• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

Сергей Згурец: Россия не рискнет размещать ядерное оружие в Беларуси

О том, как Россия милитаризирует Беларусь и как Украине следует отвечать на угрозу с севера, "ДС" поговорила с военным экспертом Сергеем Згурцем

Сергей Згурец
Сергей Згурец / УНИАН
Реклама на dsnews.ua

"ДС" В последнее время от руководства Беларуси звучат милитаристские заявления вплоть до готовности разместить на своей территории российское ядерное оружие. Какова вероятность такого развития событий и что в ответ будет делать НАТО, кроме выражения глубокой озабоченности?

С.З. Размещение на территории Беларуси ядерного оружия — вопрос скорее политический, чем практический. Когда, условно говоря, подписывался Будапештский меморандум, Беларусь и Казахстан стали участниками договора о нераспространении ядерного оружия. Это значит — не разрабатывать, не получать, не размещать ядерное оружие на своей территории.

Отвечая на вопрос, может ли Беларусь получить ядерное оружие, я скажу скорее нет, чем да, потому что это даже не в интересах России. Однако не исключен вариант, что на территории Беларуси могут базироваться российские бомбардировщики, являющиеся носителями ядерного оружия, или будут определенные образцы вооружения, которое может нести ядерную боевую часть. Но и это будет нарушением договора о нераспространении ядерного оружия, и красной кнопкой будет руководить Москва.

"ДС" Уже есть примеры размещения на территории Беларуси российского наступательного оружия и озвучиваются планы на будущее. О чем говорит нам номенклатура таких вооружений и растет ли вероятность сценария нападения на Украину со стороны Беларуси?

С.З. Россия рассматривает Беларусь как военный плацдарм для влияния на всю Европу, потому что бомбардировщики, которые, условно говоря, садятся на аэродроме в Беларуси, оснащены крылатыми ракетами большой дальности. Они имеют возможность влиять на объекты НАТО с более близких расстояний, чем они бы действовали с территории России. То же касается "Искандеров", которые смогут нанести удары по объектам в той же Польше, где размещены стратегически важные базы противоракетной обороны. А размещением комплексов С-400 они создают так называемый "зонтик безопасности" над Беларусью, существенно усложняющий использование тактической или любой другой авиации НАТО.

То есть размещение наступательных вооружений, к которым мы относим стратегическую и тактическую авиацию с крылатыми ракетами, и ОТРК, и системы ПВО, действительно выдвигает вперед определенный силовой рубеж России. Сам Лукашенко действительно заинтересован в любых вариантах осуществления военного сотрудничества с РФ, хотя, повторюсь, это стратегически гораздо более важно для России.

Вместе с тем нынешняя воинственная по отношению к Украине риторика Лукашенко является эхом зависимости Беларуси от России. Конечно, Украина должна учитывать новую опасность со стороны Беларуси, планировать защиту в том числе и по этому направлению. Военные учитывают любой вариант, основываясь на появлении новых военных угроз. Но это не значит, что Беларусь и Россия обязательно будут действовать военным путем. Я думаю, РФ будет использовать экономические, энергетические и политические факторы, чтобы добиться своего.

Реклама на dsnews.ua

"ДС" Нужно ли нам укреплять украинско-белорусскую границу, меняя места базирования наших военных частей, чтобы снизить вероятность военных провокаций с территории Беларуси? Если да, то каким образом?

С.З. Я бы не хотел, чтобы мы насаждали логику противодействия за счет использования подразделений ВСУ в тех или иных угрожающих направлениях. Прямой количественный подсчет показывает преимущество вражеских сил на границе с Украиной, а вариант перебрасывания наших подразделений из других направлений на белорусскую границу является тупиковым путем. Уже сегодня мы балансируем на грани системы обороны и возможностей государства, Министерство обороны должно ставить более гибкие варианты оперирования силами и средствами, обращать внимание на возможность маневра — например, ракетными силами и средствами. Не закапываться, а искать именно тактические способы гибкого реагирования на угрожающих направлениях. Но также не следует забывать, что не армия ведет войну с противником, а государство и общество.

"ДС" Способна ли Украина качественно организовать территориальную оборону? Чего для этого не хватает сегодня, потому что мы не видим хорошего прогресса в этом направлении?

С.З. Решение по движению сопротивления и территориальной обороне несколько запаздывающее, нужно это ускорить. Должна быть повышена мотивация и созданы факторы, когда не только военный резерв, но и другие слои граждан будут вовлечены в территориальную оборону, потому что это важнейший компонент построения системы обороны, не менее важный, чем количество оружия. Потому что война начинается, но не завершается операциями, которые могут врагу казаться удачными на первом этапе. Затем начинается война на истощение, преимущество заключается в знании территории и готовности народа защищать ее, это должно выйти на первый план.

ВСУ в нынешнем состоянии способны нанести врагу потери, военные к этому готовы и мотивированы, но теперь встал вопрос о мотивированности общества. Надо понимать, что с началом боевых действий мы должны действовать на территории врага, уничтожать логистические связи их подразделений, которые обеспечивают войска агрессора топливом, боеприпасами, пищей. Должны действовать средства поражения по территории противника, нужно будет активизировать Силы специальных операций, которые способны перерезать логистические каналы поставок.

"ДС" Насколько серьезным препятствием для вражеских ДРГ и войск являются полесские болота, ведь характер ведения войны коренным образом изменился с середины прошлого столетия?

С.З. Беларусь интересна тем, что, когда создавались ее Силы спецопераций, они делали ставку на знание своей территории, планирование и качественное переосмысление партизанских действий времен Второй мировой, когда использовались особенности местности. Болота ограничивают передвижение по определенным участкам определенных образцов тяжелой техники, но создают условия для передвижения легких подразделений. Но нами это уже учтено в особенностях сбора бригад, их действия на этих направлениях — это как раз одна из типичных задач для ВСУ.

"ДС" Возможно ли в будущем размещение в странах — членах НАТО, соседствующих с Беларусью, наступательных вооружений в ответ на ее милитаризацию под протекторатом России?

С.З. Думаю, здесь речь идет о более гибких подходах, возможном маневре средствами поражения без размещения конкретных пусковых установок вплотную к врагу. То, о чем вы говорите, — калька давних советских подходов времен корейского кризиса: давайте подтянем ракеты поближе, тогда враг испугается посильнее. Хотя на примере Кубы эта угроза сохраняется и дальше, потому что повторное размещение российских ракет там действительно создает опасную ситуацию. Насыщение наступательными вооружениями Европы — один из элементов текущей дискуссии, которая продолжается между США и РФ, в которой ЕС занимает не четко определенную позицию. Думаю, будущее вооружений в Европе будет определяться итогом дипломатической "разведки боем", которая сейчас идет между РФ и Соединенными Штатами.

    Реклама на dsnews.ua