• USD 41.1
  • EUR 45.1
  • GBP 52.7
Спецпроекты

Рост пошлин на сою и рапс подорвет доверие к украинскому экспорту в мире, — эксперты

В Верховной раде намерены ввести 10% таможенную пошлину на экспорт сои и рапса для трейдерских компаний якобы для стимулирования внутренней переработки. Представители агросектора убеждены, что это выгодно крупным переработчикам и крупным производителям, ведь позволит снизить закупочные цены на эти культуры

Реклама на dsnews.ua

Глобальными последствиями инициативы может стать сокращение посевных площадей под рапс и сою, потеря экспортных рынков, разрушение процессов евроинтеграции и подорванная репутация Украины среди инвесторов, пишет издание "Бизнес.Цензор", передает "ДС".

"Соевую поправку" к законопроекту №13134 рассматривали 13 июня в парламентском комитете по налоговой и таможенной политике. Ее автор, Дмитрий Кисилевский, считает, что повышение пошлин будет стимулировать внутреннюю переработку сырья и наполнять бюджет. Кроме того, по его словам, у аграриев якобы будет выбор: экспортировать сырьё самостоятельно или передавать его трейдерам. Однако сами аграрии подчеркивают, что на самом деле выбора, о котором говорит Кисилевский, не существует. Мелкие производители не будут оформлять грузовые таможенные декларации, у большинства из них нет налаженных каналов экспорта, а из-за отсутствия соответствующих норм в Налоговом кодексе кооперативы фактически не развиваются.

Большинство аграрных объединений и экспертов критикуют эту инициативу, называя её повторением печально известных "соевых правок" 2017 года (отмена возмещения НДС при экспорте сои, что также преподносилось как поддержка переработки), после которых посевные площади под эту культуру сократились на 20%. Эти правки были отменены в 2020 году.

Всеукраинский аграрный совет (ВАС) призвал депутатов отклонить эти изменения, ведь экспортная пошлина на масличные культуры повлечёт за собой ряд негативных последствий: от дискриминации мелких фермеров до нарушения соглашения с ЕС. Повторение ситуации с "соевой поправкой" может привести к падению доходов сельхозпредприятий, сокращению инвестиций в производство, невозможности обновления техники или закупки необходимого количества удобрений.

В свою очередь, снижение рентабельности и сокращение посевов масличных культур может привести к падению стоимости сельхозземель, а значит — к уменьшению арендной платы пайщикам и сокращению рабочих мест, предупреждают отраслевые эксперты. Пострадают и сельские общины: чем меньше зарабатывают фермеры — тем меньше налогов поступает в местные бюджеты, сокращаются программы развития инфраструктуры и социальные проекты, усиливается отток рабочей силы из села.

Участники рынка предупреждают, что перерабатывающие заводы сегодня недозагружены не из-за нехватки сырья, а из-за нежелания платить за него конкурентную цену. В Украине уже достаточно мощностей, чтобы переработать весь урожай масличных культур, но фермеры часто предпочитают экспорт, поскольку экспортеры предлагают более выгодную цену, говорится в материале. В начале полномасштабной войны, когда работа портов Большой Одессы была заблокирована, а логистика "съедала" до 30% экспортной цены, перерабатывающий бизнес получал сверхприбыли, ведь украинский фермер оказался в безвыходной ситуации и продавал продукцию с большим дисконтом, чтобы получить хоть какие-то средства, добавляют авторы. В таких условиях плановая окупаемость инвестиций в строительство перерабатывающего завода составляла невероятно короткие три года. Это и вызвало "бум" подобных инвестиций, что подтверждали отраслевые СМИ.

Однако как только "морские ворота" открылись — продажа рапса и сои на переработку стала фермерам неинтересной, так как трейдеры начали предлагать гораздо лучшие цены. В то же время бизнес стремится как можно быстрее вернуть инвестиции, вложенные в новые перерабатывающие мощности. Один из самых простых способов — искусственно заставить фермеров продавать сырьё дешевле на внутреннем рынке, отмечает издание.

Непредсказуемость регулирующей политики в разгар сезона, во время уборки урожая или в пиковые месяцы экспорта подрывает остатки доверия бизнеса к власти. "Если бы вы сделали это через полгода, через год, заранее, предупредив весь бизнес — окей, назовите это государственной политикой, протекционизмом. Но когда это делают вот так, внезапно — это выглядит как 'договорняк', звучит как 'договорняк' и, скорее всего, им и является. Давно я такого подхода в комитете не видел", — заявил на заседании Налогового комитета его замглавы Ярослав Железняк.

Кроме прочего, новые пошлины — это также нарушение Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, которое прямо запрещает введение новых постоянных экспортных пошлин. Хотя авторы поправки называют эту пошлину "временной", на деле в предложенной редакции ставка в 10% не ограничена по срокам, то есть фактически она постоянная.

Репутационные последствия такого решения могут быть серьёзными. Во-первых, этот шаг подрывает доверие европейских партнёров к Украине как к стране, которая придерживается договорённостей. Во-вторых, возникает диссонанс: когда некоторые соседние страны ЕС ограничивали импорт украинского зерна, Киев решительно протестовал, называя это недружественным и незаконным шагом. Однако теперь Украина сама рассматривает ограничение экспорта зерна, что выглядит непоследовательно и может быть расценено как проявление протекционизма.

Кроме того, в случае снижения объёмов экспорта украинские аграрии могут потерять ключевые экспортные рынки в ЕС и на Ближнем Востоке, которые формировались годами.

    Реклама на dsnews.ua