• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

Война в Ираке может погубить Украину

США и Россия схлестнулись между собой на двух досках — украинской и ближневосточной
Реклама на dsnews.ua

Один из наиболее влиятельных российских аналитиков Сергей Караганов в конце июля опубликовал статью "Избежать Афганистана-2". В ней он утверждает: "У меня нет прямых свидетельств того, что США пытаются устроить нам Афганистан-2. Косвенных, однако, немало. Нынешний баланс настроений в элите США напоминает положение конца 1970-х годов. Тогда униженная и раздраженная поражением во Вьетнаме, нефтяным кризисом, ростом антиамериканизма и на этом фоне усилением соперника - СССР - американская элита довольно умело затянула нашу страну с ее геронтологическим руководством в петлю афганской войны. ...Поражения США, Запада после, как казалось, триумфа 1990-х еще глубже и болезненнее провалов 1970-х годов. Тем сильнее может быть стремление снова отыграться. И пока наиболее удобный способ - втянуть Россию в войну в Украине".

В годы холодной войны, чтобы избежать прямого военного конфликта между собой, США и СССР вмешивались во множество конфликтов на периферии мировой политической системы. В большинстве случаев им удавалось ограничиваться направлением туда военных советников, денег и помощи вооружением. Так они

С точки зрения глобальной политики, быстрый разгром ИГИЛ невыгоден ни России, ни Ирану. Им необходимо втянуть американцев в конфликт с исламистами, направить острие суннитского террора вновь против Запада

действовали во время гражданских войн в Никарагуа, Анголе, Мозамбике, Перу и Конго, конфликтов между Эфиопией и Сомали, Индией и Пакистаном, арабо-израильских войн. Но были и особые случаи, когда одной из сверхдержав удавалось втянуть соперника в локальную войну непосредственно. Американцы вляпались во Вьетнаме. Когда СССР пожинал плоды последовавшего ослабления Америки в 1970-е, его руководство само в силу потери связи с реальностью не сумело рассмотреть риск попасть в такую же ловушку в Афганистане. С самого начала ввода советских войск туда американские стратеги приняли решение, что Вашингтон должен делать все, чтобы война шла максимально долго, истощая Советский Союз вовлечением на довольно второстепенном для него направлении.

Если развивать логику Караганова применительно к ситуации на Ближнем Востоке, то Москве как раз, наоборот, выгодно, чтобы Америка вновь втянулась там в затяжную и безрезультатную войну, из которой с трудом вышла пару лет назад. На практике у Вашингтона даже меньше причин спокойно наблюдать за успехами радикальных исламистов из движения "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), чем у Кремля - за намечающимся разгромом украинской армией боевиков, в немалой степени аналогичных ДНР и ЛНР.

Во-первых, уничтожение боевиками ИГИЛ крайне хрупкого иракского государства, созданного после ухода американцев, приведет к прямому вступлению в войну Ирана на стороне иракских шиитов, чего Вашингтон всегда старался избегать. Во-вторых, бросок исламистов на север, в иракский Курдистан, не только грозит уничтожением ситуативных главных союзников США в регионе, но и поставит под удар успешно развивающиеся масштабные нефтяные проекты Chevron и других американских компаний в районе Эрбиля. Наконец, беспрецедентные зверства исламистов в отношении местных христиан, езидов, шиитов вызвали бурю негодования на Западе. Когда в Youtube распространяют кадры, как журналистам, а тем более детям-христианам отрубают головы, Белый дом не может оставаться безучастным. В итоге американцы при помощи беспилотных летательных аппаратов нанесли серию мощных ракетных ударов по позициям ИГИЛ, которые позволили курдам остановить наступление исламских фанатиков.

Сразу после того, как в начале июля исламисты развернули успешное наступление на Багдад и иракская армия стала сдавать один город за другим, Россия заявила о поддержке официального иракского правительства и начале поставок ему вооружения, включая авиацию. Поскольку погрязшее в коррупции правительство аль-Малики давно утратило доверие Запада, оно с радостью откликнулось на предложения Кремля. Для Владимира Путина такой официальный шаг является логичным развитием российской линии последних лет на Ближнем Востоке. Кремль давно делает ставку на шиитов - как в Иране, так и в других странах, а также поддерживает авторитарные светские режимы в Сирии и Египте. Если несколько лет назад "арабская весна", казалось, выкинет Россию из региона, то крах надежд на демократизацию Ближнего Востока закономерно усилил позиции Москвы. Новый президент-генерал Египта Ас-Сиси не забыл, что Кремль никогда не увлекался "играми в демократию", а с удовольствием поддерживал планы армии восстановить порядок в стране жесткими методами. В итоге один из первых визитов после избрания новый египетский лидер совершил в РФ. Режим Башара Асада в Сирии до сих пор устоял исключительно благодаря Путину. И с Асадом воюет ИГИЛ, стремящийся создать новый халифат на землях Сирии, Иордании, Палестины, Ливана и Ирака.

Реклама на dsnews.ua

Таким образом, внешне выглядит так, что у Москвы, Вашингтона и Тегерана оказался общий враг. На самом деле, с точки зрения глобальной политики, быстрый разгром ИГИЛ невыгоден ни России, ни Ирану. Им необходимо втянуть американцев в конфликт с исламистами, направить острие суннитского террора вновь против Запада. Не случайно в СМИ стали появляться сведения, что российские спецслужбы ищут пути помочь боевикам. Вероятно, для этого привлечен партнер Путина по зарубежным силовым операциям президент Чечни Рамзан Кадыров. Благо в подчиняющемся ему сейчас бывшем антироссийском подполье немало людей имели дело с "Аль-Каидой", от которой и отпочковался ИГИЛ.

В иракском винегрете особые интересы есть и у Саудовской Аравии. С одной стороны, официально фундаменталисты клянут правящую династию Саудитов как вероотступников и грозятся ее уничтожить. С другой - тактически Эр-Рияду выгодно ослабить шиитское большинство в Ираке, ориентирующееся на Иран - главного регионального соперника монархии. Так что излишне рьяная поддержка Москвой правительства в Багдаде охладила бы и без того непростые из-за Сирии отношения с Саудовской Аравией. Этого Россия пытается избежать, опасаясь, что американцы втянут аравийцев в операцию по снижению цен на нефть как лучший метод ослабления Москвы. Не случайно еще в начале кризиса вокруг Украины глава МИД РФ Сергей Лавров летал в Эр-Рияд.

Так что не будет преувеличением утверждать, что ситуации в нашей стране и в Ираке тесно связаны между собой. Нарастающее соперничество между Вашингтоном и Москвой делает эту игру на двух досках очень похожей на непрямые схватки времен холодной войны: каждый из соперников думает, как отвлечь соперника неожиданным ходом конем на одной доске от готовящегося шага на другой.

    Реклама на dsnews.ua