• USD 41.1
  • EUR 45.1
  • GBP 52.7
Спецпроекты

Австрийские медиа отметили неэффективную работу АРМА в области энергетики

В статье о состоянии украинской энергетики во время войны журналисты отметили, что отрасль, стратегически важная для страны, подвержена определенным рискам в том числе по причинам неэффективного использования государством собственных ресурсов

Реклама на dsnews.ua

В частности, речь идет о когенерационном производстве тепла и электроэнергии и об объемах международной помощи в этом вопросе.

Еще в начале прошлого года Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины и USAID в рамках "Проекта по энергетической безопасности" (ПЭБ) планировали закупить 91 когенерационную установку для 32 украинских городов и двух университетов. В то время целью проекта называли модернизация муниципальной энергетической инфраструктуры, внедрение новых современных отраслевых технологий, повышение устойчивости энергетической инфраструктуры, содействие интеграции распределенной генерации и реформам энергетического сектора.

"Распределенная генерация, включающая когенерацию и альтернативные источники топлива, является одним из способов обеспечить непрерывное питание собственных котельных теплоснабжающих предприятий и предоставления услуги по теплоснабжению, в том числе во время отключений. Этот подход также позволяет производить электроэнергию в изолированном режиме (энергоостров), и служит жизненно важным энергетическим ресурсом для местной критической инфраструктуры, таких как системы водоснабжения, канализации и больницы", — заявляли тогда украинские власти.

Именно этот пример прекрасно иллюстрирует попытки украинского правительства вместе с международными партнерами искать наиболее эффективные пути решения энергетических проблем. К тому же, Президент Украины Владимир Зеленский еще в конце 2023 года подписал закон Украины о развитии в стране высокоэффективного комбинированного производства тепловой и электрической энергии – когенерации.

Изменения в закон Украины "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала" относительно развития высокоэффективной когенерации" должны создать условия для внедрения именно высокоэффективного производства тепловой и электрической энергии, имплементируя при этом требования Директивы 2012/27/ЕС об энергоэффективности.

Для понимания важности и необходимости таких шагов может свидетельствовать и тот факт, что в ЕС высокоэффективная когенерация обеспечивает производство 12% электроэнергии и 16% тепловой энергии, используемой в домах, промышленности и централизованном теплоснабжении. Это способствует экономии энергии в эквиваленте около 30 млрд. куб. м в год, из которых 15 млрд куб. м – непосредственно экономия природного газа, сообщает европейская ассоциация COGEN Europe.

Эти шаги крайне необходимы и стоят международным партнерам сотни миллионов долларов. Точные цифры не раскрывают, но в июне 2024 года на конференции по восстановлению Украины в Берлине США объявили о $824 миллионах в поддержку энергетической инфраструктуры, что может включать финансирование когенерационных проектов. И цифры в аудите самого USAID свидетельствуют о схожих объемах помощи.

В то же время журналисты подчеркнули, что в Украине существуют собственные мощности, которые способны работать в режиме когенерации и покрывать часть тепло и электрогенерации. К сожалению, из-за систематических неэффективных действий государственных органов, эти мощности были фактически выведены из строя. В частности, речь идет о двух ТЭЦ в западной Украине, которые в рамках абсурдного уголовного производства были арестованы и переданы в управление АРМА.

Важно отметить, что дело Новояворовской и Новораздольской ТЭЦ, которое началось в 2018 году, называют одним из самых сложных в истории НАБУ и САП. И более 350 томов дела изучают уже более семи лет. Оставим юридические детали в стороне и не будем акцентировать на правовых аспектах. Отметим лишь один показательный факт – дело о нанесении ущерба государству не имеет в себе главного: подтвержденного факта самого ущерба.

Финансовые результаты деятельности Нафтогаза уже были предметом исследования средств массовой информации, обнародовавших общие данные об убытках и прибылях предприятия в разные годы. Также постоянный интерес медиа вызвал механизм формирования административных расходов в соответствии с коллективным договором (зарплаты, премии, социальные выплаты) и премирование руководства предприятия по итогам работы.

