Выбрать стабильность. Что общего между Путиным и украинской полицией

У россиян любой политический процесс превращается в готический роман. У нас он неизменно оборачивается водевилем

Дату последних - увы, пока по времени - выборов Путина я, наверное, теперь смогу назвать даже спросонья и с бодуна. Потому что поздним вечером дня, когда за поребриком в очередной раз выбирали стабильность - каждый по-своему (подкупом, угрозами, явкой, отказом от явки, кто сердцем, кто подлостью, кто глупостью, в общем, как всегда), мне очень доходчиво пояснили, что мы, несмотря на все перипетии нашей истории и несмотря на все пертурбации последних лет, включая революции и войну, с ними полностью в этом солидарны.

Только если россияне возвели стабильность в ранг государственной религии - куда более, заметьте, авторитетной, чем московское левословие - с соответствующими атрибутами культа, включая строгое соблюдение обрядовых действ и кодифицированного наказания за отступничество, то у нас культ стабильности пребывает в состоянии растворения божественного в природе. Это несколько напоминает верования древних греков, чей пантеон, несмотря на всю его обширность, в конечном счете был связан родственными узами. Так что кому ни молись - все идет в семью.

В общем, у россиян любой политический процесс превращается в готический роман с изрядной долей маниакально-депрессивного психоза. У нас он неизменно оборачивается водевилем с лихо закрученной интригой, хоть и с дрянным сюжетом - хотя чаще обходится без него.

Вот только разница эта - это всего лишь разница между фантиками, в которые завернуто одно и то же говно: у россиян он полностью соответствует содержимому. У нас - полностью с ним контрастирует. Но так ли уж важны эстетические различия, если в конечном счете тебе предлагают есть одну и ту же дурно пахнущую субстанцию?

... Поздним вечером 18 марта в мою машину, припаркованную у дома в специально предназначенном для этого придорожном кармане напротив известного сетевого супермаркета, въехал какой-то идиот. Въехал - и помчался дальше. Так что пока я выключал брелок сигнализации и шел к окну, его и след простыл. Спустившись (целая вечность - лифты в большинстве киевских высоток, как некогда в Колизее, приводят в движение рабы, и их очень не хватает), я обнаружил разбитую решетку радиатора, развороченный бампер и капот всмятку. Полиция на место происшествия торопилась по всем правилам британского этикета - то есть, не спеша. Полчаса спустя после вызова во двор вплыл "приус" из недобитых. С ласкающей глаз нумеролога комбинацией 3116 на знаке госрегистрации и выключенным проблесковым маячком.

Впрочем, понять эту неспешность я могу: ДТП без пострадавших определенно не является приоритетом. Чего понять не могу - так это пренебрежительного отношения, мол, радуйся, что приехали. Итак: схему ДТП сфотографировать не дали (не положено, ибо не положено, вам сказали). Достаточно, что показали (и там только ваши данные, подпишите здесь и здесь, скорее!). И я не знаю, правильно ли нарисовали схему, и обжаловать, если что, вряд ли смогу. О дальнейших действиях должен узнать сам (адрес, куда обращаться, сквозь зубы процедили - и на том спасибо).

- Нет, скорее всего, не найдут его, висяк это.

- Так вон камеры на магазине.

- А если не работают?..

- Я, конечно, дилетант, но, судя по траектории, он во дворы поехал, может, посмотрим? А вдруг он еще там?

- Некогда! И вообще, у вас КАСКО, чего переживаете?.. Все, мы закончили, выходите из машины! Что вам не ясно ?!

- А дело вы откроете?

- Какое дело?

- Ну искать его будете?

- Кого "его"?

- Нарушителя, который машину мою протаранил.

- Мы с вами закончили.

- А справку какую-то дадите?

- Какую вам еще справку? Выходите!

Такая вот "полиция диалога", как она себя любит называть. Реформированная.

Впрочем, это лишь часть картинки. Вторая часть состоит в том, что коммунальные службы, которыми руководит самый эффективный менеджер среди украинских боксеров, давно отпраздновали приход весны - настоящей, с теплом и солнцем. В их реальности на тротуарах нет снега, а дороги не покрыты льдом. А соответственно, их ни к чему ни чистить, ни посыпать песком (еще в их реальности мусор вывозить не нужно, он загадочным образом дематериализуется сам собой, но это, похоже, другая история).

Третья часть состоит в том, что камеры в магазине расположены под такими углами, которые не позволяют увидеть происходящее уже в нескольких метрах от него. По крайней мере, так говорят в службе охраны. Не хочется думать, что они прикрывают авто поставщика, спасенное от опрокидывания в повороте моей машиной.

Часть четвертая, собственно, относится к вот этому - стремлению во что бы то ни стало спрятаться от ответственности. "Что мне до чужой беды (даже если ее принес я)? Своих хлопот невпроворот" - прекрасный способ откосить от строительства настоящего гражданского общества.

Соберем пазлик: "новая" полиция (говоря шире - любая государственная структура, поднявшая на щит лозунг "для людей") + "эффективные" коммунальные службы + частный бизнес, ратующий за благоустройство прилегающих территорий + граждане, "ответственно" относящиеся к жизни и собственности. Можно реформировать что угодно и сколько угодно, но одно цепляется за другое, и при подобных раскладах Украина будет оставаться российской франшизой, отличаясь лишь жанром, масштабом и качеством своих шоу. В остальном будет все та же стабильность - пока не фетиш, но крепкая и надежная уверенность в том, что содержимое яркого фантика останется все таким же гадким.