Уничтожение воздухоподающего ствола №2 шахтоуправления "Покровское": хроника катастрофы, вызванной российской агрессией
В результате постоянных обстрелов россиянами из тяжелого вооружения, в том числе и авиации, полностью разрушена промышленная площадка воздухоподающего ствола №2 со всеми надшахтными строениями и коммуникациями

24 февраля 2022 года российская армия начала коварное полномасштабное вторжение в Украину, которое превратилось в долгосрочную кампанию по уничтожению и разрушению критической инфраструктуры страны. Одним из символов мужества и стойкости этой войны стало ЧАО "Шахтоуправление "Покровское" – предприятие, которое на протяжении трех лет сопротивлялось обстрелам, но в конце концов было уничтожено целенаправленными ударами армии РФ. История его гибели — это история технологической, экономической и социальной катастрофы, вызванной войной.
До декабря 2024 года ППС-2 (воздушно-подающий ствол №2) являлся ключевым узлом угольной добычи не только в Донецкой области, а в целом по Украине. Предприятие, расположенное на землях Удачнянской громады, обеспечивало рабочими местами тысячи людей и имело стратегическое значение для экономики Украины. Поскольку выдавало на-гора коксующийся уголь, который использовался в металлургической промышленности Украины. Его шахтное поле, на котором были разработаны и построены вертикальные стволы и сеть подземных горизонтов (от 593 до 930 м), позволяло добывать уголь из пласта d4 – одного из самых мощных в регионе.
"В течение 2024 года российские войска систематически обстреливали промышленную площадку, – говорит главный инженер ЧАО "ШУ "Покровское" Роман Сачко. – Несмотря на повреждения коммуникаций и промышленных зданий, шахта продолжала работу благодаря героизму и самоотверженности горняков. Но в декабре 2024 года ситуация стала критической. Обстрелы, отключение электроэнергии, обесточивание вентилятора главного проветривания сделали свое дело. Работать на ППС-2 стало смертельно опасно. Мы вынуждены были остановить работы, а персонал эвакуировать".
В результате непрерывных обстрелов был полностью разрушен воздухоподающий ствол №2 диаметром 8,0 м в свете, пройденный до горизонта 815 м (отметка "минус" 633 м), который служил для спуска-подъема людей, материалов, выдачи породы, подачи свежего воздуха в шахту. Вентиляционный ствол №2, скиповой комплекс №2 диаметром 7,0 м в свете, обеспечивавший выдачу угля и исходной струи воздуха. Клетевой и бадьевой комплексы для опуска-подъема рабочих и грузов и подъема горной массы из шахты соответственно.
Уничтожены также вентиляторные установки главного проветривания, обеспечивающие вентиляцию подземных выработок блока 8-10. Вакуум-насосная станция, с помощью которой газ метан выдавался на поверхность и транспортировался на когенерационную станцию. Котельная для обогрева стволов, построек и сооружений поверхностного комплекса. Трансформаторные подстанции, снабжавшие электроэнергией производственные объекты ППС-2. Комплекс погрузки, сортировки и отгрузки рядового угля, где проходил прием горной массы из шахты, сортировка и передача на фабрику. Компрессорная станция, насосная, противопожарная насосная, здания АПК, автодороги, подстанции, электросети, высоковольтные линии, комплекс зданий участка погрузки, сортировки и отгрузки рядового угля, резервуары хранения питьевой и технической воды, здание локальных и очистных сооружений краном и другие объекты обеспечения производственного цикла.
Обесточивание и невозможность откачивать воду привели к выведению из строя подземных участков блока 8-10, оборудованных комбайновыми комплексами в составе крепления 3КД-90Т, ДМ, Glinik, МКЮ4У, 1ДТ конвейера SZK-228/52 -12-630, дизелевозами типа DLP50F, монорельсовыми подвесными дорогами, подвесными монорельсовыми дизелевозами DLZ-110F, DLZ-130 и другой горной техникой.
Из-за отсутствия скипового подъема на воздухоподающем стволе №3 и альтернативной возможности транспортировки горной массы с очистных и подготовительных забоев блока 10-11 (ППС-3) горные выработки и скиповый комплекс №2 были единственным способом транспортировки горной массы на главный ствол и обогатитель.
Таким образом, экономические последствия этих разрушений — это миллиарды потерь и остановленная цепь индустрии — от добычи угля, его обогащения до производства металла. 1350 работников потеряли работу в регионе, где шахта была главным работодателем. Но разрушение любой шахты имеет еще несколько важных негативных последствий. Речь идет о ряде экологических рисков. В первую очередь — это затопление. Без рабочих насосов подземные воды поднимаются, угрожая размыть грунты и загрязнить подземные водоносные слои. Неконтролируемая утечка газа из-за разрушенных коммуникаций может привести к пожарам или взрывам. Сгорание угля в разрушенных складах и пылевые облака окажут негативное влияние на здоровье людей, поскольку они могут перемещаться в воздухе на большие расстояния.
Поэтому наша главная задача – остановить войну. Потому что каждая разрушенная врагом шахта, каждый взорванный завод – это рана, которая углубляется в теле Украины. И пока эта агрессия продолжается, любые планы восстановления остаются мечтой.