Индекс хлеба. Почему Украина все меньше экспортирует и еще больше зависит от урожая
В первом квартале 2025 г. украинский экспорт обрушился по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. О каких структурных проблемах в экономике это свидетельствует и что будет дальше?

Торговля с ЕС: ограничение свободы
В этом июне, скорее всего, будет остановлен режим абсолютно свободной торговли Украины с Евросоюзом. По крайней мере, пока нет никаких сигналов из Брюсселя, что этого не произойдет. К примеру, крупнейшим промоутером отмены такого торгового режима выступает Польша, а ее влияние на европейскую экономическую политику существенно.
Почему мы применяем термин абсолютный? Дело в том, что формально режим свободной торговли между Украиной и ЕС функционирует с 2015 г. (соглашение о Зоне свободной торговли было подписано в 2014-м с частичной отсрочкой имплементации). Но даже тогда действовали пошлины и квоты.
Однако с начала полномасштабной войны в 2022 г. такие ограничения в отношении украинских товаров были почти полностью отменены, что оказало украинскому экспорту определенную поддержку, хотя и не нивелировало всех негативных последствий войны (впрочем, такой льготный режим и не мог полностью амортизировать военные шоки).
В последнее время в отношении основных товаров украинского экспорта существовал только так называемый режим "стоп-крана", то есть пошлины могли быть введены только при достижении объемов экспорта из Украины определенных параметров. Эти потенциально возможные ограничения в основном касались поставок украинского сахара и зерна.
А с июня Украина возвращается в старый режим "свободной торговли" с ЕС со всеми пошлинами и квотами, определенными соответствующим соглашением. Украинской общественности этот режим известен пресловутыми квотами на "мед и курятину", которые выбирались украинскими экспортерами в первые месяцы каждого отчетного года.
Почему падает украинский экспорт
Что же должно было происходить с экспортом сейчас, в преддверии введения хотя и не критических, но достаточно чувствительных ограничений? Он должен расти, причем темпами с двузначными числами. Как это, например, было недавно с китайским экспортом в США, который в первом квартале 2025 г. существенно вырос в ожидании введения "пошлин имени Трампа".
Однако украинский экспорт сократился. Общей чертой с китайской аналогией были лишь двузначные темпы этой динамики (в январе-феврале 2025 г.). Только у нас эта динамика в отличие от Китая была отрицательной.
По данным Госстата, в I квартале текущего года экспорт товаров составил $9,95 млрд, или 93,1% по сравнению с I кварталом 2024 г., а импорт — $18,47 млрд, или 114,7%. Отрицательное сальдо увеличилось до огромных $8,51 млрд (по сравнению 5,4 млрд за I квартал 2024-го). Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,54 (при 0,66 за I квартал 2024-го).
Внешнеторговые операции проводились с партнерами из 211 стран.
Изменение экспорта и импорта товаров
Источник: Госстат Украины
Итак, наибольший обвал экспорта из Украины произошел в первые два месяца 2025 г.: в январе экспорт упал на 11,5% по сравнению с январем прошлого года, а в феврале – на 13% (нарастающим итогом) — то есть негативные тенденции только усиливались. В марте ситуация немного улучшилась, но динамика все равно отрицательная — минус почти 7%.
Следует обратить внимание на еще один нюанс. Как показывает график, в прошлом году динамика экспорта по сравнению с 2023-го была противоположной: в январе-феврале наблюдался его рост нарастающим итогом в размере 12,5% и 9,3% соответственно. И вообще, в течение года экспорт оставался в положительном тренде.
Эти данные позволяют сделать определенные наблюдения. Во-первых, в 2024-м уже не было эффекта низкой статистической базы сравнения для экспорта (как в 2023-м по отношению к 2022-му, когда экспортные показатели обвалились после начала полномасштабной войны). В 2025 г. экспорт был на максимальном разогреве. Следовательно, все факторы, указанные выше, свидетельствуют, что в первом квартале текущего года экспорт из Украины должен расти.
Падение экспорта в текущем году, очевидно, не вызвано и каким-либо экономическим обвалом, потому что любой экономический кризис бьет как по экспорту, так и по импорту. Но импорт, напротив, существенно рос: на 8,9%, 12,3%, 14,7% в январе-марте соответственно.
Что интересно, в первом квартале 2024-го (когда экспорт увеличивался), импорт наоборот находился в довольно вялой динамике: минимальный рост в январе на 0,9%, затем падение в феврале на 1,2% и снова рост на 2,3% в марте.
Все это можно объяснить тем, что в первом квартале 2024-го наша экономика производила значительно больше товаров, которые сейчас не выпускаются, а следовательно, импортируются.
Экономический рост теряет темп
Косвенно этот вывод подтверждает и Европейская комиссия в недавней аналитике, где прогнозы по росту ВВП Украины в 2025 г. были существенно пересмотрены. Здесь следует отметить, что показатель так называемого "чистого экспорта" (торговое сальдо) высчитывается из показателя валового продукта согласно формуле ВВП по расходам (в случае когда сальдо отрицательное). Скорее всего рост импорта и привел к негативному пересмотру прогноза ВВП Украины на текущий год.
