В мире об экономике. Аккумуляторная ловушка от Китая, "Нобель" для бигтеха и планетарная диета с выгодой в $5 трлн

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Производственные технологии, Нобелевская премия по физике и здоровый рацион

В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

Китай загоняет Европу в "аккумуляторную ловушку"

У нас на глазах закручивается очередной виток глобального противостояния за технологическое доминирование со всеми экономическими и политическими последствиями.

На этой неделе Пекин ввел новые ограничения на экспорт редкоземельных элементов (РЗЭ) и связанных с ними технологий. Теперь иностранные компании должны получить у Китая специальное разрешение на вывоз товаров, содержащих даже небольшие следы редкоземов китайского происхождения. Также уже с 1 декабря придется получать разрешения на экспорт технологий, связанных с добычей, плавкой, переработкой и производством магнитов из редкоземельных элементов.

В ответ президент США Дональд Трамп в субботу анонсировал дополнительные 100%-ные пошлины на китайские товары, а также введение экспортного контроля на ПО. О рынке критических минералов, в частности редкоземов, на котором доминирует Китай, их значении для технологических индустрий и нацбезопасности США мы писали в нескольких предыдущих выпусках. Сегодня же сфокусируемся на отдельной, возможно, не менее важной теме, которая обычно выпадает из виду популярных СМИ. И здесь речь идет об ограничениях, связанных с ключевым оборудованием для производства аккумуляторов. А глобальным игроком, который может больше всех от этого пострадать, станет Объединенная Европа.

Итак, Китай ограничил экспорт технологий, связанных с добычей и переработкой редкоземельных элементов и производством магнитных материалов. Даже продукты из РЗЭ, выпускаемые за рубежом, но использующие технологии китайского происхождения, также скоро будут подлежать контролю.

Стремление Европы создать собственного чемпиона по производству аккумуляторов для электромобилей (речь идет о шведском стартапе Northvolt) столкнулось с жестокой реальностью. Журналист и специалист по возобновляемой энергетике и критически важным минералам Генри Сандерсон в популярном блоге развенчивает иллюзию, что можно уменьшить зависимость от Китая с помощью китайского оборудования.

В центре истории китайская компания Wuxi Lead Intelligent Equipment, крупнейший в мире производитель оборудования для изготовления аккумуляторов. Среди ее клиентов практически все ключевые игроки западного рынка: от автогигантов Tesla, Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz до производителей батарей LG Energy, Samsung SDI и Panasonic.

Распределение рынка интеллектуального оборудования для литий-ионных аккумуляторов по регионам в 2020–2029 гг. (факт и прогноз), млрд юаней

Оборудование Wuxi Lead на своих новых заводах поставили даже европейские стартапы, позиционирующие себя как борцы за технологическую независимость. Это шведский Northvolt, основанный для противостояния азиатскому доминированию, и французский ACC (совместное предприятие Stellantis, Mercedes-Benz и TotalEnergies), который провозглашал цель "уменьшить зависимость от неевропейских поставщиков".

Теперь же под правительственный контроль Китая попали высокотехнологичное оборудование для производства литий-ионных батарей, а также машины для намотки и штабелирования электродов и сами передовые аккумуляторы. Это четкий сигнал: Пекин намерен защищать свое технологическое преимущество в области чистой энергии и критических минералов (редкоземов и магнитов), а не способствовать созданию конкурентных цепей поставок за границей. Ну и, конечно, он использует доминирование в отрасли как политический инструмент.

Сама компания Wuxi Lead, хотя и заявляет, что текущие заказы не подпадают под ограничения, подчеркивает: теперь экспорт будет происходить только "через нормальный процесс подачи заявки". Наибольшая опасность именно в этом разрешении. Китай может разрешить экспорт оборудования и технологий только в форме совместных предприятий на своих условиях, где Пекин будет сохранять право вето через механизм экспортных лицензий. Эта стратегия уже реализуется, например, в сотрудничестве китайской Shanshan с французской Imerys для производства синтетического графита в Европе.

Европейские правительства окажутся перед дилеммой: либо остаться без собственной индустрии производства батарей, либо принять китайские инвестиции и партнерство. "Но эти совместные предприятия будут оставаться под контролем Пекина благодаря полномочиям выдавать или отказывать в выдаче экспортных лицензий. Если европейское правительство займет позицию, которая не понравится Китаю, эти лицензии могут быть просто отозваны", — предупреждает автор.

Таким образом, стратегический переход на чистую энергию, "Зеленый курс" втягивает Запад, в частности Европу, в зависимость от Китая, который обладает рычагами влияния на всю глобальную цепочку поставок — от редкоземельных элементов до машин для производства батарей. А настоящая независимость должна охватывать весь путь "от шахты до батареи и автомобиля без китайских технологий". Но это выглядит отдаленной и чрезвычайно дорогой мечтой, особенно для Европы.

