• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Зачем Токио отправлять солдат заграницу

Впервые после Второй мировой войны Япония получила юридическую возможность использовать войска за пределами национальных территорий
Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru
Реклама на dsnews.ua

Существует два объяснения по поводу очередного обострения отношений между Японией и Россией, отчасти спровоцированных поездкой премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на Курильские острова, в связи с которой - среди других причин - дипломатия между двумя странами была, по сути, заморожена.

Первое объяснение, как ни странно, состоит в том, что в этом году Медведев празднует свой 50-летний юбилей, и как единственному "легитимному" наследнику нынешнего кремлевского хозяина ему позволили максимально проявлять себя, и в первую очередь - в сфере внешней политики. Иными словами, и так понятно, что по правилам путинского режима краденое отдавать не принято, а соответственно, "тусовки" на Курилах или в Крыму являются обязательной частью программы.

Второе объяснение не так уж отлично от первого - Россия ясно указывает Японии на ее место, а именно на статус американского сателлита, который мог бы капитализировать на "доброй воле" Кремля лишь в случае отказа от участия в режиме санкций против России. Пусть такой отказ и не смог бы удовлетворить японские национальные интересы. Чтобы подчеркнуть такое положение вещей, не далее как 15 сентября российский военный самолет вторгся в воздушное пространство Японии и находился в воздушном пространстве Японии у побережья северной части острова Хоккайдо 16 секунд. Об этом заявил официальный представитель министерства обороны Японии. На перехват были отправлены четыре японских истребителя, однако российский самолет самостоятельно покинул запрещенную территорию. Это была очередная - пусть и мелочная - демонстрация того, что Токио больше не может чувствовать себя в безопасности.

Теперь и впрямь нельзя исключить того, что Россия, наряду с Китаем - стремится заработать статус "великого соседа" Японии. Причем, несмотря на то, что реальное нападение российской армии на Японию - крайне маловероятно, поскольку США, как военный союзник этой страны будут обязаны вмешаться, а возможности РФ на Тихом океане можно сравнить, в лучшем случае, с потенциалом ВМС Таиланда - Кремль, по мере готовности своих топливных и инженерных возможностей продолжит запугивать государства этого региона. Просто потому, что это соответствует российской доктрине, согласно которой Россия является великой державой, а Япония - островом "американского архипелага".

И здесь есть о чем волноваться - ведь еще не так давно Токио считал внешними угрозами для себя лишь Китай и Северную Корею. Которые, согласимся, никогда не давали возможности поверить в обратное.  В глобальном масштабе Японии угрожают не только эти страны - на Ближнем Востоке боевики Исламского государства захватывали в плен и японцев. Невзирая на американские военные гарантии (а осада военных баз США является хорошим тоном местных левых организаций) - которые в эпоху президентства Обамы превратились в нечто весьма абстрактное, патриотические круги Японии озаботились вопросом собственной безопасности.

Тем не менее, поданный правительством Японии еще в августе законопроект, всего лишь расширяющий полномочия национальных сил самообороны, сразу вызвал потасовку в парламенте страны и массовые протесты в Токио. Оппозиции даже удалось сорвать заседание парламентского комитета по обороне, одобрившего документ, после чего депутаты от правящей Либерально-демократической партии устроили драку с политическими оппонентами. Массовые протесты прошли и на улицах японской столицы. Сотни противников законопроекта дежурили у здания парламента с утра, держа плакаты с антивоенными лозунгами.

Нарастающее безумие в Пхеньяне, реваншистская стилистика восточной политики Пекина и все более извращенные проявления российского шовинизма буквально вынуждают японский истеблишмент размышлять о деятельной роли в рамках трансокеанского альянса
Реклама на dsnews.ua

С одной стороны, им можно посочувствовать: Япония является единственной страной, пережившей ядерную бомбардировку в условиях военных действий. Более того, японцы не особенно стесняются признавать то, что именно тогдашний японский милитаристский режим в первую очередь повинен в таком жутком исходе Второй мировой для Страны восходящего солнца. Страх перед любым участием в какой-либо войне - черта современной японской культуры. Япония давно научилась красиво сублимировать присущую любой социальной общности агрессию в своей завоевавшей весь мир кинематографической и анимационной продукции.

