Ученым удалось точно измерить скорость расширения Вселенной

Ученые-астрономы произвели самые точные за последнее время измерения скорости расширения Вселенной с помощью телескопов Gaia и Hubble

По новым данным, постоянная Хаббла составляет 73,5 километров в секунду на мегапарсек, то есть расхождение между уже известными значениями оказалась еще большей, чем считалось ранее, сообщается в журнале The Astrophysical Journal, передает "ДС".

Почти 100 лет назад астрофизик Эдвин Хаббл, наблюдая за далекими галактиками, определил, что они не стоят на месте, а постепенно разбегаются в стороны, причем скорость удаления конкретной галактики прямо пропорциональна расстоянию до нее. Сегодня этот закон называется законом Хаббла, постоянную, которая входит в него, называют постоянной Хаббла.

Группа астрономов под руководством нобелевского лауреата Адама Рисса, который получил премию за открытие ускоренного расширения Вселенной посредством наблюдения далеких сверхновых, "подогрела" это противоречие, получив данные с помощью телескопов Gaia и Hubble. Астрономы подсчитали расстояние до соседних галактик за цефеидами - класса пульсирующих (сменных) звезд (гигантов и сверхгигантов).

Этот класс звезд имеет хорошо установленную зависимость между периодом изменения блеска и звездной величиной - чем ярче звезда, тем медленнее она пульсирует. Если нам известны две звезды, которые пульсируют с одним и тем же периодом, и расстояние до одной из них, то расстояние до другой можно определить по несложной формуле.

Исследователи сравнили абсолютную звездную величину 50 цефеид, высчитанную благодаря телескопу Hubble, с видимой звездной величиной, и определили расстояние до них. Затем ученые уточнили данные с помощью телескопа Gaia, который с большой точностью измеряет параллаксы и собственные движения звезд. Это позволило исследователям откалибровать данные и более точно определить расстояния до цефеид вне нашей Галактикой.

По новым данным, постоянная Хаббла составляет 73,52 ± 1,62 километров в секунду на мегапарсек. Это означает, что галактики, которые мы видим на расстоянии 10 мегапарсек, убегают от нас со скоростью 735 километров в секунду, а галактики, которые мы видим на расстоянии в 11 мегапарсек - со скоростью 808 километров в секунду. Эта величина сильно расходится с данными обсерватории "Планк", ведь несоответствие между полученными различными методами значения постоянной Хаббла составляет более 3,8 сигма.