"Было наивно думать, что чистая энергия освободит нас от энергетической политики. На самом деле Запад становится еще более зависимым от Китая", — заключает Сандерсон. 

Мировая гонка за чипы: где в лидерах коллективный Запад, а где Китай

В позапрошлом выпуске рубрики "В мире об экономики" мы рассматривали структуру рынка полупроводников по сегментам — от производства оборудования и чипов до их разработки и фабричного изготовления. Фокусировались на взаимосвязях основных игроков — крупных технологических компаний. Сегодня вслед за изданием Post Factum раскроем тему в геоэкономической плоскости.

Вот как выглядят цепочки поставок в области полупроводников в разрезе стран/регионов:

Видим четкую тенденцию: США и Европа доминируют в сфере интеллектуальной собственности на разработки, собственно в разработке микросхем (вместе с Южной Кореей) и производстве специализированного оборудования (вместе с Японией). А в поставках сырья, сборке и непосредственном изготовлении чипов доминирует Азия. Отметим, что более 60% фабричного производства микросхем приходится на Тайвань и ее компанию TSMC, которая выпускает, в частности, передовые чипы для других технологических гигантов по чертежам (foundry model), следовательно, именно ее продукция, можно сказать, лежит в основе индустрии, что, кстати, прямо влияет на геополитическое значение Тайваня. Стоит добавить, что по объемам выпуска так называемых базовых, или зрелых чипов уже вырываются вперед китайские компании, такие как SMIC (Запад ограничивает им доступ к новейшему оборудованию, необходимому для выпуска передовых чипов по техпроцессу 7 нм и менее).

Но в целом, как подчеркивает Post Factum, нет ни одной страны, которая могла бы самостоятельно выпускать микросхемы: "Производство чипа может длиться до 6 месяцев, а его компоненты могут пересекать международные границы более 70 раз, прежде чем попасть к потребителям".

Издание отмечает еще одну тенденцию. Если даже вынести за скобки США и Китай, о которых написано больше всех, то другие глобальные игроки инвестируют миллиарды в собственную полупроводниковую индустрию, стремясь уменьшить зависимость от азиатских производителей, главным образом Тайваня.

Так, Евросоюз в 2023 г. утвердил план на $50 млрд с целью удвоить свою долю мирового рынка чипов до 20% к 2030 г. Индия, которая в 2021 г. импортировала 95% микросхем, в том же году выделила около $20 млрд на поддержку локального производства.

Впрочем, крупнейшие инвестиции делаются в Азии. Южная Корея в 2024 г. объявила о $470-миллиардном проекте по созданию мегакластера производства и исследований, который планируют завершить к 2047 г. Япония в том же году выделила $4,9 млрд субсидий для строительства нового завода TSMC и объявила общий план на $65 млрд для развития своей микрочиповой и ИИ-индустрии.

Геополитическая напряженность усиливается: США в 2022 г. предложили неформальный альянс Chip 4 (США, Япония, Южная Корея, Тайвань) для противодействия Китаю. Хотя Южная Корея имеет прочные производственные и торговые связи в этой сфере с восточным соседом. А Китай усилил торговлю чипами с Россией, которая в 2023 г. импортировала 89% микросхем и почти половину оборудования для их производства именно из этой страны (сама же РФ способна производить только базовые чипы для внутреннего использования).

Эти инвестиции и альянсы отражают мировую гонку за технологическую безопасность и экономическое влияние.

От физики до бигтеха. Как нобелевские лауреаты заложили основы передовых индустрий

На нобелевской неделе выпадает возможность рассказать, как исследования по физике могут стратегически влиять на экономическое развитие.

Британец Джон Кларк, американец Джон Мартинис и француз Мишель Деворе получили нобелевскую премию по физике "за открытие макроскопического квантово-механического туннелирования и квантования энергии в электрической цепи". Их работы, сделанные преимущественно в Калифорнии, не только дали толчок современной компьютерной индустрии, стремительно развивающейся с половины XX ст., но и заложили основы для потенциального бума квантовых вычислений в XXI ст.

Сами же лауреаты имеют и непосредственное отношение к бигтеху. Так, Джон Мартинис до 2020 г. возглавлял Квантовую лабораторию искусственного интеллекта Google, а Мишель Деворе прямо сейчас является главным научным сотрудником Google Quantum AI.

Нобелевский комитет отмечает, что исследования лауреатов, отраженные в транзисторах любого компьютерного чипа, будут способствовать развитию "следующего поколения квантовых технологий, включая квантовую криптографию, квантовые компьютеры и квантовые датчики".

