• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Яресько закрыла Австрию для Фирташа и Клюева

Новый перечень подпадающих под контроль стран хотят применять не с момента его утверждения (14 мая), а с начала года, когда в Налоговый кодекс были внесены дополнительные требования по контролю над трансфертным ценообразованием
Фото: tuoitrenews.vn
Фото: tuoitrenews.vn
Реклама на dsnews.ua

Правительство расширило перечень низконалоговых государств (территорий), торговые операции с которыми должны мониториться в рамках трансфертного ценообразования (распоряжение №449-р от 14.05.2015 г.). К уже фигурировавшим в нем 73 странам добавлены Австрия, Туркменистан, Гонконг и остров Ниуэ (возле Новой Зеландии). Одновременно из списка исключили Албанию.

Пополнение трансфертного перечня связано с изменениями в Налоговом кодексе, принятыми парламентом еще в конце 2014 г. (закон №72-VIII от 28/12/2014). "Теперь контролю подлежат операции со странами, с которыми Украина не подписала договоры об обмене информацией, а также государствами, не раскрывающими в публичном доступе информацию о структуре собственности юрлиц, как, например, Австрия", - пояснила "ДС" партнер АФ "Аксенова та Партнеры" Татьяна Григорян.
В финансовом ведомстве с составлением списка тянули несколько месяцев. Изначальный его проект включал более 180 юрисдикций, то есть практически все страны и территории мира. И только после долгих дискуссий его сократили до 76 позиций. Новых фигурантов внесли, опираясь на два критерия - данные страны подпадали под установленные законом критерии и были популярны у украинского бизнеса для структурирования сделок. "Особенно это относится к Гонконгу и Ниуэ, которые после включения в черный список остальных низконалоговых территорий стали популярным элементом схем налоговой оптимизации", - говорит руководитель департамента, адвокат АФ "Грамацкий и Партнеры" Игорь Реутов.

Опоздание правительства с принятием нового списка "офшоров" может быть чревато проблемами для компаний, которым придется отчитываться о работе с контрагентами из стран черного списка задним числом

Остров Ниуэ находится в списке офшорных зон еще с 2011 г. (распоряжение Кабмина от 23.02.2011). То, что он прежде отсутствовал в перечне усиленного контроля над трансфертным ценообразованием, скорее всего, просто оплошность фискалов. В последнее время серьезно возросла и популярность Гонконга. "Эта юрисдикция привлекает своей респектабельностью, хотя регистрация компании стоит там немалых денег. Но если на клиентов из Панамы или Белиза европейские банки смотрят с подозрением, то к фирмам, зарегистрированным в Гонконге, не возникает никаких вопросов", - поясняет директор АФ "Киевская Аудиторская Служба" Владимир Гаркуша.

Традиционно много отечественный бизнес работает и с Австрией - страной, которая прочно ассоциируется с крупным украинским капиталом. Но ее используют скорее для структурирования собственности и защиты активов. "Дмитрий Фирташ, братья Клюевы, Сергей Курченко, Алексей Азаров - все они ведут свой бизнес через Австрию. Но включение этого государства в черный список вызывает много критики. Ведь это не классическая офшорная страна, а государство с прозрачным налогообложением. Скорее всего, такое решение просто имеет политическую подоплеку", - констатирует юрист ЮК "Грищенко, Пронин и Партнеры" Андрей Некрасов.

Полное недоумение экспертов вызывает только появление в списке Туркменистана. Несмотря на репутацию низконалоговой страны (ставка налога на прибыль составляет 8%, а для частных юридических лиц - 2%), данное государство никогда не было популярным у украинского бизнеса для схем налоговой оптимизации. "Возможно, Туркменистан - это "что-то личное", связанное с газом", - допускает г-н Гаркуша.
Опоздание правительства с принятием нового списка "офшоров" может быть чревато проблемами для компаний. В фискальном ведомстве не раз намекали, что старый перечень действует только как ориентир, но не как документ, на который налогоплательщики смогут ссылаться после принятия нового. "Это значит, что если до
14 мая компании работали с тем же Гонконгом, у них могут возникнуть проблемы в рамках закона о трансфертном ценообразовании. Налоговики говорят, что будут распространять действие нового списка ретроспективно - с момента вступления в силу изменений к Налоговому кодексу. То есть фискалы подсчитают объем операций компаний с вновь включенными в список юрисдикциями не с 14 мая, а с начала года, и бизнесу придется за него отчитаться", - поясняет Игорь Реутов. Юристы уже предвидят многочисленные судебные тяжбы по таким вопросам. Но не факт, что суды встанут на сторону налогоплательщиков. Нормативные акты в Украине обратной силы, безусловно, не имеют. Но и старый список подлежащих мониторингу юрисдикций, действовавший до середины мая, на протяжении четырех с половиной месяцев нынешнего года являлся фактически недействительным. Так что едва ли он сможет послужить весомым аргументом для служителей Фемиды.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 25 мая 2015 г. (№21/731)

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua