• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Персона недели. Ник Вуйчич и Другие

Когда кто-то изначально обреченный оказывается на вершине успеха — это характеризует не только и не столько его, сколько общество, которое его окружает
Фото: Shutterstock.com
Фото: Shutterstock.com
Реклама на dsnews.ua

Начнем, пожалуй, с нескольких цитат из официальной биографии. Ник родился без рук и без ног. Даже представить невозможно, через какие моральные и физические муки пришлось пройти ему и его родителям. Но эти люди не сдались, и Ник Вуйчич стал одним из самых знаменитых христианских проповедников мира. Своим примером он каждый день вселяет веру и надежду в сердца миллионов людей по всему миру.

Из всех конечностей у Ника имелась только часть стопы, с помощью которой он научился делать многие вещи - ходить, плавать, писать, кататься на скейте. Родители Ника добились того, чтобы их ребенок учился в обычной школе, и Ник Вуйчич стал первым ребенком-инвалидом, обучавшемся в обычной австралийской школе.

В детстве Нику было очень трудно, он остро переживал одиночество и свое отличие от всего мира, часто думал, зачем же он вообще пришел в этот мир. В восемь лет Ник попытался покончить жизнь самоубийством - он нырнул в ванну и хотел захлебнуться. Но не смог. Он подумал о родителях, которых очень любил и которые его очень любили. Он подумал, что родители никогда не смогут простить себе его смерти, всегда будут считать, что это они виноваты в том, что Ник решил уйти из жизни. Он не мог допустить этого. Ник больше никогда не пытался убить себя, но часто думал о своем предназначении в этом мире.

Собственного говоря, этого достаточно. Можно приступать к изучению феномена Ника Вуйчича, чтобы понять, как и почему у него получилось то, что получилось. Потому что внешний успех действительно невероятен. Особо дотошные могут посмотреть фильм Вуйчича "Цирк бабочки" - он есть на "Ютубе". Но это не обязательно. Все, что нужно было сказать, уже сказано в тексте.

Когда рядом люди

У Ника Вуйчича не было полноценных конечностей, что, несомненно, было трагедией. Но у него было полноценное социальное окружение. Были родители, которые не отказались от него, причем не только по причине высоких моральных качеств, но и потому, что располагали приемлемым для такого решения уровнем жизни. Была община евангельских христиан, обеспечившая родителям моральную поддержку. И, вероятно, не только моральную. Была школа, которая приняла ребенка-инвалида и обеспечила ему возможность учиться, а также приемлемое отношение детей и учителей. А это немало: давайте на минуту представим Вуйчича в советской школе, куда он попал бы, доведись ему родиться в СССР в том же 1982 г. (впрочем, он туда бы не попал ни при каких обстоятельствах - интернАД для инвалидов был бы вершиной его жизненного успеха). Или в нынешней школе. Например, в России. Впрочем, не будем брать совсем уж запредельные случаи - пусть в Украине. Представим его по дороге в школу и из школы. И в тысяче других ситуаций. Представим его в храме УПЦ МП. Спокойно вспомним отношение к инвалидам в нашем постсоветском обществе и просмакуем, продумаем до деталей каждую из таких ситуаций.

Представили? Превосходно. Хотя, вероятно, и противно. Мне лично было противно, я ведь тоже их представил. Я - честный повар и пробую на вкус все, что предлагаю читателю. Впрочем, у меня есть для читателей и кое-какое утешение: и в СССР, и в любой из постсоветских стран Вуйчич, вероятно, прожил бы недолго. Во всяком случае, он почти гарантированно не дожил бы до такого возраста и уровня развития, когда захотел бы осознанно покончить с собой. Собственно говоря, оно и к лучшему. Потому, что ванны, чтобы попробовать утопиться в ней, в его распоряжении тоже, скорее всего, не было бы. А топиться в выгребной яме - как-то знаете ли... Ну, в общем, вы меня поняли.

Реклама на dsnews.ua

Побег из интернАДа

Все это, несомненно, очень многое говорит об обществе, где родился Вуйчич. С конечностями ему не повезло, зато с местом рождения все сложилось более чем удачно. Он родился среди людей, а не среди "строителей нового мира", утративших в азарте строительства человеческий облик.