Ранее мы писали, что квантовые технологии, по мнению аналитиков Всемирного экономического форума, обещают "революцию в разных отраслях". Сегодня это индустрия возможностей, в частности, для малых и средних стартапов, которая может принести огромную выгоду первопроходцам. По прогнозам McKinsey, к 2035 г. только квантовые вычисления будут генерировать от $450 до $850 млрд ежегодно, а квантовые датчики и квантовая связь — $100–200 млрд и $50–100 млрд соответственно. Квантовые технологии могут изменить рынки — от диагностических медицинских инструментов до трансформации кибербезопасности посредством использования постквантового шифрования.

Возвращаясь к решению Нобелевского комитета, стоит отметить, что аналогичную награду в прошлом году получили Джон Хопфилд и Джеффри Хинтон, отмеченные за фундаментальные открытия в области машинного обучения и искусственных нейронных сетей. Можно сказать, что премии выдаются за исследования, которые легли в основу наиболее производительных технологий ХХ ст.

Новая планетарная диета: плюс $5 трлн в год и спасение окружающей среды

В прошлом выпуске мы открыли большую тему об убытках в глобальной продовольственной цепочке — от производства до холодильника и… мусорника. Напомним, что, по данным ООН, около 30% производимой пищи никогда не потребляется. Такие потери и расточительство усиливают голод в беднейших регионах и увеличивают выбросы мировых парниковых газов на 8–10%, что в свою очередь приводит к ухудшению климатических условий, снижению урожайности и переиспользованию природных ресурсов (земли, воды и энергии). Сегодня же представляем большую работу, призванную дать ответ на этот и другие вызовы глобальной продовольственной системы — доклад Комиссии EAT-Lancet "по вопросам здоровых, устойчивых и справедливых продовольственных систем". 

Более 50 авторов, среди которых ведущие экономисты и климатологи, написали не просто манифест о здоровом питании (хотя этот вопрос — в фокусе), а скорее радикальный экономический план спасения планеты и человечества. По их подсчетам, текущая продовольственная система генерирует около $10 трлн ежегодной стоимости, но ее негативные внешние эффекты — изменение климата, потеря биоразнообразия, загрязнение воды и питательных веществ и т. д. — оцениваются в $15 трлн. Таким образом, глобальное производство, потребление и пищевые отходы ежегодно создают убытков на $5 трлн больше, чем выгоды.

Авторы утверждают, что именно поэтому цены на продукты в магазинах являются фиктивными: они "не отражают истинной стоимости" нерационального производства, загрязнения и истощения ресурсов.

Центральный элемент предлагаемой стратегии — Планетарная диета ради здоровья (PHD). Это сбалансированный рацион, преимущественно растительный, с умеренным потреблением пищи животного происхождения и минимальным добавлением сахара, насыщенных жиров и соли. Последствия нездорового питания уже сейчас уносят около 15 млн жизней в год (27% от общего количества смертей в мире). Диета PHD, напротив, не только улучшает здоровье, но и требует меньше ресурсов для производства пищи.

Исследование однозначно указывает на вопиющую экономическую и экологическую несправедливость: рацион самых богатых 30% мирового населения становится причиной более 70% экологического давления, создаваемого продовольственными системами. 

Что же можно сделать в экономическом плане? Для запуска Большой продовольственной трансформации нужна структурная перестройка мирового агробизнеса. Авторы отмечают, что такой подход потребует сокращения некоторых секторов к 2050 г. — например, производство мяса жвачных животных должно уменьшиться на треть. В то же время нужно существенно наращивать производство фруктов, овощей и орехов — на 63% по сравнению с уровнем 2020 г. Это позволит создать менее ресурсо- и трудоемкую продовольственную систему, которая сможет обеспечить здоровым питанием 9,6 млрд человек.

Проведенное моделирование показало, что такой переход к 2050 г. может привести к умеренному снижению средних цен на сельскохозяйственную продукцию для производителей (на 8% по сравнению со сценарием "как всегда"). Это может повысить доступность еды для потребителей, хотя и создает риск снижения зарплат для сельскохозяйственных работников. В то же время амбициозные климатические меры, такие как ценообразование на выбросы, могут дополнительно повысить потребительские цены на продукты питания в среднем на 17% во всем мире, что особенно ударит по наиболее уязвимым регионам, таким как Субсахарная Африка.

Таким образом, экономическая логика трансформации ясна: цена бездействия выше цены действий. Комиссия EAT-Lancet призывает к мобилизации $200–500 млрд ежегодных инвестиций для поддержки перехода. Ожидается, что эти средства быстро окупятся, поскольку выгоды, напомним, оцениваются в $5 трлн в год.

