• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

В Багдаде неспокойно. Приведут ли массовые протесты Ирак под крыло Ирана

Через полтора десятилетия после свержения Саддама Хусейна Ирак так и не вышел из системного кризиса. И выхода из него не видно
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Низы не могут, верхи не хотят

Через неделю после начала в стране массовых протестов правительство Ирака выразило готовность частично выполнить требования их участников: запустить первый этап программы по борьбе с бедностью и безработицей. Протестующие возмущены коррупцией, невыносимыми бытовыми условиями, включая систематические отключения воды и электричества, скверной инфраструктурой, массовой безработицей и неэффективностью органов власти. В ходе противостояния с полицией и войсками они подожгли 51 здание и восемь партийных офисов политических сил, хотя едва ли это способно сделать работу власти эффективнее. Впрочем, часть багдадских чиновников на время протестов переселилась в багдадский аэропорт, с тем чтобы в любой момент покинуть страну. Но и это едва ли окажет долговременный эффект.

Словом, поможет ли заявление правительства сбить волну протестов, пока неясно. И вообще, ситуация выглядит странно: зачем, спрашивается, было ждать неделю, пытаясь справиться с массовыми выступлениями, в ходе которых погибло более 100 человек, а еще более 6 тыс. получили ранения, и только потом соглашаться на очевидные и вполне разумные требования?  Хотя, с другой стороны, основным требованием протестующих была отставка премьер-министра Ирака Аделя Абделя Махди, а он пока не собирается уходить.

При этом премьер-министром Ирака, согласно конституции и в рамках соблюдения паритета трех конфессиональных и этнических групп: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов, может быть только шиит, и Махди, естественно, шиит. Но на протест вышли в основном шииты — в Багдаде и на юге страны. Таким образом, религиозной или национальной подоплеки  в неприязни к Махди не просматривается. Иракцы протестуют исключительно против невыносимых условий жизни. Так почему же Махди не начал делать то, что пообещал еще год назад, когда занял пост премьера? И почему до того, как он согласился выполнить требования протестующих хотя бы частично, полиция неделю травила их газом и расстреливала боевыми патронами? Впрочем, МВД это отрицает, как и причастность к нападениям на багдадские редакции ряда местных и международных СМИ. Что мешало сразу согласиться начать борьбу с бедностью и безработицей, которая является прямой и очевидной обязанностью премьера?

Протесты

Протесты начались 1 октября и очень напоминали события 2016 г., развиваясь по тому же сценарию. Сначала взбунтовались девять южных шиитских провинций, наиболее пострадавших в ходе военных действий 2003 г., затем Багдад, потом стали возмущаться курды в провинции Киркук на севере Ирака. Причина везде была одна — невыносимая экономическая ситуация и отсутствие позитивных перспектив.

Протестовать вышла в основном молодежь. Власти попытались разогнать митингующих, а когда это не получилось, отключили интернет на 75% территории страны. Но такая попытка помешать протестующим согласовывать свои действия не сработала — протест носит по большей части спонтанный характер, без явных лидеров, сильно напоминая протесты "желтых жилетов" во Франции.

Реклама на dsnews.ua

Похожие протесты, хотя и меньших масштабов проходили и в прошлом году в Басре. Впрочем, протесты в Ираке происходят, по сути, в режиме нон-стоп, то спадая, то возрастая. Детонатором нынешней их волны стало снятие с должностей нескольких известных военных, заслуживших уважение в ходе конфликта с ИГИЛ 2013–2017 гг., который, впрочем, с тем же успехом можно назвать и гражданской войной. Но эти кадровые решения стали только последней каплей. Причины же лежат на поверхности: молодежь составляет 60% населения Ирака, а безработица среди молодых людей достигает 17% для мужчин и 27% для женщин. В среднем же показатель безработицы по стране — порядка 10%. При этом иностранные компании — а именно они делают погоду на рынке труда — все чаще предпочитают завозить специалистов из-за рубежа, так что даже наличие востребованной в принципе специальности еще не гарантирует трудоустройства.