Чтобы разница была понятнее, я обращусь к истории "советского Вуйчича" - Рубена Гальего, тоже инвалида с детства, хотя и значительно более легкого, чем Вуйчич - паралитика с тяжелым ДЦП. На Западе, к слову, это лечат - и лечат успешно. Но в СССР и в пост-СССР в приоритетном порядке решались и решаются другие задачи. Так что особой разницы в физическом положении Вуйчича и Гальего не было - у одного конечности отсутствовали вовсе, у другого имелись, но они не работали. Гальего, как и Вуйчичу, достались два работающих пальца. С помощью которых он сумел выбраться из безнадежного, смертного интерната, выжить, добраться из СССР до Испании и написать несколько книг. Впечатляющий результат. Лично меня он впечатлил даже больше, чем Вуйчич,  - в отличие от Ника у Рубена не было доброжелательного окружения. Впрочем, вот цитата из автобиографической книги "Белым по черному".

"Я - маленький мальчик. Ночь. Зима. Мне надо в туалет. Звать нянечку бесполезно. Выход один - ползти в туалет. Для начала нужно слезть с кровати. Способ есть, я его сам придумал. Просто подползаю к краю кровати и переворачиваюсь на спину, опрокидывая свое тело на пол. Удар. Боль. Подползаю к двери в коридор, толкаю ее головой и выползаю наружу из относительно теплой комнаты в холод и темноту. Ночью все окна в коридоре открыты. Холодно, очень холодно. Я - голый. Ползти далеко. Когда ползу мимо комнаты, где спят нянечки, пытаюсь позвать на помощь, стучу головой в их дверь. Никто не отзывается. Кричу. Никого. Может быть, я тихо кричу. Пока добираюсь до туалета, замерзаю окончательно. В туалете окна открыты, на подоконнике снег. Добираюсь до горшка. Отдыхаю. Мне обязательно надо отдохнуть перед тем, как ползти назад. Пока отдыхаю, моча в горшке обзаводится ледяной кромкой. Ползу обратно. Стаскиваю зубами одеяло со своей кровати, кое-как заворачиваюсь в него и пытаюсь заснуть".

И никаких возможностей утопиться в ванне - за отсутствием таковой как опции. Кстати, книгу Гальего очень рекомендую к прочтению всем, кто хочет понять, какие нравы царили в советском обществе в действительности за тонкой пленкой ханжеской благопристойности. Избавляет от иллюзий и весьма впечатляет. И многое дает для понимания истоков нынешнего, уже, вероятно, окончательного и безвозвратного, расчеловечивания россиян. Но это отдельная тема. 

Хотя здесь, пожалуй, стоит отметить: этот культ молодости и здоровья на фоне исключения из жизни - во всех смыслах - тех, кто не соответствовал установленным критериям полноценности, типичный признак тоталитарных режимов ХХ в., много-много раньше привел к краху Спарту.

И еще одна цитата из Гальего - из его интервью. "Обычный, нормальный инвалид со средними способностями вполне может выбрать именно науку в качестве области приложения своих жизненных устремлений. Человек, ограниченный физическими рамками тела, поневоле становится наблюдателем. Если моторная деятельность тела сильно ограничена, то для интеллектуальной преград нет. При современном развитии компьютерной техники многие вполне здоровые люди добровольно обрекают себя на неподвижность перед экраном компьютера. Инвалиду же, для которого неподвижность не добровольный выбор, исследовательская работа подходит по слишком многим параметрам. Впрочем, подходит любая деятельность, предлагающая возможность финансовой независимости и социальной интеграции. Российское общество, а во времена моей юности оно еще гордо именовало себя советским, не могло предоставить мне возможности получить образование. Более того, утвержденный государством план для таких, как я, заключался в изоляции нас от внешнего мира. Испания принимает меня как гражданина своей страны, Россия - отторгает".

Что касается Вуйчича, то после школы, в 21 год, он окончил Университет Гриффита в Брисбене, где получил степень бакалавра коммерции в области бухгалтерского учета и финансового планирования.