Но как достичь результата? Ученые предлагают изменить финансовые потоки: "Например, перенаправить финансовую поддержку производителям, которые применяют практики устойчивой экологической интенсификации или переходят на производство недостаточно потребляемых групп продуктов питания, и отменить поддержку загрязняющих практик или продуктов питания, чрезмерное потребление которых приводит к ухудшению здоровья".

В целом предложенная планетарная диета служит двойной цели: улучшить здоровье людей и усилить экологическую устойчивость (здоровье планеты).

Приложение:

Кстати, вот какой рацион рекомендует Планетарная диета для здоровья:

  • Фрукты и овощи — не менее пяти порций в день;
  • Цельнозерновые продукты — три-четыре порции в день;
  • Орехи — одна порция в день;
  • Бобовые (фасоль, горох, чечевица) — одна порция в день;
  • Молочные продукты — одна порция молока, йогурта или сыра в день;
  • Яйца — три-четыре в неделю;
  • Курятина — две порции в неделю;
  • Рыба — две порции в неделю;
  • Красное мясо — одна порция в неделю.

Как предложения Комиссии EAT-Lancet соотносятся с текущим рационом в регионах мира, отлично показано на инфографике Guardian по данным рассматриваемого отчета:

Биллборды 2.0: Как "дедовский" бизнес стал инновационным благодаря "цифре" и геотаргетингу

Казалось бы, билборды — это о давнем бизнесе из доцифровой эпохи. Но, похоже, он преуспевает. В чем же секрет стойкости и успеха? Как ни странно, в инновационности и уникальных возможностях удовлетворить запросы рекламных клиентов на доступ к сегментированной аудитории. Как все работает на примере американского рынка, объясняется в свежем подкасте The Economics of Everyday Things.

Основная особенность этого бизнеса состоит в "неизбежности" рекламного носителя. В отличие от онлайн-рекламы, которую можно пропустить или заблокировать, билборд видят все, особенно когда люди "застряли в пробке". Эта особенность создает редкое преимущество — рекламное пространство, устойчивое к поляризации, доставляющее сообщения независимо от политических взглядов или "демографического пузыря" зрителя. Анна Багер, президент Out-of-Home Advertising Association of America, подчеркивает это преимущество: "Потребители, как никогда раньше, ценят рекламу, которая не прерывает то, что они делают в текущий момент… Она прямо там. Вы ее видите. Вы проводите с ней время".

Экономическая модель бизнеса зависит от двух ключевых направлений: недвижимости и рекламы. С первой составляющей все более-менее традиционно и понятно (покупка земли или аренда с оплатой в зависимости от места строительства конструкции и т.п.). А вот в способах показа рекламы произошли значительные новации.

Настоящую революцию принесла цифровизация, трансформировав финансовую структуру отрасли. Во-первых, статичные билборды уступают цифровым — а это потенциально многократный финансовый выигрыш. Ведь один цифровой экран может ротировать до восьми разных объявлений в течение 8 секунд каждое. Более того, реклама на таком носителе продается в режиме реального времени!

В отличие от статичных билбордов, которые рекламодатели арендуют на определенный срок, свободное место на цифровых щитах продается на программных аукционах — удаленные компьютеры за миллисекунды проводят торги за свободный слот. Директор по маркетингу билборд-оператора Clear Channel Outdoor Дэн Леви описывает эту систему так: "Компьютеры общаются друг с другом. Когда на цифровом билборде есть место, которое вот-вот освободится… происходит процесс торгов, где это место выставляется на аукцион для того, кто предложит самую высокую цену". Поэтому рекламодатели теперь могут динамически менять креатив в зависимости от времени суток (например, рекламировать завтрак утром, а ужин вечером), погоды (горячий напиток, когда холодно) или даже спортивного счета и заголовков новостей.

Однако самая большая инновация — это таргетинг на основе геоданных. Компании используют анонимизированные данные отслеживания местоположения со смартфонов, чтобы определить, какой именно тип аудитории проезжает мимо конкретного билборда. Это позволяет рекламодателям выбирать локации, где в данный момент наибольшая доля целевой аудитории.

Итак, цифровая эра стала благом для бизнеса на наружной рекламе. Анна Багер так определяет роль билбордов от имени отрасли: "Несмотря на то, что мы являемся давним каналом информации с большими вывесками и находимся в реальном мире, мы — связующее звено с остальной медиасредой. Это создает публичную дискуссию. Вы не можете нас пропустить. Вы не можете нас заблокировать. Технологии, развиваясь, только улучшают наши рекламные щиты".