Так, например, 2016 год (когда по версии следствия в Нафтогазе разворовывали газ ТЭЦ) предприятие завершило с прибылью в 26,5 млрд гривен. При этом члены правления за качественную работу получили 51 млн гривен вознаграждения.

Тем не менее, сосредоточимся на теме энергетической стабильности и безопасности. ТЭЦ были способны генерировать как тепло, так и электроэнергию в достаточных объемах как для нужд населения, так и для продажи на рынок. Во времена, когда этими мощностями руководили компании владельца Ярослава Дубневича, они были прибыльными. Видимо, поэтому и показались кому-то "лакомым куском". Но вот странное дело – после того, как государство арестовало эти активы и с нарушением всех процедур передало их в управление сначала компании-пустышке "Гарант-энерго-М", а затем и вообще при полном конфликте интересов компании "Нафтогаз-Тепло", которая является юридической "дочкой" "Нафтогаз Украина" (да-да, того самого, который якобы стал пострадавшим в первоочередном деле).

Теперь давайте посмотрим подробнее, как так случилось, что на момент войны, когда украинская энергетическая система находится под постоянными вражескими обстрелами, государство добровольно пренебрегло именно мощностями, которые могли бы частично покрыть собственные потребности. Зато просит у мира закупать и предоставлять те же когенерационные установки на десятки миллионов евро.

Так что по официальным данным Новояворовской и Новораздельской ТЭЦ за 2020-2023 годы, которые были обнародованы ранее, объекты быстро приходили в упадок.

Оказалось, что предприятия, которые до ареста работали в плюс, все последние четыре года терпели миллионные убытки. То есть, благодаря новым управляющим предприятия постоянно нуждались в финансировании от государства.

Общая сумма официально зафиксированных убытков за эти годы составила 557,6 млн грн. То есть благодаря управлению, организованному АРМА, только за четыре года государство потратило на содержание арестованных активов четверть от тех убытков, которые посчитала, но пока не доказала, прокуратура. А если также включить сюда провальные действия "Гарант энерго М", который за время своего управления оставил 1 200 000 000 грн долга. Об этом журналисты подробно рассказывали еще в 2019 году. Так что сейчас уже можно смело сказать о сумме ущерба управителями, соотносимой той сумме, в разворовывании которой государство обвиняет собственников.

Кроме того, компания-управитель производила несанкционированный отбор газа из путепровода, о чем свидетельствуют документы от Укртрансгаза. Проще говоря, управляющий воровал газ у государства.

При том, что кроме прямого финансового ущерба, еще и состояние самих объектов уже неудовлетворительное, как отмечают местные медиа. Профилактические и ремонтные работы не производятся, промышленные мощности не поддерживаются в надлежащем состоянии, да и с генерацией огромные проблемы. А теперь представьте, что вина собственников не будет доказана в суде, и государство будет вынуждено не просто вернуть полузаброшенные объекты собственнику, но и компенсировать все убытки. И это, напомним, в то время, когда международные партнеры посылают пакеты помощи для восстановления электросетей в Украине.

Следовательно, энергетическая безопасность Украины — это не только восстановление объектов энергетической инфраструктуры после ударов агрессора и поставки новых мощностей за средства европейских налогоплательщиков. Это также о том, как государство распоряжается уже имеющимися энергетическими ресурсами, в частности, в тылу, где объекты не разрушены войной и должны работать на полную мощность.

И это создает парадокс: европейские партнеры Украины помогают сохранить энергетическую устойчивость, тогда как внутри страны она теряется из-за управленческих просчетов. Это уже не вопрос реформ — это испытание способности государства обеспечивать порядок в критически важной сфере. Неудивительно, что профильные международные издания начинают задавать вопрос о том, как так произошло, что одной рукой государство просит о помощи, а другой – разрушает имеющиеся возможности.

    Реклама на dsnews.ua