Вуйчич как проект

Когда фразу "неисповедимы пути Господни, и Бог любит каждого из людей" произносит обычный проповедник - это избитая банальность. Из уст Ника Вуйчича она звучит гораздо убедительнее. Что сразу же превращает его в привлекательный актив, в который есть смысл вкладывать деньги. Во-первых, новообращенные. Вуйчич - евангелистский проповедник. Новообращенные - это деньги. На выступления Вуйчича продают билеты. Это деньги. Всемирная слава Вуйчича обеспечивает продажу его книг. Это деньги. Вуйчич - успешный бизнес-проект и социализирован именно в качестве бизнес-проекта. Именно по причине успеха своего бизнес-проекта он так счастлив.

В принципе, это тот же цирк уродов (увы, это слово в русском языке безнадежно испорчено негативными коннотациями, но в этом контексте таковых нет), показанный в фильме Вуйчича, но развернутый несколько под другим углом. Это очень позитивный цирк радостного урода, сумевшего преодолеть изоляцию, вызванную его уродством. Сумевшим найти свою нишу, состояться социально (и финансово) и быть в связи с этим счастливым. Честь ему и хвала за его мужество. Им можно - и нужно - восхищаться. Но все же не лишне держать при этом в уголке сознания поправку на то, что перед нами именно цирк. Как ни цинично это звучит, но это именно так. А цирк немного отличается от реальной жизни. Хотя, конечно, может послужить вдохновляющим примером - отчего бы и нет?
Да, и еще одна деталь. Послание Вуйчича - а все его книги и выступления, как и сама его жизнь, это именно послание,  - обращенное ко всем нам, состоит из двух частей. Первая его часть очевидна. Это призыв к личному мужеству и поиску своего места в жизни в любых, самых сложных ситуациях. Возможно - и даже наверняка, пример Ника Вуйчича многим помог в трудный момент жизни.

Вторая половина его призыва более важна, чем первая. Хотя и менее заметна. Вторая - это разговор о ценности любой человеческой жизни. О сплоченности и готовности помогать друг другу. Собственно говоря, все это и есть гражданское общество.

В нем - в его рамках, и в его ценностях - Вуйчич смог стать мировым явлением и раскрыть свой талант, а человек он, несомненно, очень одаренный и незаурядный. Без этого общества Вуйчич уже давно был бы мертв.

Стивен Хокинг через призму русской культуры

Самый известный ученый, родившийся инвалидом, это, несомненно, Стивен Хокинг. Один из главных создателей современной космологии, обладатель 12 почетных научных званий, действующий (отнюдь не почетный!) руководитель Центра теоретической космологии в Кембриджском университете и автор мирового бестселлера "Краткая история времени". Поскольку издатель сказал Хокингу, что каждая новая формула уменьшает число читателей вдвое, в книге об устройстве пространства-времени, событиях до Большого взрыва и содержимом черных дыр формула всего одна: E=mc2.

Приговоренный врачами к скорой смерти в 21 год, Хокинг не сдался, а мужественно боролся с болезнью - за право жить, думать и творить. Сегодня ему 74, у него трое детей и трое внуков, его называют одним из самых блистательных физиков-теоретиков со времен Эйнштейна, до самого последнего времени он путешествовал по всему миру, выступал с лекциями, озвучил самого себя в "Симпсонах", снялся в 33 телепередачах и фильмах, побывал в условиях искусственной невесомости на тренировочном самолете и не оставляет надежды слетать в космос. При этом Хокинг почти полностью парализован, не может ни ходить ни говорить. Вместо удаленных голосовых связок он использует синтезатор речи, закрепленный на инвалидном кресле. Креслом и синтезатором Стивен управляет с помощью единственной мимической мышцы на щеке, напротив щеки закреплен датчик.

Можно восхищаться мужеством Хокинга. С тем же - и даже большим основанием - можно восхититься обществом, в котором он живет и которое способно дать глубокому инвалиду столь блестящие возможности для реализации своего таланта. А можно, следом за русскими читателями соцсетей, называть Хокинга "уродом" и "человеческим мусором, подлежащим утилизации". В России его, вне всякого сомнения, уже давно бы утилизировали. Два разных мира - две разные жизни.

    Реклама на dsnews.ua