По данным ЕК, хотя экономика демонстрировала устойчивость, импульс роста ослаб во второй половине 2024 г. из-за активизации атак на критическую инфраструктуру, что нарушило энергоснабжение и повысило себестоимость производства. Теперь прогнозируется дальнейшее замедление ВВП Украины до 2,0% в 2025 г. и только затем отскок до 4,7% в 2026 г. в результате восстановления. Ожидается, что инфляция вырастет до 12,6% в 2025 г. из-за резкого роста цен на энергию и затрат на рабочую силу.
Несмотря на положительное влияние экспорта через черноморские коридоры и существенное увеличение потребления, рост реального ВВП утратил темп в 2024 г. В Еврокомиссии прогнозируют, что в 2025 г. этот показатель составит лишь 2%, потому что война существенно отягощает производственный потенциал и деловые настроения.
Экспорт имеет тенденцию к снижению, отражая тренд подавления промышленного производства — особенно в энергоемких секторах из-за высоких затрат на энергию и закрытия угольной шахты в Покровске.
В Еврокомиссии также ожидают падения экспорта сельскохозяйственной продукции по причине снижения запасов вслед за слабым урожаем 2024 г. в результате неблагоприятных погодных условий.
С другой стороны, повышенный импорт энергии угля и поставки в сектор обороны сохраняют спрос на зарубежную продукцию на высоком уровне, что приводит к негативному вкладу чистого экспорта в рост ВВП, о чем мы и отметили выше.
На рынке труда Европейская комиссия наблюдает две противоречивые тенденции. С одной стороны, "связанные с войной перебои на рынке труда поддерживают высокий уровень безработицы", а с другой — "масштабное переселение вместе с призывом на военную службу значительно сократило рабочую силу с начала вторжения, что привело к острому дефициту и повышению средней номинальной заработной платы на 23% в 2024 г.".
Также европейские аналитики прогнозируют, что государственный дефицит Украины будет оставаться высоким на фоне больших расходов, связанных с войной. Впрочем, дефицит общего государственного управления сократился до примерно 17,3% ВВП в 2024 г. благодаря мерам по мобилизации доходов, таким как увеличение налогов на топливо и табак, что помогло компенсировать повышение государственных расходов. "Однако длительное давление из-за высоких затрат, связанных с войной, особенно на оборону, будет удерживать фискальный дефицит на уровне примерно 18,4%", — считают в Еврокомиссии.
Реальный экономический рост и декомпозиция ВВП Украины в 2017–2026 гг., факт и прогноз
Как видим на графике, среди драйверов рост ВВП в 2025 г. существенную роль играют частное потребление (которое сейчас угнетается вследствие галопирующей инфляции) и инвестиции (преимущественно в сектор ОПК и восстановление энергетики и другой критической инфраструктуры). В то же время, фактор государственных расходов в контексте роста ВВП ушел в минус, а накопление товарно-материальных запасов на складах поставщиков (inventories) почти перестало играть роль в формировании валового продукта в отличие от периода 2017-2023 гг.
Чем торгует и что покупает Украина
Свежие данные национальной статистики свидетельствуют о существенных изменениях в структуре международной торговли Украины — как по географическому, так и по товарному признакам.
Географическая структура внешней торговли товарами в I квартале 2025 г.
Источник: Госстат. Нажмите, чтобы увеличить таблицу
Как видим, существенное падение экспорта (географический фактор) было вызвано уменьшением поставок прежде всего в Китай (минус 41,7%), а также в такие страны, как Египет, Германия и Испания (которые были и остаются крупными торговыми партнерами Украины).
Товарная структура внешней торговли в I квартале 2025 г.
Источник: Госстат.
По товарным признакам больше просел экспорт зерновых, растительных масел и минеральных продуктов.
Итак, именно уменьшение урожая и проблемы с транспортировкой минеральных товаров стали существенными факторами падения экспорта в первом квартале 2025 г.
Ну а географически Украина постепенно теряет рынок Китая и Германии одновременно.
Посевные площади как индикатор
Если сравнить динамику посевных площадей под урожай 2025 г. с прошлым периодом, можно увидеть, что, несмотря на общий рост на подконтрольной территории на 7,8%, есть ряд областей, где посевные площади сократились. Помимо Луганской и Донецкой областей, эта тенденция наблюдается в Днепропетровской, Полтавской, Сумской областях, которые находятся вблизи линии фронта. Но такая ситуация наблюдается и в относительно спокойных областях — Черновицкой и Закарпатской.
Изменение объема посевных площадей в Украине
Источник: Госстат. Данные приведены без учета временно оккупированных территорий и части территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия
Этот показатель — динамику посевных площадей — можно условно назвать "Индексом хлеба", демонстрирующим усиление кризиса на географической периферии (как на востоке, так и на западе). Экономика все больше сжимается в рамках внутреннего продуктивного ядра. Хотя есть и исключение, например, Черниговская область, где относительное затишье на границе (по сравнению с горячими фазами войны в этом регионе в другие годы) сформировало тенденции для восстановления.
В целом можно констатировать постепенное разрушение довоенной сырьевой модели экономики, что на фоне отсутствия эффективной промышленной политики к разрушению индустриального ядра, кроме отраслей, где есть постоянные заказы по программам ОПК.
Валовое накопление импорта постепенно вытесняет не только экспорт, но и внутреннее производство в целом.
Фактически старая довоенная сырьевая модель экономики умирает, а новая, индустриализированная в горниле войны, так и не рождается. И этим "родам" препятствует как доминация импорта над внутренним производством, так и проблемы с промышленной политикой в целом.