• USD 39
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Русский пример. Усадит ли ЕС на место "встающую с колен" Польшу

Основным поводом угрожать Польше санкциями стал проект судебной реформы
Фото: /inforesist.org
Фото: /inforesist.org
Реклама на dsnews.ua

В среду, 15 ноября, Европейский парламент после неоднократных предупреждений большинством голосов поддержал резолюцию по Польше, которая может стать началом процедуры введения санкций против нее.

Как уже писала "ДС" за документ проголосовали 438 депутатов, против - 152, 71 воздержался. В нем сказано, что "ситуация в Польше создает явный риск серьезного нарушения европейских ценностей", из-за чего Европарламент, критикуя ухудшение соблюдения норм ЕС, призывает польское правительство уважать верховенство права и основополагающие права, закрепленные в договорах.

Главной причиной гнева евродепутатов стал нешироко освещенный в украинских СМИ марш скандирующих "Долой Бандеру" и "Европа будет белой, или безлюдной" польских ультранационалистов, в котором также участвовали ультраправые из Венгрии и Словакии. Хотя возможно он и стал "последней каплей", переполнившей чашу европейского терпения, так как был упомянут в резолюции как "ксенофобский и расистский марш". При этом в резолюции имеется призыв к Польше уважать право на свободу собраний, который, скорее всего, касается не всего националистического действа, а одной его примечательной детали: на 20 задержанных во время акции 11 ноября ультраправых пришлось 45 задержанных противников марша, вышедших на акцию под лозунгом "За вашу и нашу свободу" (один из главных лозунгов ОУН-УПА, кстати).

Основным поводом для Евросоюза угрожать Польше санкциями стал проект судебной реформы, который вызывает неоднозначные реакции и среди поляков. Подтверждением чему является то, что депутаты Европарламента от польской оппозиционной партии "Гражданская платформа" поддержали начало процесса наложения санкций на сформированное "Правом и справедливостью" (ПиС) польское правительство в соответствии с 7 статьей Лиссабонского договора о ЕС (летом против этой судебной реформы в Польше прошли акции протеста, а также выступило множество общественных и политических деятелей во главе с тремя бывшими президентами страны - Лехом Валенсой, Александром Квасьневским и Брониславом Коморовским).

Не соответствующими европейским ценностям, под которыми Польша подписалась, вступая в ЕС, евродепутаты посчитали поправки к закону о судебной системе. Они увеличивают влияние генпрокурора, меняют порядок избрания судей Верховного суда (предусматривается также возможность их отставки), подчиняют Верховный суд Министерству юстиции и усиливают влияние правительства на назначение судей.

При этом поляков призывают не отменить эти законы, а лишь не вводить их в действие, пока не будут гарантированы основы независимости судов. Поэтому устроенная польскими делегатами от ПиС в Европарламенте истерика о каталонских политзаключенных и росте уровня цензуры в немецких СМИ очень сильно напоминала поведение российских делегатов на различных международных форумах. Ну и закончилась тем же.

Так же, как и России в ПАСЕ, полякам в Европарламенте дали понять, что вступление в организацию действительно ведет за собой определенное ограничение суверенитета КАЖДОЙ вступающей в нее страны. И как другие страны Европы ограничили свой суверенитет дав возможность тем же польским евродепутатам влиять на них, принимая обязательные для всех европейских стран резолюции, так и Польша должна принимать как должное влияние других участников ЕС на себя, а также считаться с ними и с совместно выработанными нормами. Тем более, что силой ее в Евросоюз никто не тянул, а условия, которые она себе выторговала при вступлении и так были беспрецедентно благоприятными. Ну, а если поляки после этого собираются усиливать исполнительную власть за счет других ветвей аж до построения модели, напоминающей авторитарную (контроль исполнительной власти над другими, действительно, одна из главных черт авторитаризма), то силой в ЕС никого "не держат".

Реклама на dsnews.ua

И хотя резолюция Европейского парламента не означает введения санкций против Польши (о чем уже бодро отрапортовали российские СМИ), а только начинает процедуру внесения предложения в Совет ЕС по признанию угрозы верховенству права в Польше (то есть у "Права и справедливости" есть время не только прислушаться к мнению ЕП, но и доказать, если это возможно, конечно, свою правоту), реакция польского правительства оказалась чрезмерно нервной.