Однако, увы, нарастающее безумие в Пхеньяне, реваншистская стилистика восточной политики Пекина и все более извращенные проявления российского шовинизма буквально вынуждают японский истеблишмент размышлять о деятельной роли в рамках трансокеанского альянса. И, разумеется - смотреть в будущее, прибегая к глобальному военно-политическому планированию.

Поэтому действующий кабинет премьера Синдзо Абэ представил законопроект, который позволит японским военнослужащим впервые после Второй мировой войны участвовать в боевых действиях для защиты "дружественных стран", даже если сама Япония не подвергается нападению. Парламентская оппозиция предсказуемо обвинила Абэ в попытке втягивания страны в иностранные военные авантюры. На это Абэ, занимающий свой пост уже во второй раз и отличающийся высоким уровнем рефлексии (в прошлый раз он ушел со своей должности отчасти и в силу официально заявленных морально-психологических вызовов) ответил, что Япония вынуждена отвечать на военную угрозу со стороны Китая.

Здесь, конечно, можно обратить внимание на то, что безопасность Японии и Тайваня является задачей соединений ВМС США, базирующихся в данном регионе - но выше уже было сказано о том, что современный Вашингтон с огромным трудом воспринимает возникновение угроз, требующих непосредственного участия американских военнослужащих. Нет, разумеется, обстрел Калифорнии с бортов китайских или российских кораблей - все же вынудит федеральное правительство действовать за пределами риторики "обеспокоенности". Однако, история президентства Барака Обамы во внешнеполитическом преломлении уже неоднократно генерировала примеры, в которых Белый дом предпочитал замаскированное бездействие либо тождественное ему "ограниченное участие". Результатом такого подхода к обороне и безопасности стала катастрофа в Сирии и Ираке и кровавый пат на востоке Украины.

Кстати говоря, Япония является одним из крупнейших суверенных инвесторов в Украину, нашим важным и эффективным партнером в вопросах ядерной безопасности - и поэтому пристально наблюдает за перипетиями вооруженного конфликта с Россией (даже в своей манере отражая эти события в анимации - правда, отечественному зрителю эти интерпретации показались бы, конечно, более чем диковинными).

Тем не менее, антивоенные настроения в Японии - это во много влияние старших поколений - по-прежнему сильны. Еще в августе на соответствующую демонстрацию вышли более 100 тысяч протестующих, которые, к тому же, требуют отставки премьера Синдзо Абэ - ведь он предлагает обобщить исторические изменения в новой военной доктрине страны. В Токио демонстранты собрались перед зданием парламента. В последний раз столько людей выходили на улицы в 2012 году после катастрофы на АЭС "Фукусима-1".  Впрочем, документ был одобрен национальным комитетом по безопасности. В июле этого года нижняя палата японского парламента одобрила новый закон. И, наконец, вчера он получил одобрение верхней палаты.

Абэ объясяет этот шаг необходимостью укрепить роль японской армии на фоне усиления военного присутствия в регионе Китая и потенциальной угрозой от Северной Кореи. Надо сказать, при всем уважении к пацифистам, то ли произошло некое совпадение, то ли Синдзо Абэ угадал, то ли имеет место быть логическое развитие событий. 20 августа армия КНДР начала обстрел установленных на линии разграничения громкоговорителей Южной Кореи. Любопытно, что такой инструментарий военных действий оказался не чужд и силам, действующим на нашем восточном фронте.

Притом, что вряд ли Россия, Северная Корея или Китай окажутся способными "облучать" Японию посредством громкоговорителей или обстреливать острова из мобильных ракетных комплексов - все же сначала нужно физически до них добраться - на фоне всего происходящего исключать все больших проявлений агрессии со стороны агонизирующего путинского режима нельзя. Понятно, что изменения в японской военной доктрине в первую очередь связаны с желанием Токио более эффективно участвовать в антитеррористических коалициях, поскольку на Ближнем Востоке неоднократно становились жертвами непричастные к конфликтам японские граждане. Вместе с тем, перемены в Японии являются важным элементом разворота Запада от стратегии наивных "разжатых кулаков" к стратегии "упреждающего удара". Само по себе понимание необходимости таких изменений - уже является небольшим шагом по направлению к реставрации баланса сил.

    Реклама на dsnews.ua