о том, что "ограничения по возрасту - обычай, а не правило" (действительно, в уставе КПК нет ни возрастных, ни сроковых ограничений для кандидатов на пост генсека), и о том, что "с учетом развития современной медицины важны навыки человека, а не его возраст". Как теперь это уже очевидно, целью было примирение китайцев с мыслью о третьем сроке Си Цзиньпина, который родился 15 июня 1953 г., а значит, к началу следующего очередного партийного форума (осень 2022 г.) уже достигнет возраста "политической пенсии".

К тому же китайцев убеждали еще и в том, что для завершения начатых Си Цзиньпином реформ понадобится не пять лет его следующего срока, а никак не меньше семи. Что, конечно же, просто обязывало народ и партию довериться своему лидеру хотя бы на третью пятилетку. Партию, как видно из предложений ЦК, убедить уже удалось, да еще и настолько, что она согласилась на создание (также путем внесения изменений в конституцию страны) Государственного надзорного комитета. А этот новый орган может стать рычагом давления Си Цзиньпина в качестве Председателя КНР, то есть государственного деятеля, на товарищей по партийной элите.

Хотя на ближайшее время китайскому лидеру хватит и Центральной комиссии по проверке дисциплины - партийной спецслужбы, обладающей возможностями похищать подозреваемых и даже пытать их в секретных тюрьмах. Ведь именно на нее приходятся основные свершения антикоррупционной компании Си Цзиньпина. А вот если ее руководство надумает выйти из-под контроля товарища Си, то будет урезонено новым государственным органом.

Китайский Брежнев

Подобная концентрация власти Си Цзиньпином и перспективы его пожизненного правления вызывают у китайских и зарубежных экспертов противоречивые впечатления. С одной стороны, говорится о важности начатых им реформ, таких как усовершенствование экономики и Национально-освободительной армии Китая, сокращение катастрофических долгов госкомпаний и местных правительств, ну и, конечно же, довольно успешная борьба с коррупцией и межклановой грызней в китайской элите.

Отмечается и то, что Си Цзиньпин не стал полностью полагаться на свой клан "принцев", а сформировал команду (как это видно по составу назначенного в октябре наивысшего партийного органа - Постоянного комитета Политбюро) из представителей разных кланов. Все это, по словам оптимистов, способно спасти КНР он возможных экономического застоя или даже кризиса.

Пессимисты же делают ударение на отходе Си Цзиньпина от принципов "архитектора китайских реформ" Дэн Сяопина, одним из которых и была сменяемость поколений на высших государственных постах. Они предрекают возвращение не только к несменяемости власти времен Мао, который оставался на наивысшем в китайской иерархии посту генсека КПК, несмотря на то, что в последние годы жизни сильно болел. Это, по их мнению, не самая большая опасность, хотя именно "геронтократизацию" власти в брежневские времена Дэн Сяопин считал причиной краха СССР.

Риск в том, что несменяемость порождает ощущение вседозволенности, что приводит к диктатуре и культу личности по типу Мао или Сталина. А это часто выливается как во внутренние репрессии несогласных с курсом "вождя", так и во внешнюю экспансию, часто направленную на отвлечение своего населения от проблем внутри страны. И Си Цзиньпин сделал "пробы пера" на каждом из этих направлений. Ведь кроме антикоррупционной кампании, ослабившей его конкурентов внутри страны, уже во время первого его пятилетнего срока Китай пошел на эскалацию территориальных конфликтов со многими соседями. 

    Реклама на dsnews.ua