Буферные зоны Путина. Информационный блеф
Все, что мы сейчас слышим о российской летней кампании, — это почти зеркальное отражение украинской кампании по контрнаступлению 2023 года.

У российской кампании есть несколько целевых аудиторий, и для каждой из них предусмотрен свой месседж:
- Для украинцев: пора сдаваться, Россия способна прорвать фронт (если кратко — цель кампании посеять страх и отчаяние);
- Для россиян: нужно потерпеть ещё немного, и в результате летней кампании война закончится полным разгромом всех врагов (напомню, лишь 25–30% россиян безапелляционно поддерживают продолжение войны, а 65–70% верили, что переговоры приведут к её остановке);
- Для Китая (и глобального Юга): Россия хочет мира, но вынуждена воевать, потому что "марионеточная" Украина под влиянием ЕС не идёт на уступки. Месседж не самый убедительный, но россиян это пока не беспокоит. Дело в том, что Китай начал переговоры с США, и сейчас Россия — это своего рода небольшой козырь в этих переговорах. Кроме того, осенью Китай будет праздновать 80-летие победы над Японией, и Си Цзиньпин хочет видеть Путина на этом празднике;
- Для Трампа (именно для него, а не для США): дайте нам ещё немного времени на летнее наступление, а потом либо вопрос сам по себе исчезнет, либо начнутся переговоры;
- Для ЕС: продолжается распространение страшилок про Нарву и Сувалки.
Я специально не касаюсь военного аспекта, потому что есть люди куда компетентнее меня. Сейчас лишь отмечу: ни один военный, с которым я говорил, не считает планы Путина реалистичными.
Россия включила максимальный режим раскрутки именно информационного компонента. И заявления Путина о буферных зонах — часть этой информационной кампании. Он ничего нового не сказал — о буферных (демилитаризованных) зонах впервые заговорили полтора года назад, и они были одним из возможных элементов плана Келлога.
Как дальше россияне будут нагнетать эту информационную истерию (повторюсь — информационную, поскольку я не военный эксперт)?
- Они уже применяли в Бахмуте "тактику тысячи побед", когда взятие одного здания подавалось как штурм Сталинграда. Сейчас будет то же самое, но по всей линии фронта (вчерашнее заявление о "почти выходе на границы Запорожской области и так называемой ДНР" — из той же серии). Наш плюс в том, что тогда была единая информационная машина Пригожина, а теперь, как бы странно это ни звучало, нет единого центра. Все группировки российских войск будут перетягивать одеяло на себя.
- Не нужно быть большим экспертом, чтобы понять: ключевыми направлениями "локальных" информационных усилий станут Сумы, Харьков и Запорожье (с последующим нагнетанием по поводу Полтавы и Днепра). Речь идёт о том, что на эти города будут направлены масштабные кампании дезинформации.
- Отдельная линия, которую россияне де-факто уже перезапустили — нелегитимность украинской власти. Это станет самостоятельным направлением их работы.
- Скандалы вокруг ТЦК и коррупции — основной фоновый элемент инфокампании.
- "Трамп бросил Украину, значит надо сдаваться". Наша огромная проблема — в том, что часто мы узнаём о заявлениях политиков (в том числе Трампа!) и западных СМИ уже после того, как их перевели (а точнее, интерпретировали) российские СМИ. Нам давно стоит подумать о создании группы переводчиков, которые бы оперативно мониторили западную прессу и работали на упреждение.
Пока что каких-либо новых прорывных идей у них нет — и, кажется, не будет. Поэтому нужно просто думать, как с этим бороться. Здесь нет ничего сверхсложного.