Краткая история иракских проблем

На парламентских выборах 2018 г. в Ираке победили исламские партии местных шиитов "Блок аль-Ахрар" и "Альянс Фатах", образовавшие коалицию со светской "Аль-Ватания", Компартией Ирака и исламистским "Альянсом победы" аль-Абади.  Итогом этого сложносоставного союза и стало правительство 77-летнего Махди, опытного иракского политика, в прошлом — вице-президента, а также министра нефти и министра финансов, начавшее работу 25 октября 2018 г.  

За год деятельности нового правительства положение дел заметно не улучшилось. Оно, впрочем, и не могло улучшиться, поскольку иракские проблемы образуют замкнутый круг.

Разгромив и сместив Саддама Хусейна в 2003 г., американская оккупационная администрация во главе с Полом Бремером логично сделала ставку на шиитские элиты, способствуя их продвижению на руководящие должности в Багдаде. Суннитское меньшинство, к которому принадлежал и Хусейн, традиционно составлявшее большую часть политической верхушки, столь же логично ушло в оппозицию и инициировало партизанскую войну, которая и породила ИГИЛ, притом что режим Хусейна был в целом достаточно светским.

Полномасштабная гражданская война началась фактически сразу после ухода американских войск в 2011 г., а в 2013-м ИГИЛ уже перешло в наступление. К 2015 г., когда Багдад начал кампанию по освобождению захваченных ИГИЛ районов, оно контролировало более 90 тыс. кв. км в Ираке и соседней Сирии.

Отбить у игиловцев все города удалось только к зиме 2017 г., но проблема терроризма ИГИЛ остается. Нынешние беспорядки и ответные действия правительства, выразившиеся в стягивании войск с севера на юг, открывают новые возможности для ячеек ИГИЛ, сосредоточенных в основном в провинциях Дияла, Найнава и Салах-эд-Дин.

Но не все просто и с шиитами. Обнищание южных шиитских провинций в ходе войны 2003 г. до сих пор не преодолено — 30% юга страны живет за чертой бедности. Ситуация усугубляется абсолютной коррумпированностью чиновников.  По данным Transparency International, Ирак входит в число самых коррумпированных стран мира, а по информации предшественника Махди, Хайдера аль-Абади, степень коррупции такова, что министры уходят в отставку за взятку, продавая свое место.

Год назад иракцы требовали отставки аль-Абади из-за его неспособности обуздать коррупцию и получили Махди, но ситуация не изменилась ни на йоту. Коррупция ведет к расхищению бюджета, а восстановление и реконструкция Ирака требует огромных средств. В 2019 г. правительство Махди выделило $52 млрд на зарплаты, пенсии, соцобеспечение, но этого недостаточно. Правительство попыталось решить проблему, увеличив налоги на средний класс столичных жителей, что вкупе со смещением популярных военных и стало непосредственным поводом для протестов.

Противостояние США и Ирана

Протестующие среди прочего выражали возмущение иранской поддержкой шиитских вооруженных группировок в Ираке, откровенно кошмарящих всех несогласных с ними. Хотя шиитский вариант ислама исповедуют 70% жителей 38-миллионного Ирака, часть из них выступает за самостоятельный политический курс страны, часть — за сближение с Тегераном. При этом если Махди выражает компромисс между первой и второй позициями, но ближе все-таки к первой, то в случае его ухода в отставку существует большая вероятность прихода уже откровенно проиранского премьера.  Это до некоторой степени укрепляет положение Махди, обеспечивая ему поддержку США и светской части общества, но не решает проблемы в целом.

Общие итоги

Независимо от того, чем завершится нынешнее противостояние, перспективы Ирака выглядят безысходными. Слабое и разделенное гражданское общество не способно выдвинуть новое поколение лидеров, могущих если не покончить с системной коррупцией, то хотя бы потеснить ее. В условиях же всеобщего недовольства экономическим положением радикальные организации — ИГИЛ, проиранские группировки и курдские националисты — всегда будут сохранять заметное влияние и успешно пополнять свои ряды.

    Реклама на dsnews.ua