Пресс-служба польского Министерства иностранных дел распространила заявление, в котором назвала выводы Европарламента поверхностными, несмотря на то, что "польское правительство предоставляет исчерпывающие письменные ответы на рекомендации Европейской комиссии". Само же решение Европарламента польские дипломаты собираются рассматривать "в качестве политического инструмента давления на Польшу". Они не отбрасывают возможности диалога с ЕП и даже признают его право на принятие таких резолюций ("И на том спасибо", - подумали, наверное, в Брюсселе). "Мы уважаем право Европарламента как представительского органа в ЕС выразить свое мнение. Однако резолюция, принятая ЕП, является односторонним документом, основывается на политической оценке, а не тщательном анализе. Этот подход вредит процессу европейской интеграции, поскольку только приводит к стигматизации государства-члена" - резюмирует ситуацию заявление польского МИДа.

"Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя," - говорил Фридрих Ницше. Украина, конечно же очень благодарна Польше за помощь в борьбе против российской агрессии. Однако в последние годы нам все чаще приходится констатировать, что поведение западного соседа, начинает напоминать поведение восточного. И дело тут не столько в конспирологически-исторических подозрениях в том, что поляки не любят русских за то, что они стала тем, кем не смогли стать поляки. То есть обширной империей со статусом "бастиона христианского мира" на его восточных границах. А во все более четко артикулируемом желании быть хоть немножко "равнее других" если не при принятии важных международных решений, то хотя бы в трактовке их на свой счет.

"Вы должны учитывать нашу национальную специфику," - часто раньше говорили россияне, когда их упрекали в несоблюдении международных норм, например, в области защиты прав человека. Эту риторику радостно подхватывали авторитарные или даже полутоталитарные страны Центральной Азии. Возможно, что-то подобное можно будет скоро услышать и из стран Центральной Европы. Тем более, что о российских попытках влиять на внутреннеполитическую ситуацию в странах этого региона (например, на инспирирование польской активности в противостоянии с Украиной по вопросу "Волынской трагедии"), написано уже немало. И хотя, как уже предполагала "ДС", главным фактором успешности этого влияния является нынешняя "разруха в головах" у многих европейцев, не учитывать его также нельзя.

Будем надеяться, что поляки раньше, чем русские поймут необходимость "соблюдения правил хорошего тона" в международных отношениях. Хотя для Украины эта польская "Фронда" по отношению к ЕС может принести положительные результаты. Ведь не секрет, что Варшава очень сильно "завязана" на экономические отношения с Берлином и на дотации от ЕС. А на следующий день после принятия резолюции Европарламента статс-секретарь министерства экономики ФРГ Уве Бекмайер заявил, что его страна считает необходимой привязку дотационных выплат ЕС к соблюдению европейских принципов правового государства. И в тот же день появилось заявление председателя немецкого "Союза изгнанных" Бернда Фабритиуса, в котором он поддержал установку в Берлине памятника полякам, которые стали жертвами во время Второй мировой войны, но с условием, что и Польше будет установлен памятник немецким гражданским жертвам Второй мировой войны и послевоенной Польши (из Западной Польши было депортировано немецкое население, на место которого заселили в частности украинцев - также жертв депортации, происходившей в рамках акции "Висла").

Подобные действия не только поспособствуют возвращению польских националистов и популистов к более адекватным моделям поведения, но дадут Украине несколько новых аргументов для дискуссий с ними. А также, вполне возможно, помогут наработке Евросоюзом (да и Западом в целом) инструментария для убеждения в неправоте иных желающих чувствовать себя "равнее других" на международной арене (и дело тут касается не только России, но и Китая, который под прикрытием российской агрессии в Украине задирает своих соседей в Южной и Юго-Восточной Азии).

Еще одним положительным уроком для Киева должно стать осознание того, что договора с европейцами следует выполнять в полном объеме, так как позволять "обманывать себя за свои же деньги" Брюссель не намерен.

    Реклама на dsnews.ua